Чем знаменит Александр Бородин

10.11.2022

Культура

Композитор, химик и общественный деятель

В этом году — 189 лет со дня рождения композитора и химика Александра Бородина. Рассказываем, как ему удалось создать романсы, оперы, основать химическое общество и женские курсы — за одну жизнь.

Бородин — сын князя и мещанки

Александр Бородин — русский композитор, участник музыкального содружества «Могучая кучка». И химик-органик, благодаря исследованиям которого Солигалич стал минеральным курортом. А еще — общественный деятель, который боролся за право женщин получать высшее образование.
Портрет Александра Бородина в возрасте 14 лет. С портрета, написанного Андреем Деньером в 1848 году © Public Domain
Александр Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Он — внебрачный ребенок грузинского князя Луки Гедеванишвили и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. Мальчика записали сыном крепостного камердинера Порфирия Бородина. Когда Саше исполнилось восемь лет, Гедеванишвили дал ему вольную и подарил большой дом. Из-за происхождения мальчик не мог поступить в гимназию, поэтому он учился дома: изучал иностранные языки, осваивал игру на музыкальных инструментах, интересовался химией. Позднее родители провернули хитрую схему и записали сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Благодаря этому он смог сдать экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии и стать вольнослушателем в Медико-хирургической академии.

Лечебный курорт и «Могучая кучка»

Илья Репин. «Портрет Александра Порфирьевича Бородина», 1888 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
После учебы Бородин работал врачом-ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя. Потом был ассистентом на кафедре общей патологии и общей терапии академии, читал лекции по химии. Стал доктором медицины, защитил диссертацию на тему мышьяковой кислоты. Исследовал состав минеральных вод в Солигаличе, благодаря чему в городе открыли лечебный курорт. Кстати, он до сих пор работает и пользуется популярностью.
Однажды во время дежурства в госпитале Бородин познакомился с офицером Модестом Мусоргским. Молодые люди сошлись на почве музыки. А несколько лет спустя вместе с другими музыкантами — Милием Балакиревым, Николаем Римским-Корсаковым и Цезарем Кюи — объединились в творческое содружество «Могучая кучка».
Еще одна важная часть жизни Бородина — общественная деятельность. Он был одним из создателей Высших женских врачебных курсов, на которых преподавал химию, и одним из основателей Русского химического общества. Вот оно:
Александр Бородин и другие основатели Русского химического общества, 1868 год © Public Domain

Бородин-композитор

Бородин был требователен к себе и к тому, что делал. К музыке в том числе: он скрупулезно трудился над каждым произведением. Из-за этого многие работы остались незавершенными: композитор не успел довести их до идеала. Тем не менее его наследие очень богато: романсы и песни, оперы, произведения для фортепиано и оркестра, камерная музыка.

«Князь Игорь»: увертюра по памяти

Фрагмент из постановки оперы «Князь Игорь», 1917 год © Internet Archive Book Images, No restrictions, Wikimedia Commons
В 1869 году Александр Бородин задумал создать оперу на основе эпической поэмы «Слово о полку Игореве». Композитор год изучал материалы, делал музыкальные наброски, но потом из-за большой занятости приостановил работу. Четыре года спустя вернулся к опере.
Бородин умер в 1887 году, и «Князь Игорь» остался незавершенным. Работу за него закончили Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Есть легенда: якобы Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую когда-то исполнял Бородин на фортепиано. Хотя сам композитор позднее опроверг это.
Премьера «Князя Игоря» состоялась в 1890 году в Мариинском театре, и публика была в восторге. А вот как ставили оперу в Петербурге в 1993 году

Вторая симфония — «Богатырская»

Тема первой части из Второй симфонии Бородина на могиле композитора © Dimitri1cantemir, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
В том же 1869 году Бородину пришла в голову идея создать симфонию, которая бы олицетворяла мощь России, описанную в былинах. Первую часть произведения он закончил в 1870 году и сразу же показал ее коллегам из «Могучей кучки». Потом работа шла медленно: Бородин был занят химией и параллельно писал оперу «Князь Игорь».
Премьера Второй симфонии пришлась на 1877 год, музыкальный критик Владимир Стасов назвал ее «Богатырской» — такую символику он уловил в ее мелодиях. После смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов внесли в симфонию изменения: их редакция стала более популярной, чем авторская. Тем не менее во всем мире «Богатырскую» знают и любят именно как произведение Александра Бородина. Она считается вершиной его симфонического творчества.

Романс «Спящая княжна»

Виктор Васнецов. «Спящая царевна», 1926 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
«Спящую княжну» Бородин написал в 1867 году. И тем самым создал новый жанр — эпическую балладу, хотя сам композитор называл ее сказкой. История про спящую красавицу не нова, только у Бородина она заканчивается не так, как у других музыкантов, писателей и художников.
В романсе три образа: спящая девушка, злобные мифические существа и богатырь, который освобождает девушку от недобрых чар. Вот красавица глубоко спит, вот мимо проносятся ведьмы, а вот появляются слухи, что есть где-то богатырь-спаситель и что вот-вот он придет. Но он все не приходит, и поэтому «…никто не знает, скоро ль час ударит пробужденья».
Некоторые современники видели в романсе «Спящая княжна» политический подтекст. В конце 1860-х в российском обществе было много людей, настроенных против власти монарха, и можно предположить, что спящая княжна — это образ России, которую никак не может разбудить богатырь.

Романс «Море»

Иван Айвазовский. «Девятый вал», 1850 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
«Море» — романс-баллада Александра Бородина. Сюжет у него такой: по бушующему морю плывет храбрый мужчина, везет с собой дорогой товар — драгоценные камни, золото, ткани. А еще с ним — молодая жена. Он отважно борется со стихией, но в один момент море все же одолевает его: «…Но с морем упрямым он сладить не мог, лодка все дальше и дальше плывет, лодку волною в море несет. Там, где недавно лодка плыла, лишь ветер гулял да седая волна».
Музыка во многих моментах перекликается с европейскими балладами. Например, фортепиано, изображающее бурное море, по стилю похоже на ритм скачек в балладе «Лесной царь» Франца Шуберта. Интересно, что Александр Бородин изобразил море только лишь с помощью фортепиано, а потом уже Римский-Корсаков доработал произведение и сделал оркестровку.
Романс пришелся публике по душе. А критик Стасов отозвался о нем так: «…это высший из всех романсов Бородина и, по моему мнению, самый великий, по силе и глубине создания, из всех, какие есть до сих пор на свете».
Считается, что Александр Бородин, по сравнению с другими композиторами, написал не очень много музыкальных произведений. Но каждое из них — шедевр. Впрочем, другие композиторы чаще всего не занимались наукой и не читали лекций. Убедиться в невероятном таланте композитора приглашаем на концертные и театральные сцены страны. Например, в Московскую консерваторию или Санкт-Петербургскую филармонию, в Большой или Мариинский театр. Банк ВТБ выступает партнером этих культурных институций и поддерживает их развитие.