Посетительница возле картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» на выставке к 175-летию со дня рождения живописца в Русском музее © Александр Гальперин, РИА Новости
В 2023 году вся Россия отмечала 175 лет со дня рождения Василия Сурикова. Крупные выставки прошли в Красноярске, на родине мастера, и в Новосибирске. Но главным центром празднования был выбран Петербург, где в залах Корпуса Бенуа разместилась беспрецедентная по масштабу экспозиция работ великого художника. Генеральным спонсором знакового события стал банк ВТБ.
Юбилейная выставка предоставляет уникальную возможность увидеть почти всего Сурикова сразу — от ранних ученических работ из Академии художеств до последних крупных шедевров («Степан Разин» и «Посещение царевной женского монастыря»). Эпохальным можно считать прибытие в Северную столицу сразу двух важнейших исторических полотен из постоянной экспозиции Третьяковской галереи — «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». При этом художник представлен не только своей прославленной исторической живописью, но и чудесными портретами, тонкими акварельными этюдами, а также малознакомыми широкой аудитории работами на религиозные сюжеты («Благовещение», «Исцеление слепорожденного»).
Посетительница возле картин Василия Сурикова «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом» (слева) и «Милосердный самарянин», представленных на выставке к 175-летию со дня рождения живописца в Русском музее © Александр Гальперин, РИА Новости
Два монументальных полотна из собрания Русского музея — «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» — прошли перед выставкой комплексную очистку и реставрацию, что позволит современному зрителю увидеть их практически в первозданном виде.
Действительно, на Сурикова очень важно смотреть вживую. Только так можно в полной мере ощутить разнообразие и богатство его «колоритного теста красок». Известно, что именно Суриков первым из мастеров своего поколения всей душой воспринял открытия импрессионистов. Цвет и свет всегда были для него на первом месте. Даже замыслы его грандиозных работ часто рождались из простых, но ярких цветовых впечатлений — черного крыла вороны на снегу, красных рефлексов от пламени свечи на белой рубахе.
Дизайн выставки постоянно напоминает о важности колорита: каждый зал окрашен в особый цвет. Так, работы Сурикова-студента экспонируются на красном — традиционном фоне академических выставок XIX века. Зеленые воды реки Иртыш становятся колористическим камертоном всего зала, где царит «Покорение Сибири Ермаком». А глубокий синий заставляет зрителей буквально физически ощутить холод альпийских льдов, покоренных армией Суворова.
Посетители выставки «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее © Владимир Вяткин, РИА Новости
Помимо цвета, Суриков, безусловно, потрясает и масштабом. Будучи выходцем из Сибири, с дальних окраин Российской империи, где жизненный уклад и в XIX веке мало отличался от предыдущих эпох, Суриков любил писать картины с размахом — под стать своей совсем не малой родине. Его воистину монументальные полотна стали апофеозом развития русской исторической живописи. В них мы видим не костюмированную историческую сценку, не славного героя прошлых веков, но саму роковую махину истории, одинаково беспощадную и к «низам», и к «верхам». Многометровые картины Сурикова буквально завораживают своим сверхчеловеческим масштабом — и погружают в серьезные философские раздумья.
Интересно, что на выставке самые крупные работы не просто висят на стенах, а будто выдвигаются навстречу зрителю. Это позволяет публике увидеть знакомые с детства работы под новым углом в прямом смысле этого выражения. А также зонирует выставочное пространство таким образом, чтобы в зоне зрительского внимания каждый раз была только одна большая вещь.
Кроме того, на выставке живописные произведения дополнены подлинными предметами декоративно-прикладного искусства — резными наличниками, коврами, платками, накосниками, старообрядческими четками-лестовками. Каждое историческое полотно было результатом многолетнего (в среднем три-четыре года) труда мастера — разработка композиции, поиск человеческих «типов» и подлинного антуража, походы в музеи и архивы, поездки по стране и за границу, десятки и сотни подготовительных этюдов. Известно, что Суриков уделял особое внимание исторической достоверности своих работ, искал и приобретал образцы костюмов и аксессуаров XVII-XVIII веков. Таким образом зрители словно имеют возможность побывать в святая святых художника — мастерской и заглянуть в его знаменитый сундук с коллекцией старинных артефактов.
Посетительница фотографирует картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова» на выставке к 175-летию со дня рождения живописца в Русском музее © Александр Гальперин, РИА Новости
Каждый раз без исключения усилия Сурикова окупались сторицей. Его работы неизменно становились гвоздями передвижных художественных выставок — и приобретались в лучшие коллекции за огромные деньги. Таким образом, Сурикову удалось в свое время добиться практически невозможного: стать абсолютно независимым, работающим вне частного или государственного заказа историческим живописцем.
Безупречная репутация и популярность Сурикова остаются неизменными сквозь века. Огромный успех и рекордная посещаемость (100 тысяч человек только за первые полтора месяца работы) юбилейной выставки в Русском музее — еще одно тому подтверждение.
Анастасия Мамаева, искусствовед