«Краски его полотен сравнивали с драгоценными камнями и золотой парчой»

07.02.2024

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения», открывшаяся при поддержке ВТБ в конце 2023 года, сразу стала магнитом для ценителей живописи и тех, кто интересуется отечественной историей. Она продлится до 10 июня 2024 года, так что у всех желающих есть время посмотреть экспозицию и понять, за что современники Сурикова называли его равным Веласкесу и Тициану. Мы поговорили с генеральным директором Русского музея Аллой Маниловой о том, как создавалась выставка, на какие работы стоит обратить особое внимание и в чем творчество Сурикова созвучно сегодняшним настроениям российского общества.
Генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова на выставке к 175-летию со дня рождения живописца Василия Сурикова в Русском музее © Александр Гальперин, РИА Новости
Алла Юрьевна, Вы возглавили Русский музей в апреле 2023 года. Не секрет, что такие большие проекты, как ретроспективная выставка Сурикова, готовятся не один год. Успели ли Вы добавить свои идеи к первоначальному замыслу выставки, что-то изменить, привлечь экспонаты, появление которых на выставке ранее не планировалось?
Сложные задачи — самые интересные. Придя в Русский музей, я обнаружила, что задуманная к юбилею Василия Сурикова выставка не планировалась как выставка-блокбастер, которая имела бы грандиозное значение для познания великого творчества русского живописца. С этим было трудно согласиться, поэтому мы поставили другую задачу: сделать выставку глубокую, масштабную, во всех отношениях яркую и современную — по уникальности экспонатов, насыщенности смыслами и медиаконтентом, дизайну.
Неоценимую поддержку при подготовке выставки нам оказало Министерство культуры, которое сразу выразило волю учредителя федеральных музеев: на этой эпохальной выставке должны быть абсолютно все гениальные произведения художника, независимо от того, в фондах каких музеев они находятся. Кроме того, Министерство культуры включило юбилей Василия Сурикова в перечень тем национального проекта «Культура». Благодаря этому произведения Сурикова из коллекции Русского музея выставлялись в Красноярске и Новосибирске. В обоих городах выставки пользовались огромным зрительским успехом — их суммарно посетило более 100 тысяч человек. Таким образом, можно говорить, что в России был «суриковский» год. Поистине крещендо этого года, его главная эмоциональная точка — выставка Василия Сурикова в Русском музее.
Представим скептика, который любит Сурикова, но не спешит на выставку — думает, что лучшие работы этого художника в любое время можно увидеть в постоянных экспозициях крупнейших музеев. Почему стоит посмотреть работы Сурикова именно на большой выставке?
Подобной выставки Сурикова еще не было никогда. Последняя его экспозиция, сравнимая по масштабам, прошла в Русском музее и Третьяковской галерее в 1937 году, но тогда по идеологическим причинам не были представлены его произведения на религиозную тему, рисунки и многие этюды и эскизы. С тех пор сменились поколения, и вот сейчас, почти 90 лет спустя, главные шедевры мастера собраны вместе в одном выставочном пространстве и объединены единой концепцией. Информационной поддержкой выставке служит мощный медиаконтент. Впервые мы создали уникальную информационную ленту, которую в международной практике принято называть «таймлайн». От нее наши посетители не отходят так же, как и от произведений в залах. Здесь Суриков представлен в общероссийском и мировом художественном информационном контексте. Например, мы узнаем, что происходило в то время, когда Суриков творил «Степана Разина», с главными художниками Италии, Франции.
Скульптура «Ермак» скульптора Марка Антокольского, представленная на выставке к 175-летию со дня рождения живописца Василия Сурикова в Русском музее. © Александр Гальперин, РИА Новости
Расскажите подробнее о концепции выставки. На ней представлено более 120 произведений — какие из них являются центральными точками экспозиции? Какую историю о Сурикове и русской живописи рассказывает выставка?
Центральными точками экспозиции можно назвать главные шедевры мастера — это исторические картины «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», другие знаковые полотна. А главная идея нашей выставки — воссоздание многогранного образа исторической России через призму видения одного, но гениального художника. И эта «суриковская» Россия, оживающая на экспозиции во всей своей впечатляющей полноте и выразительности, становится для посетителя выставки открытием, оставляет невероятное чувство гордости за нашу страну, нашу историю, наше национальное искусство, давшее миру гениев, подобных Василию Сурикову.
Прежде всего посетители выставки, конечно, устремятся к большим историческим полотнам Сурикова. А на какие «маленькие шедевры», эскизы, этюды Вы посоветовали бы обратить пристальное внимание?
На выставке особое место отведено графике Сурикова, которая крайне редко демонстрируется публике, а также произведениям, созданным во время путешествий за границу. Такие поездки были сравнительно редкими, а поглощенность «русской темой» не позволяла живописцу отвлекаться на иностранные сюжеты. Но в этих «маленьких шедеврах» раскрывается его талант акварелиста, запечатлевшего природу и памятники Южной Европы.
Интересна история, связанная с работой Сурикова над фресками в храме Христа Спасителя, когда после окончания Академии его, как лучшего выпускника, направили в Москву. В 30-е годы прошлого века храм варварски взорвали, но эскизы Сурикова сохранились, и именно они использовались при возрождении собора. Эти уникальные произведения можно увидеть в зале, посвященном религиозной живописи мастера.
Подготовка больших выставок часто идет параллельно с исследованием жизни и творчества главного героя этого проекта. В процессе заполняются пробелы в знаниях о художнике, уточняются факты, появляются новые интерпретации произведений. Случились ли какие-то искусствоведческие открытия во время работы над этой выставкой?
