В Центре «Зотов» в Москве открылась выставка, посвященная Александру Родченко. На ней представлено 58 его знаковых фотографий, но в фокусе внимания не только Родченко-фотограф. В экспозицию также вошли личные вещи авангардиста, его письма и дневниковые записи. Задача выставки — показать, как Родченко мыслил, что чувствовал, о чем мечтал. О проекте, его главном герое и запечатленном им времени мы поговорили с Дмитрием Никишовым, куратором выставки «Родченко. Личное», созданной при поддержке Банка ВТБ.
Куратор выставки «Родченко. Личное» Дмитрий Никишов. Фотограф Владимир Аверин © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Выставка «Родченко. Личное» открывает серию персональных выставок центра «Зотов». Почему решили начать с него?
Когда мы произносим «конструктивизм», имя Родченко возникает в первую очередь. Нам хотелось дать ему голос, чтобы он рассказал о своем времени.
Александр Родченко. «Лестница», 1929 год © Предоставлено Фондом Still Art
Что нам важно знать о Родченко, чтобы понять ценность этой выставки? Какими его приемами фотографы пользуются до сих пор? В чем его главные находки?
Родченко — большой новатор. Он был художником, отличился в живописи, дизайне мебели, театральном искусстве. Но если говорить именно о фотографии, Родченко придумал динамическую диагональ. Фотоаппараты изменились — теперь их можно было вертеть в руках, и Родченко не побоялся это сделать. Он снимал с необычных ракурсов, снизу вверх или сверху вниз. Еще одна важная вещь, которая стала революцией — прямая фотография. Родченко фотографировал близких людей без дистанции. Он не старался сделать из фотографии изящное искусство, наоборот, подчеркивал особенности, и это делало его снимки уникальными.
Александр Родченко. «Портрет матери», 1924 год © Предоставлено Фондом Still Art
Есть ощущение, что открытия Родченко (двойная экспозиция, диагональ, интерес к ритму — лестницам, аркам, повторяющимся элементам городов вроде балконов) распространились так широко, что неосознанные подражания его снимкам заполонили соцсети. Массовая культура освоила его приемы?
Родченко — про то, чтобы в окружающем увидеть искусство, увидеть реальность эстетически. Задачи социальных сетей в чем-то совпадают с задачами Родченко — запечатлеть свою реальность и показать ее красивой. Мотивы повторяются, но, мне кажется, это наше общечеловеческое. Нам нравится упорядоченное, стоящее по росту. Мы эстетизируем подобное, даже не зная о Родченко.
На выставке «Родченко. Личное». Фотограф Анастасия Пожидаева © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
По какому принципу отбирались дневниковые записи?
Сам Родченко говорит, что человек — это сумма впечатлений. Поэтому мы выбрали разные, порой не согласующиеся друг с другом факты, чтобы представить его как многогранного человека. Нам хотелось показать записи Родченко, потому что публике они не очень известны: его дневники были изданы только в 90-е годы. А ведь это необычный жанр — мужской дневник.
Что из не вошедших в выставку дневниковых записей вас зацепило?
В 40-е годы он ведет график работы лифта в доме: мол, лифт не работает, не идет, и я не пойду. Или он записывает график цветения растений со своего окна. Это его личное тоже важно и ценно.
Каким человеком он рисуется благодаря дневникам?
Кажется обычным человеком. Как художник он гений, но если мы смотрим на него через эти записи, он точно такой же как мы. Он не испытывал каких-то иных чувств, наоборот, он очень похож на нас всех. Например, как-то Степановой он пишет, во время своей поездки в Париж, с таким удивлением, что он каждый день моется. Что вот горячая вода и он радуется. Прямо как мы, когда у нас отключают воду.
Александр Родченко. «В мастерской Родченко и Степановой», 1925 год © Предоставлено Фондом Still Art
Татлин, Маяковский, Бурлюк, Брик, Кулешов — есть ли равная этой тусовке группа в современности?
Я думаю, что, когда они были все вместе, они не могли себя оценивать как тусовку, которая настолько повлияет на всех. Нам нужно время, чтобы понять, кто из современников такой же влиятельный.
На выставке «Родченко. Личное». Фотограф Анастасия Пожидаева © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Цилиндрическая форма выставочного зала — в чем она ограничивает и что дает?
Мы видим в этом больше возможностей, чем ограничений. Выставка не заканчивается, ты можешь идти и идти по кругу, еще раз просматривать снимки и никуда не возвращаться. Создается впечатление, что эти стенды — листы фотоальбома Родченко, который ты листаешь. Помещение само по себе рождает много ассоциаций.
У какой фотографии вы задерживаетесь дольше, чем у других?
Мне нравится одна его фотография, с которой начинается выставка. Поэтический образ: полевые цветы, его дочь Варвара, ощущение молодости, радости, весны. Но передано это без цвета, только с помощью черно-белой фотографии.
Александр Родченко. «Полевые цветы», 1937 год © Предоставлено Фондом Still Art
С какой мыслью идти на выставку?
Самое важное — понять, что это не монографическая выставка в классическом представлении, где мы смотрим, как со временем менялся художник. Мы отталкиваемся от идеи, что только человек с такой жизнью мог создать такие произведения искусства. Очень важно попытаться соединить тот образ, который у нас вырисовывается из фотографий художника, с теми текстами, которые он записывал. И подумать, а что такое творческая личность? Это его произведения? Или тексты и концепции? Или сумма всех впечатлений?