Открывается новый театральный сезон. Рассказываем о премьерных спектаклях из осенней афиши театров — партнеров ВТБ. В программе — черная комедия, классика, эксперименты и истории для семейного просмотра.
«Самоубийца» в МХТ имени Чехова
Сцена из спектакля «Самоубийца». Актеры — Ксения Теплова, Игорь Золотовицкий © Фото Александры Торгушниковой, предоставлено пресс-службой МХТ имени Чехова
Черную комедию «Самоубийца» Николай Эрдман написал в 1928 году, но при жизни автора ее так и не показали на сцене. История начинается комично, но заканчивается драмой. Главный герой — Семён Подсекальников — ссорится с женой из-за ливерной колбасы и угрожает покончить с собой. Сперва соседи по коммунальной квартире пытаются его отговорить, но потом выясняется, что возможное самоубийство Подсекальникова почти всем будет выгодно.
Интересно: Во время читки пьесы Константин Станиславский, по словам очевидцев, хохотал до слез и называл ее «одним из значительнейших произведений нашей эпохи». Он сравнивал Эрдмана с Николаем Гоголем и лично писал Иосифу Сталину с просьбой разрешить постановку. Произведение также высоко оценили Максим Горький и Анатолий Луначарский.
Где смотреть: МХТ имени Чехова, Основная сцена, Москва, Камергерский переулок, дом 3.
«Утиная охота» в Театре имени Евгения Вахтангова
Сцена из спектакля «Утиная охота» © Предоставлено пресс-службой Театра имени Евгения Вахтангова
Пьесу Александра Вампилова многие знают по экранизации — фильму «Отпуск в сентябре» с актером Олегом Далем. «Утиную охоту» долго не печатали и не ставили в театре: возникали споры по поводу образа главного героя — 30-летнего Виктора Зилова. Ему скучна жизнь, но он не хочет в ней ничего менять: отказывается заводить с супругой детей, пренебрежительно относится к работе, заводит любовницу. Философ Валентин Толстых говорил, что Зилов понимает бессмысленность своего образа жизни, но ничего поделать с собой не может, и сравнивал героя с Григорием Печориным. Свою версию пьесы в Театре имени Евгения Вахтангова представит режиссер Аскар Галимов.
Интересно: Впервые «Утиная охота» была напечатана в альманахе «Ангара» в 1970 году благодаря хитрости. Главный редактор Марк Сергеев улучил момент, когда главный цензор ушел в отпуск, и поставил пьесу в номер.
Где смотреть: Театр имени Евгения Вахтангова, Симоновская сцена, Камерный зал, Москва, Калошин переулок, 10, строение 2
«Усадьба Ланиных» в РАМТ
Сцена из спектакля «Усадьба Ланиных» © Предоставлено пресс-службой РАМТ
Автор пьесы Борис Зайцев был номинирован на Нобелевскую премию. В «Усадьбе Ланиных» он, как представитель Серебряного века, размышляет о смене эпох, уходе неторопливого дворянского быта с долгими обедами и разговорами по душам. За большим столом в старинном доме собираются разные поколения успешных людей. Смех, танцы, закаты — кажется, что здесь говорят обо всем и ни о чем сразу. Свой вариант прочтения пьесы публике представят режиссер Алексей Бородин вместе с художником Максимом Обрезковым.
Интересно: Пьеса в 1914 году стала режиссерским дебютом Евгения Вахтангова: он поставил «Усадьбу Ланиных» в «Студенческой драматической студии» и провалился. Виной тому были и декорации — бутафорская сирень и дешевая мешковина, и робость актеров, и неоднозначное прочтение пьесы.
Где смотреть: РАМТ, Большая сцена, Москва, Театральная площадь, 2
«Наследники» в Московском театре Олега Табакова
Сцена из спектакля «Наследники» © Предоставлено пресс-службой Московского театра Олега Табакова
В основу авторской инсценировки Олега Антонова под названием «Наследники» легла пьеса Сергея Найдёнова «Дети Ванюшина». Ее центральная тема — сложности взаимоотношений между поколениями. У главы семьи Александра Ванюшина шестеро детей, почти все они живут в одном большом доме, но «все врозь». Теплых отношений между ними нет, все лгут друг другу, склонны к злобе и алчности. Ванюшин на старости лет решает исправить положение и сблизить неуживчивых родственников. Режиссер постановки — Владимир Машков, он же играет в спектакле главную роль.
Интересно: В начале 20 века произведение было очень популярно, его активно ставили в театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Новый виток успеха случился в 1969 году, когда режиссер Андрей Гончаров поставил спектакль в Московском театре имени Владимира Маяковского — это стало настолько ярким событием культурной жизни столицы, что вдохновило Евгения Ташкова на создание одноименного фильма.
Где смотреть: Театр Олега Табакова проводит свой 39-й театральный сезон на сцене театра «Современник», Москва, Чистопрудный бульвар, 19
«Далеко-далеко на Востоке» в Театре Терезы Дуровой
Руфат Акчурин в образе Ходжи Насреддина © Предоставлено пресс-службой Театра Терезы Дуровой
Детский музыкальный спектакль о приключениях знаменитого персонажа Ходжи Насреддина — героя тысяч анекдотов и поучительных восточных сказок. Его главное умение — способность выпутываться из любых передряг с помощью слова. Великолепный оратор и острослов Насреддин часто прибегает к притворному невежеству и логике абсурда. Спектакль продолжает линейку этнических постановок Театра Терезы Дуровой.
