Караваджо. «Шулера», 1594 год, Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт © Public domain
Религиозные сюжеты были основой творчества Караваджо. Они помогали ему зарабатывать. Но в стремлении к отображению земной человеческой жизни художник обращался к жанру бытовых сцен. Такой житейский сюжет — на картине «Шулера».
Перед зрителем — три игрока в карты. Молодого человека в богатых одеждах, изображенного слева, пытаются обыграть. Игрок за его спиной, подглядывающий в чужие карты, условными знаками дает понять напарнику, какие из них пустит в игру богач. Шулер справа уже готов вытащить нужную карту из-за спины, чтобы обман совершился.
У картежника, расположенного в центре, обрезаны перчатки на кончиках пальцев: все для того, чтобы лучше чувствовались крапленые карты. Сразу видно, что Караваджо не раз находился среди таких мошенников и был прекрасно знаком с этим «ремеслом». Художник вел богемный образ жизни и сам немалые деньги спускал на карты.
Караваджо прожил короткую жизнь, но успел изменить живопись так, что вошел в историю революционером. Его работы легко узнать: «подвальный» свет, реальные земные истории и даже почти пугающий натурализм религиозных сюжетов. Такими были первые шедевры итальянского барокко.