Чеховская классика на московских сценах

31.01.2023

5 знаковых спектаклей по пьесам великого драматурга

Чехов навсегда изменил русский театр. Впервые его произведения услышали со сцены еще в 19 веке, но многие из них востребованы у зрителя до сих пор. Ко дню рождения писателя и драматурга подобрали московские спектакли февраля, поставленные по чеховской классике.

«Чайка» в МХТ имени А. П. Чехова: классика на территории современного искусства

Сцена из спектакля «Чайка» © Екатерина Цветкова
Для МХТ Антон Чехов — знаковая фигура. Неслучайно театр носит именно его имя. Успех Художественного театра начался с чеховской «Чайки» — рискованной постановки, премьера которой с грохотом провалилась ранее на сцене Александринского театра. Московский театр поставил пьесу совсем иначе, и зрители были в восторге. С этого спектакля началась история классического русского театра, основанного на актерской системе Станиславского.
«Чайку» до сих пор можно увидеть на сцене МХТ. И речь не только об эмблеме, созданной еще Федором Шехтелем. В год 160-летия Чехова спектакль вернулся на сцену Художественного театра. Сейчас классическая чеховская пьеса идет в МХТ в постановке известного европейского режиссера Оскараса Коршуноваса.
«Чайка» в МХТ изменилась. Теперь в ней нет исторического флера: со сцены исчезли пиджаки и платья. Но современность спектакля совсем не в том, что герои переоделись в футболки и джинсы. Коршуновас попытался найти в уже предсказуемой и знакомой пьесе новые смыслы, превратить ее в актуальную трагикомедию о поколениях.
Арт-критик Сергей Хачатуров написал по этому поводу:
 
«Скучная и неудобоваримая „Чайка“ — прививка архиважных знаний о современном человеке, обществе и искусстве. Только необходимо увидеть в пьесе сложного собеседника, с которым можешь доверительно и уважительно общаться, не коверкая речь и не суетясь. Оскарас Коршуновас разговорил пьесу по существу, спроецировав текст Чехова на территорию современного искусства».
Когда: 10 февраля

«Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: абсолютно чеховская форма

Актеры в сцене из спектакля «Чайка» в театре «Мастерская П. Н. Фоменко» © Наталья Кудрякова
Найти сейчас чеховскую «Чайку» в торжестве старых форм тоже можно. Такова она в постановке Кирилла Пирогова в Мастерской Петра Фоменко. Здесь сохранили все, что сделало Чехова классиком русского театра: искусство недомолвок и недосказанностей, главный смысл, спрятанный «за словами».
В голову сразу лезут мысли о затяжном, монотонном, совсем неактуальном театре. По этому поводу Юлия Зу в рецензии заметила: «Казалось бы, с таким настроем должна получиться исключительная нафталинная тягомотина, но то, что сделал Кирилл Пирогов с чеховской „Чайкой“ на сцене Мастерской Петра Фоменко, совсем не походит на скучный спектакль».
Действие «Чайки» режиссер оставил в прошлом, но перенес на конец 1920-х: время выдают песни Марлен Дитрих и элегантные брючные костюмы. Ужасы революции и Гражданской войны позади, и есть недолгий период стабильности. Это позволило героям остановиться, заглянуть внутрь себя и отыскать ответы на личные вопросы.
«Чайка» в Мастерской Фоменко — дань памяти основателю театра. Ведь Петр Фоменко еще в 2004 году поставил с основоположниками театра «Три сестры» Чехова. Поэтому к возвращению автора на сцену Мастерской Пирогов отнесся с особенным трепетом, бережно погрузившись в созданный Чеховым мир.
Когда: 18 февраля

«Дуэль» в МХТ имени А. П. Чехова: конфликт с жизнью — главная борьба человека

Сцена из спектакля «Дуэль» © Екатерина Цветкова
Современный МХТ часто обращается к чеховским пьесам, которые редко удается увидеть в афишах московских театров. Среди них «Дуэль» в постановке Антона Яковлева, — с блестящим актерским составом и до деталей выверенной режиссурой.
Постановщик акцентировал внимание на формуле судьбы, придуманной еще молодым Антоном Чеховым для своих современников: их жизнь «не случилась, пропала» — они не нашли себе место в изменяющемся мире. Так, на сцене МХТ оказались герои, пораженные недугом конформизма и лени. Они, по словам Антона Яковлева, «находятся в постоянной дуэли с собой или друг с другом». У них не получается просто жить.
Но у героев Чехова всегда остается единственный шанс измениться или кануть в бездну, проиграть. Этот вопрос в пьесе должен решиться после реальной дуэли, в тот момент, когда герои окажутся на краю пропасти. По замечанию театрального критика Елены Омеличкиной, тогда человек узнает о себе больше, чем за целую жизнь.
Когда: 17 февраля

«Попрыгунья» в Театре имени Евгения Вахтангова: о том, как невнимательно мы живем

Актеры в сцене из спектакля «Попрыгунья» режиссера Айдара Заббарова в Театре им. Е. Вахтангова © Екатерина Чеснокова, РИА Новости
Совсем свежую чеховскую постановку можно найти в Театре имени Евгения Вахтангова. Премьера «Попрыгуньи» молодого Айдара Заббарова состоялась недавно — в ноябре 2022 года. В спектакле режиссер обратился к идее отсутствия в тексте Чехова абсолютных злодеев и совершенных героев. Он вместе с артистами пытался ответить на вопрос: почему люди мешают друг другу достичь счастья?
Главная героиня спектакля — молодая и легкомысленная женщина из мира богемы. Ее яркую жизнь оплачивает муж — востребованный врач. Но жена не замечает его значимости, пока тот не умирает. Метаморфозы героини намекают на нашу небрежность и невнимательность к жизни, которую взрослые люди по ошибке приписывают только подрастающему поколению.
Когда: 4 и 21 февраля

«Дядя Ваня» в Театре имени Евгения Вахтангова: так вот почему это комедия!

Сцена из спектакля «Дядя Ваня» © Валерий Мясников
В афише Театра имени Вахтангова присутствует чеховская постановка, которая популярна у зрителей уже больше десятка сезонов, — «Дядя Ваня» Римаса Туминаса. Его спектакль сильно отличается от классики, а знакомых героев здесь можно даже не узнать. Это не слепое сокращение или переписывание великого драматурга. Это попытка ответить зрителю на вопрос, почему пьесы Чехова всегда называли комедиями.
Конечно, в постановке Римаса Туминаса есть что-то от понятной, нечеховской комедии: колоритность интонаций и поз, выразительность движений. Но не за это спектакль получил целое множество наград, среди которых, например, «Золотая маска». Дело в попытке режиссера раскрыть все то, что на самом деле думал и что при этом делал чеховский герой. Ведь говорит он всегда одно, делает второе, а думает третье.
Режиссер в своей интерпретации разгадывает суть жанра комедии, приближается к ответу на вопрос: где же веселье в разбитых человеческих мечтаниях и иллюзиях?
Когда: 23 февраля
Постановки по Чехову популярны в современных театрах, и отыскать их совсем несложно. Главное — выбрать среди них то, что точно придется по вкусу: актуальную интерпретацию классики или чеховский театр в его привычной и знакомой форме. Найти спектакль по душе приглашаем в МХТ имени А. П. Чехова, Мастерскую Петра Фоменко, Театр имени Евгения Вахтангова. Банк ВТБ поддерживает эти театры и их яркие постановки.