Интересно: Верный спутник Насреддина — ослик. Он появляется во многих притчах как помощник персонажа или как главный герой. А сами истории про приключения Насреддина до сих пор пользуются популярностью в восточных странах.
Где смотреть: Театр Терезы Дуровой, Большая сцена, Москва, Павловская, 6
«Пугачёв» в Мастерской Петра Фоменко
Сцена из спектакля «Пугачёв» © Фото Дениса Жулина, предоставлено пресс-службой Мастерской Петра Фоменко
Драматическую пьесу Сергея Есенина «Пугачёв» мало ставили в театре. В 1921 году поэт предложил текст Всеволоду Мейерхольду, сам прочитал его перед труппой и получил отказ. Говорили, что в пьесе нет «драматургического сюжета», все действие строится на словах — такое сложно воплотить на сцене. В Мастерской Петра Фоменко за непростой материал взялся молодой режиссер Фёдор Малышев. В его постановке акцент сделан на интонации, пластику, жесты актеров и музыкальное сопровождение.
Интересно: В 1967 году режиссер Юрий Любимов поставил пьесу Есенина в Московском театре драмы и комедии на Таганке и каждый вечер собирал аншлаги. В роли Пугачёва выступал Николай Губенко, а в роли Хлопуши — Владимир Высоцкий, который добавил в спектакль авторские частушки.
Где смотреть: Мастерская Петра Фоменко, Новая сцена, Большой зал, Москва, Набережная Тараса Шевченко, 29
«Преступление и наказание» Театра балета Бориса Эйфмана
Репетиция балета «Преступление и наказание» © Предоставлено пресс-службой Театра балета Бориса Эйфмана
Театр балета Бориса Эйфмана представит свою интерпретацию романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. В качестве музыкального сопровождения выбраны композиции Густава Малера и Бориса Тищенко. Погружение в мир психологических противоречий героев осуществляется за счет сочетания оригинальной хореографии и традиционных образов, например Родиона Раскольникова с топором в руках.
Интересно: Первым «актером», представившим зрителям отрывки из «Преступления и наказания», был сам Достоевский. Он читал фрагменты еще не завершенного романа в 1866 году на мероприятии, посвященном сбору средств в пользу Литературного фонда.
Где смотреть: Александринский театр, Санкт-Петербург, площадь Островского, 6
«Буря» в Большом театре
Фрагмент балета «Буря» © Предоставлено пресс-службой Большого театра
Балет по последней пьесе Уильяма Шекспира в Большом театре
поставили в новой трактовке хореографа Вячеслава Самодурова, музыку для балета написал композитор Юрий Красавин, а костюмы придумал модельер Игорь Чапурин. Главный герой «Бури» — волшебник Просперо, живущий вдали от мира, на острове. Его предали, и теперь он хочет наказать обидчиков — для этого он вызывает бурю. А заодно непогода поможет Просперо удачно выдать замуж собственную дочь.
Интересно: В последний раз «Бурю» показывали в Большом театре почти 200 лет назад — в 1827 году. Акцент в ней был сделан на волшебно-романтическую составляющую, в то время как Самодуров переносит внимание зрителя на внутреннюю психологическую борьбу персонажей.
Где смотреть: Большой театр, Новая сцена, Москва, Театральная площадь, 1
«Набукко», «Иоланта» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» в Мариинском театре
Фрагмент оперы «Набукко» © Предоставлено пресс-службой Мариинского театра
В Мариинском театре осенью можно будет посмотреть сразу несколько премьер прошлого года. Среди них опера Джузеппе Верди «Набукко» — история о властолюбивом вавилонском царе Навуходоносоре исполняется на итальянском языке с титрами. Последняя опера Петра Чайковского «Иоланта» поведает о сказочной судьбе слепой от рождения дочери короля. А жизнерадостный спектакль «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера, поставленный Константином Балакиным, подарит атмосферу праздника.
Интересно: «Иоланта» — одноактное произведение, слишком короткое для классического театрального вечера, состоящего из трех актов. Петр Чайковский планировал объединять ее с двухактным балетом «Щелкунчик».
Где смотреть: Мариинский театр, Санкт-Петербург, Театральная площадь, 1 и Мариинский-2, Декабристов, 34
К открытию сезона ВТБ совместно с образовательным проектом Level One проведут 18 сентября
бесплатный вебинар «Театральная Москва: от Петра I до Чехова»: на лекции узнаем, как рождались выдающиеся спектакли и формировались труппы Большого театра, РАМТа и МХТ, и посмотрим на театральную историю столицы глазами Островского, Чехова и Гиляровского.
Также ВТБ выступил партнером мероприятий, которые пройдут в Китае осенью 2024 года в рамках перекрестных Годов культуры России и Китая. Третьяковская галерея покажет в Пекине и Шэньчжэне шедевры русского изобразительного искусства, от иконописи до произведений Петрова-Водкина и Дейнеки. Большой театр везет в Китай балет «Спартак», Театр балета Бориса Эйфмана — спектакли «Анна Каренина» и «Русский Гамлет», а оркестр musicAeterna — шедевры музыкальной классики, от Малера до Шостаковича.