Центр «Зотов» приглашает на выставку, посвященную поискам национальных корней конструктивизма

06.12.2024

Выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов» в Москве © Пелагия Тихонова, РИА Новости
В Центре «Зотов» проходит, пожалуй, самая концептуальная выставка сезона — «Русское невероятное». Она приурочена ко дню рождения Центра: в ноябре «Зотову», проекту ВТБ, исполнилось два года. Цель выставки — отыскать в многовековой толще российской культуры те фундаментальные принципы, что легли в основу эстетики и философии конструктивизма. Благодаря такому подходу становится возможным рассмотреть конструктивизм вне конкретных исторических рамок, но вписать его в более широкий контекст. В результате и в православных иконах, и в лубке удается обнаружить черты конструктивизма. Или, вернее, некие общие основания, на которые опирались в своем творчестве как художники допетровского времени, так и творцы пролетарской культуры.
Кураторы поставили перед собой амбициозную задачу. Хронологический диапазон выставки впечатляет. В экспозиции — иконы XVII–XIX веков, шедевры русского и советского авангарда, работы современных художников. В выставочных залах мирно соседствуют искусства всех видов. Живописные полотна делят пространство с плакатами, арт-объектами, видеоинсталляциями. Наравне с образцами «высокой» культуры представлены произведения декоративно-прикладного искусства, творения народных умельцев. Так, рядом с иконой «Апостольская проповедь» можно увидеть коробочку из Федоскина или макет расписного подноса. Среди авторов — Иван Клюн, Александр Самохвалов, Илья Кабаков, Владислав Мамышев-Монро.
Неизвестный художник. Икона «Всемирный потоп». Первая половина XIX века. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник © Фото предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Почетное место на выставке занимают архитектурные проекты, теории и фантазии флагманов конструктивизма — Якова Чернихова, Ивана Леонидова и других. Всего экспозиция насчитывает 144 произведения. Они поступили из 29 государственных музеев и галерей, среди которых Третьяковская галерея, Русский музей, Музей архитектуры имени Алексея Щусева, Музей имени Андрея Рублёва.
Однако не только представители пластических искусств (архитектуры, скульптуры, живописи) стали героями выставки. Организаторы не обошли вниманием творчество Всеволода Мейерхольда, Андрея Тарковского, Сергея Курёхина. Своеобразным арт-объектом стало музыкальное сопровождение выставки, созданное композитором Николаем Комягиным. Сочинения Комягина значительно обогащают восприятие экспозиции, придавая ей дополнительный объем и глубину.
Раздел «Безмерно» на выставке «Русское невероятное» в Центре «Зотов» © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов», фотограф Даниил Анненков
Выставка поделена на десять разделов. Каждый из них посвящен какой-либо характерной особенности отечественной культуры, определяющей ее облик. Раздел «Безмерно» связан с темой пространства. Основной мотив здесь — бескрайний, необозримый простор. Он запечатлен, в реалистическом или абстрактном ключе, на картинах Георгия Нисского, Валерия Юрлова, Сергея Шаблавина, а также на фотографиях группы «Коллективные действия».
Вслед за пространством кураторы приглашают нас исследовать время. Основной фокус второго раздела выставки — «Навеки» — направлен на связь традиции и новаторства. В качестве примера можно привести влияние народного творчества на живопись представителей советского авангарда — 1920-х и 1960–70-х годов (Давид Штеренберг, Евгения Эвенбах, Владимир Немухин).
Работы авангардистов Михаила Матюшина и Ивана Клюна на выставке «Русское невероятное» в Центре «Зотов» © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов», фотограф Даниил Анненков
Еще одна бытийная категория, свойственная нашей культуре, — порыв. Духовные порывы и прорывы представлены в разделе «Вот-вот», где можно полюбоваться абстрактными картинами Михаила Матюшина («Кристалл»), Ивана Клюна («Беспредметная композиция») и Эдуарда Штейнберга («Композиция»).
Парадоксы, контрасты, противоречия русской жизни нашли отражение в секции, озаглавленной «Посреди». Здесь речь идет о таких понятиях, как «глобальное» и «индивидуальное», «свобода» и «судьба», «всё» и «ничто». Иллюстрировать эти оппозиции поручено произведениям Франциско Инфанте («Точка в своем пространстве»), Елены Губановой («Пустота»), Романа Сакина («Пустота»).
Франциско Инфанте. Артефакт из цикла «Легкие пространства». 2017 год. Музей AZ © Фото предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Сразу несколько залов выставки — «Живо», «Ввысь» и «Неудержимо» — словно объединены одним стремлением: вверх, прочь от земли. Залы наполнены летательными аппаратами. Здесь и знаменитый «Летатлин» Владимира Татлина, и пародия на него, созданная Леонидом Тишковым, — «Летишков». Орнитоптеры Татлина и Тишкова окружены целой флотилией дирижаблей, самолетов, космических аппаратов. Они нарисованы, написаны, собраны художниками Александром Лабасом, Петром Митуричем, Василием Купцовым.
Траектория полета уводит нас в межзвездный простор. Раздел «Запредельно» отдан во власть космоса, где не действуют земные законы, но главное — на личность перестают давить законы и нормы социума. Гипнотические, а порой и юмористические образы космоса можно найти в произведениях Франциско Инфанте («Спираль света»), Вячеслава Колейчука («Сферы»), Александра Повзнера («Без названия», из серии «Вещи»).
Рядом с утопией будущего организаторы нашли место и для хтони, ведь прогресс немыслим без борьбы с отсталостью, дремучестью. Однако хтонь — это не всегда непролазный мрак. Она столь же сопричастна творческому началу, как и мечты о Городе Солнца. Хтонические образы населяют один из разделов выставки — «Лихо». Здесь «Черный квадрат» Малевича предстает в роли сказочного монстра («Русские чудовища»), Ленин оказывается грибом-оборотнем («Ленин — гриб»), а Мавзолей, собранный из черных костяшек домино, превращается в загробный дворец Кощея («Черный костяной мавзолей»).
«Синие носы». Из серии «Русские чудовища». 2012 год. Предоставлено Александром Шабуровым © Фото предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Последний раздел выставки — «Вопреки» — призван напомнить, что все достижения, свершения и прорывы, как правило, становятся возможны в результате борьбы с неблагоприятными обстоятельствами, будь то бескрайнее, неизмеримое пространство, неостановимое и вечно спешащее время, противоречивость самой человеческой натуры или же сила инерции, свойственная общественным процессам. Поэтому так важно не переставать мечтать и всегда стремиться вперед и выше. Только в этом случае бессмысленный бег по кругу оказывается восходящим движением по спирали.
Поставив перед собой цель выявить в российском менталитете истоки конструктивизма, устроители выставки явно пошли дальше заявленной повестки. Вопросы, которые они подняли, предполагают куда более развернутый дискурс, не привязанный к точным временным или стилистическим координатам. Таким образом, выставка «Русское невероятное» оказалась посвящена не столько месту конструктивизма в русской культуре, сколько самой конструкции русской культуры. А это уже по-настоящему Безмерно, Лихо и Запредельно.
Олег Грознов, историк искусства