История Алексея Венецианова исключительна для русского искусства. Чиновник, не получивший фундаментального для художника образования, стал родоначальником жанровой живописи и даже основал школу для талантливых крестьян. Ко дню рождения живописца вспоминаем главные темы его творчества.
От чиновника и художника-самоучки к признанию Академии
Алексей Венецианов. «Автопортрет», 1811 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Началось все с детского увлечения и уроков дядьки Пахомыча или, по другим источникам, Прохорыча. После окончания Московского пансиона Венецианова приняли на службу в Чертежное управление, а позже его перевели в Петербург, на должность помощника землемера. Но Алексей продолжает писать — в основном портреты пастелью. Служебный перевод в Канцелярию директора почт дает ему возможность посещать Эрмитаж и делать наброски, а знакомство с портретистом Владимиром Боровиковским оборачивается необходимыми Венецианову уроками живописи.
Алексей Венецианов. «Портрет княжны В. С. Путятиной», 1810-е годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Карьера чиновника тяготит Венецианова: он мечтает заниматься одной живописью. Чтобы получить звание академика, художник пишет сначала автопортрет, а затем — групповой портрет профессора Головачевского с учениками. Затея удалась: Венецианову присвоили звание академика Императорской Академии художеств. Он начинает писать портреты на заказ, а спустя несколько лет женится, выходит в отставку и уезжает в свое имение Сафонково в Тверской губернии.
Родоначальник бытового жанра: писать á lа натура
Алексей Венецианов. «Очищение свеклы», 1822 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Горожанина Алексея Венецианова пленяет тихое очарование сельской жизни: крестьянские будни, повседневные бытовые сценки, скромные пейзажи средней полосы и эпическая природа труда, повторяющаяся из года в год. Он нашел свое предназначение и с увлечением пишет далекие от академических канонов, но правдивые и искренние в своей простоте бытовые сцены. Тема русского крестьянства становится доминирующей в творчестве художника.
Примечательна картина «Очищение свеклы»: считается, что именно с нее началась русская бытовая живопись. Венецианов пишет то, что видит своими глазами: натруженные босые ступни, узловатые руки, «запыленность и неблестящесть». Неслыханное дело — «крестьянскую» картину покупает император Александр I, вознаграждая стремление художника писать á lа натура, изображать не подобное, а живое.
Алексей Венецианов. «Гумно», 1822–1823 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Представленная императору картина «Гумно», ради создания которой крестьянам Венецианова пришлось выпилить переднюю стену амбара, вскоре заняла место в Эрмитаже. Сарай, где молотят зерно, заменяет художнику храм, ведь вдохновлялся Венецианов внутренним видом капуцинского монастыря в Риме.
Алексей Венецианов. «На пашне. Весна», 1820-е годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Обыденные работы в поле обретают в картинах Венецианова значение вневременного, эпического, символизируя вечный круговорот жизни. В программной для художника картине «На пашне. Весна» крестьянка напоминает античную богиню плодородия, а несоответствие размеров девушки и лошадей, отсутствие их следов на пашне усиливает впечатление: фигуры будто парят в струящемся весеннем воздухе. Аллегория бытового и бытийного прослеживается и в других работах: героини картин «На жатве. Лето» и «Сенокос» напоминают крестьянскую Мадонну с младенцем. Жанровые картины приобретают звучание «высокого штиля».
Галерея крестьянских портретов
Алексей Венецианов. «Крестьянка с васильками», 1820-е годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Венецианов не ограничивается бытовыми зарисовками: его притягивают свежие лица крестьянских девушек, степенные мужики, подобные портретам старых мастеров старухи и дети. Жницы и пряхи, молочницы и кормилицы, пастухи и старушки входят в русскую живопись галереей идиллических образов «сеятелей и хранителей» русской земли, неизвестных обществу до Венецианова.
Алексей Венецианов. «Крестьянин, отрезающий ломоть хлеба», 1820-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Художник Аполлон Мокрицкий так отзывался о Венецианове:
«Никто лучше его не изображал деревенских мужиков во всей их патриархальной простоте. Он передал их типически, не утрируя и не идеализируя, а потому что вполне чувствовал и понимал богатство русской натуры… Имея чрезвычайно зоркий и зрячий глаз, он умел передать в них даже ту матовость, запыленность и неблестящесть, которые сообщают мужику его постоянное пребывание или в поле, или в дороге, или в курной избе».
Алексей Венецианов. «Молочница» («Крестьянка с подойником»), не позднее 1826 года, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Знание крестьянской жизни, существование бок о бок с Захарками и Анисьями позволяет художнику достоверно передать красоту, скромность и чистоту крестьян, их достоинство и силу характера, особый мир русского села. Венецианов был рачительным хозяином: его крестьяне отличались «справностью», опрятностью и относительным достатком, отражение которых заметно и в картинах.
Венециановская школа и интерьерная живопись
Алексей Венецианов. «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга», 1838 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Значительную часть заработанных на продаже картин денег Венецианов тратит на обучение талантливых художников. Многие из его учеников были крепостными крестьянами, которых Венецианов всеми силами стремился выкупить из неволи. Чтобы покрыть нужды школы, художник специально для конкурса на Демидовскую премию пишет единственную историческую картину «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Конкурс отменили, картину пришлось подарить бирже и снова балансировать на грани разорения.
Алексей Венецианов. «Портрет князя В. П. Кочубея в его кабинете», между 1831 и 1834 годами, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
За 20 лет учениками школы Венецианова стали около 70 человек, среди них — Григорий Сорока, Никифор Крылов, Капитон Зеленцов, Александр Алексеев и другие. Главным правилом Венецианова-наставника было «ничего не изображать иначе, как только в натуре». Венециановцы, как стали называть учеников художника, писали не только жанровые сцены и портреты: они стояли у истоков интерьерной живописи. Внимание к этому жанру видно и в поздних работах самого Венецианова: на неоконченном портрете князя Кочубея тщательно выписаны колонны, паркет и декоративные элементы потолка. Массивная мебель и темные плотные шторы служат дополнительным способом характеристики персонажа.
Алексей Венецианов трагически погиб в декабре 1847 года. Созданные им крестьянские образы и жанры вошли в историю русского искусства. Картины Венецианова и его учеников можно увидеть в Третьяковской галерее и Русском музее. Банк ВТБ поддерживает развитие этих музеев и помогает организовывать масштабные выставки и события.