Без лишних деталей: 5 шедевров конструктивизма из разных видов искусства

25.09.2023

Культура

Архитектура: Дом Наркомфина в Москве

Дом Наркомфина на Новинском бульваре в Москве после реставрации © Виталий Белоусов, РИА Новости
Эпоха конструктивизма была короткой, но на долгие годы определила вектор развития советской архитектуры. Декоративные элементы и связь с историей отошли на второй план, стали актуальными свободные линии и удобство. Архитекторы перестали использовать золото и лепнину, ведь они не приносили никакой практической пользы.
Дом Наркомфина на Новинском бульваре Москвы — пример художественного воплощения архитектуры конструктивизма. Здание построили в 1928–1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. Это первый опыт строительства жилья нового типа, без лишних деталей. Авторы предполагали, что дом станет символом перехода от старого уклада жизни к радикально новому, коммунальному.
Жилой Дом Наркомфина с 1980-х годов был под угрозой разрушения. Реставрацию здания провели только в 2015 году благодаря новому владельцу дома, который понимал его историческую ценность. Символично, что руководил реставрацией архитектор Алексей Гинзбург — внук автора проекта. Восстановленный Дом Наркомфина — пример сохранения памятника конструктивизма и его интеграции с современным обликом города.

Фотография: коллаж Александра Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний»

На открытии ретроспективной выставки Александра Родченко «Фотография — искусство» © Сергей Пятаков, РИА Новости
Фотограф и художник эпохи конструктивизма Александр Родченко был новатором в искусстве фотомонтажа и получил всесоюзную известность. Он много экспериментировал с этой техникой, уделяя особое внимание композиции и создавая как статичные картины, так и картины с иллюзией движения.
Родченко стоял у истоков советской рекламной фотографии. «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» — это рекламный плакат для ленинградского отделения Госиздата, опубликованный в 1924 году. Он стал узнаваемым агитационным символом периода конструктивизма.
В основе фотоколлажа — фотография Лили Брик авторства самого Родченко. Яркость цвета, идейность, жесткая геометрическая конструкция здесь — смелый художественный эксперимент. В коллаже нет симметрии, только четкие линии и мотив рупора как голоса эпохи. Благодаря лаконичному шрифтовому решению, броской цветовой гамме и точно найденному ракурсу съемки образ агитатора на плакате приобретает эпический масштаб.

Театр: спектакль Всеволода Мейерхольда «Великодушный рогоносец»

Модель декорации «Великодушный рогоносец» (реконструкция) © Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства Л. С. Попова. Театр Мейерхольда, 1922 год, режиссер В. Э. Мейерхольд © CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
«Великодушный рогоносец» — это спектакль в жанре фарса по одноименной пьесе бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка. В постановке режиссера Всеволода Мейерхольда пьеса стала воплощением конструктивизма в искусстве драматического театра. Спектакль вышел 25 апреля 1922 года в Москве на сцене Театра Актера.
Сцена была без занавеса, кулис, задника и рампы. Единственная декорация спектакля — рабочий станок авторства художницы Любови Поповой. Это продолговатая деревянная конструкция на фоне кирпичной кладки. Сзади станок увенчан тремя колесами разного диаметра, а спереди — многочисленными лестницами, дверями, скатами и переходами. Все актеры были одеты в одинаковые синие рабочие комбинезоны. В течение трех часов они с акробатической легкостью непрерывно двигались по сцене. Это был первый знаковый абсурдистский спектакль в Советской России. «На премьере „Великодушного рогоносца“ биомеханика и конструктивизм держали публичный экзамен», — писал в своей книге театральный критик Давид Золотницкий.

Музыка: балет Сергея Прокофьева «Стальной скок»

Сцена из спектакля «Стальной скок» Саратовского театра оперы и балета в рамках фестиваля «Золотая Маска» на Новой сцене Большого Театра © Евгения Новоженина, РИА Новости
Конструктивизм нашел свое отражение и в музыке. Его стилистические приемы в музыкальном произведении — резкие звуки, скрежет и гул, внезапные контрасты. Одноактный балет Сергея Прокофьева «Стальной скок» стал вызовом театральному миру. Прокофьев написал его в 1925–1926 годах по заказу антрепренера Сергея Дягилева. Балет рисует картины нового индустриального общества в духе эстетики советского завода. «Я хотел изобразить современную Россию, которая живет, дышит, имеет собственную физиономию…», — писал Дягилев.
Премьера «первого большевистского балета» состоялась 7 июня 1927 года в Париже в Театре Сары Бернар благодаря протекции Дягилева. Одиннадцать контрастных патетических танцев сменяли друг друга и представляли разные группы персонажей. Форма повествования отражала социалистическую утопию того времени: рабочие на сцене размахивают деревянными молотами, а главные герои танцуют, приводя завод в движение своим танцем. Балет «Стальной скок» идет и в наше время — в Саратовском государственном академическом театре.

Литература: поэма Ильи Сельвинского «Улялаевщина»

Могила Ильи Сельвинского на Новодевичьем кладбище © Улайсаева, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Конструктивисты смотрели на литературу с технической точки зрения. Они считали, что любое произведение должно иметь выверенную структуру с функциональным использованием каждой из ее частей. Поэт и драматург Илья Сельвинский был основателем ЛЦК — Литературного центра конструктивистов, куда входили также Владимир Луговской, Эдуард Багрицкий и Вера Инбер.
«Улялаевщина» — самое известное произведение Сельвинского и памятник поэтического конструктивизма. Автор создал свою эпопею в 1924 году, а уже в 1927-м ее издали отдельной книгой в Артели писателей «Круг». Название поэмы происходит от фамилии главного героя — анархиста Улялаева.
«Улялаевщина» описывает события Гражданской войны на Урале после революции 1917 года. Поэма состоит из 11 глав и написана тактовиком — редким стихотворным размером, интервалы в котором меняются от одного до трех слогов. В произведении почти нет эпитетов и метафор, строки сжаты и до отказа наполнены содержанием. Критик Михаил Беккер писал о языке «Улялаевщины»: «Это — так называемая экономия изобразительных средств». Сами литераторы-конструктивисты считали, что их произведения — это высшая математика в литературе, поэтому они недоступны пониманию массового читателя.
Динамизм и аскетизм стали основой вдохновения для конструктивистов и имели общую цель — донести до народа новые ценности через более демократичную форму искусства. Банк ВТБ в рамках поддержки памятников конструктивизма стал инициатором реставрации одного из них — здания Хлебозавода № 5 имени Зотова на улице Ходынской, 2с1 в Москве. После восстановления исторического облика в здании открыли Центр «Зотов» — культурно-образовательное пространство, сохраняющее традиции конструктивизма.