Большой театр представляет новое прочтение пьесы Шекспира, которой вдохновлялись Бетховен и Хаксли

02.07.2024

С 4 по 7 июля на Новой сцене Большого театра пройдет мировая премьера балета Юрия Красавина «Буря» по одноименной пьесе Шекспира. Для спектакля, созданного при поддержке ВТБ, костюмы разработал известный дизайнер (потребовалось более тысячи эскизов), хореографию поставил семикратный лауреат премии «Золотая маска», а фантастическая декорация отсылает к живописи Айвазовского и Поллока. Это последняя балетная премьера Большого театра в 248 сезоне.

Афиша балета «Буря» © Фото предоставлено пресс-службой Государственного академического Большого театра России
«Ад пуст. Все бесы здесь», — говорит один из героев «Бури» Уильяма Шекспира, и человечество надолго запоминает эти слова. Уже несколько столетий люди спорят об этой трагикомедии и обращаются к ней в своем творчестве. Олдос Хаксли использовал фразу из пьесы в качестве названия произведения «О дивный новый мир», Бетховен считал сонату № 17 и «Аппассионату» музыкальными воплощениями «Бури», а количество экранизаций и театральных постановок пьесы исчисляется сотнями. К «Буре» обращались такие крупные режиссеры, как Питер Брук, Питер Гринуэй, Сэм Мендес, Роберт Стуруа, а за роль волшебника Просперо (который в некоторых интерпретациях превращался в волшебницу) в разное время брались Ванесса Редгрейв, Хелен Миррен, Лев Дуров. Лишнее доказательство тому, что пьеса ничуть не устарела за 413 лет, прошедших с момента ее первой постановки, — отсылки к «Буре» в популярных сериалах «Остаться в живых» и «Мир Дикого Запада».
Шекспир в этом произведении обращается к едва ли не самым сложным вопросам в жизни человека: поиски себя, сила искусства, предательство и прощение, одиночество и все-таки надежда. «Бурю» называют «завещанием» драматурга — возможно, не только из-за времени написания (она считается последним произведением, созданным Шекспиром самостоятельно, без участия соавторов), но также из-за глубины содержания.
По сюжетам Шекспира в Большом театре было поставлено 14 опер и 8 балетов. А сама «Буря» впервые была показана на его сцене 22 апреля 1827 года. И вот новая интерпретация.
Над созданием балета работали люди, за которыми театральное сообщество следит давно и с большим интересом, ожидая от каждой новой их постановки свежих идей и неожиданных решений.
Либретто и хореография созданы семикратным обладателем «Золотой маски» Вячеславом Самодуровым. Он считает, что шекспировская пьеса будет интересна многим: «Своей странностью, трагикомичностью, сложностью тем пьеса означает конец эпохи Ренессанса и ставит под сомнение ее ценности, где человек — мера всего». Юрий Красавин, автор музыки, использовал в своем сочинении ту самую 17-ю сонату Бетховена: «Я на ней настоял, пусть и не в том объеме, в котором мне хотелось. Музыка получилась жестче, чем я обычно пишу, и ритмически сложнее. Хореографического воплощения жду с нетерпением».
К команде создателей балета присоединился и известный российский дизайнер Игорь Чапурин, который с 2005 года работает над костюмами и декорациями самых громких постановок театра. На презентации перед премьерой он рассказал, что нарисовал более тысячи эскизов одежды, которых хватило бы на несколько спектаклей. По словам Чапурина, он стремился создать современные визуальные образы и придать классике остроактуальный тон, сохранив при этом брутальную эстетику оригинала. Чтобы помочь зрителям прочесть произведение Шекспира на языке танца, в костюмах дизайнер использовал асимметрию, игру фактур, говорящие детали.
Оригинальный подход к работе над спектаклем продемонстрировал и художник-постановщик Алексей Кондратьев. Главную декорацию — «электрическую бурю, неподвижную, но одновременно постоянно меняющуюся и неожиданную» — он создавал, опираясь на впечатления от картины Ивана Айвазовского «Среди волн» и абстрактных полотен Джексона Поллока. «Вокруг нас все время бушует буря, и единственное место, где от нее можно спрятаться, — это театр. Это мое видение, и это объясняет, почему мы делаем этот спектакль именно сейчас», — так Алексей объясняет, почему пьеса Шекспира интересна ему и будет интересна зрителям.