Суриков — один из величайших русских художников, вызывавших уже при жизни повышенный интерес исследователей и критиков. Поэтому к настоящему времени созданы сотни трудов, посвященных его жизни и творчеству. На родине художника, в Красноярске, сотрудники Красноярского художественного музея и Музея-усадьбы Сурикова на постоянной основе занимаются изучением его биографии и творчества. Там же регулярно проводятся научные конференции — «Суриковские чтения», сборники которых так же регулярно публикуются. При подготовке нашей выставки, разумеется, в рабочем порядке производились уточнения некоторых датировок, названий, но все это имеет узкоспециальный интерес.
Главным открытием на выставке для широкой публики, на мой взгляд, стала демонстрация двух знаменитых картин Русского музея «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» после реставрации, которая, устранив многолетние загрязнения, вернула им изначальный вид. Сегодня мы впервые за многие десятилетия можем посмотреть на эти полотна глазами современников Сурикова и, наконец, понять, почему они сравнивали краски его полотен с драгоценными камнями и золотой парчой.
Посетительница на выставке «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее Санкт-Петербурга © Александр Гальперин, РИА Новости
Выставка посвящена 175-летию со дня рождения художника. Главные шедевры Сурикова созданы более века назад и посвящены событиям еще более давним. На Ваш взгляд, какие мысли, созвучные нашему времени, можно отыскать в картинах Сурикова?
Выставка в Русском музее — серьезная площадка для познания Сурикова, а значит, и истории России. Через его полотна открывается немало тем, которые важны для нашего общества и сегодня. Суриков глубоко русский национальный художник, он не говорил о патриотизме, но всегда был верен России и не отделялся от ее истории и людей. Суриков оставил нам в своих многофигурных, крупномасштабных композициях фактические художественные портреты всех сословий русского общества как предмет для исторического урока.
Уже во время учебы в Академии художеств друзья прозвали Сурикова «композитором» — за то, что он любил писать картины со сложными композициями, над которыми долго думал, экспериментировал. Как Вам кажется, какие еще качества сделали Сурикова популярным, востребованным — теперь уже можно сказать — на века? Чем он силен? И в чем он — непревзойденный мастер?
Суриков был не только непревзойденным мастером исторической живописи, но и замечательным портретистом, виртуозным мастером акварели, автором редко экспонируемых картин на религиозные сюжеты, в которых он проявил себя не менее ярко и самобытно, чем в произведениях на исторические темы.
Современники ценили Сурикова как гениального колориста, равного величайшим мастерам прошлого — Веласкесу, Тициану, Веронезе, Тинторетто, которых он считал своими истинными учителями. Посетители выставки, безусловно, откроют для себя и оценят эту сторону таланта Сурикова, акцентированную с помощью современного светового оборудования.
А еще Суриков глубоко правдивый художник. Создавая свои картины, он сам приезжал в «места натуры». Работая над «Переходом Суворова через Альпы», например, он побывал в Швейцарии, прошел маршрутом войск Суворова и даже «сам по снегу скатывался с гор, проверял». «Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом — прямо летишь, дух перехватывает», — описывал он свои впечатления.
Какие произведения Сурикова ближе всего Вам и почему?
Меня покоряют портреты сибирячек, полные здоровья, чистоты, «древней, русской красоты». А картина «Взятие снежного городка» из нашего собрания стала исцелением для самого художника. После смерти жены он был в тяжелой депрессии и, чтобы «встряхнуться», вместе с дочками приехал в родной город. Здесь и родился шедевр. Это моя самая любимая картина Сурикова. Она с такой искренностью, восторгом показывает наш народ, его красоту, удаль, силу русского духа.
Василий Суриков. «Взятие снежного городка», 1891 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Пресс-служба ГРМ
Что связывало Сурикова с Санкт-Петербургом? Какие работы с выставки иллюстрируют его связь с городом?
Суриков родился и вырос в Красноярске, жил и творил в Москве. Но его альма-матер — это Императорская Академия художеств в Петербурге. Именно здесь он создал свою первую самостоятельную картину «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», которую, конечно же, можно увидеть на выставке. Память художника увековечена в нашем городе: бюст Сурикова установлен в Румянцевском саду на Васильевском острове.
Банк ВТБ выступил генеральным спонсором выставки Сурикова. Расскажите, что дает музею сотрудничество с ВТБ и как Вы видите это взаимодействие в будущем?
Русский музей и банк ВТБ связывают теплые партнерские отношения уже 18 лет. Выставочные и культурно-просветительские проекты при поддержке Банка с огромным успехом проходят в Русском музее, а инклюзивные — делают его доступным для всех. За два десятилетия партнерства при поддержке ВТБ реализовано 25 крупных проектов. 2024 год стал особенным в наших отношениях: Банк стал генеральным партнером Русского музея.
Планы на 2024 год по-настоящему прорывные. В мае в Михайловском замке откроется масштабная экспозиция «Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны», на которой впервые будут представлены ценнейшие артефакты эпохи дворцовых переворотов из коллекции Русского музея и лучших собраний страны — Третьяковской галереи, Эрмитажа, Государственного исторического музея, Музеев Московского Кремля и многих других. Это будет выставка с таким уникальным набором экспонатов, которую вряд ли можно будет повторить в ближайшие десятилетия.
Императорская тема будет продолжена еще одной сенсацией — рождением нового петербургского праздника «День Летнего сада», который будет приурочен ко дню рождения его основателя Петра I. В этом году Летнему саду 320 лет — это самый знаменитый, самый исторический, самый сакральный сад России, высший образец садово-паркового искусства. Летний сад в равной степени связан с именами и Петра Великого, и Александра Сергеевича Пушкина, который считал его своим домом, где рождались замыслы его гениальных творений. Поэтому вдвойне актуально, что и праздник стартует в год 225-летия великого поэта. Удивительно, что у самого уникального сада России, воспетого великими поэтами трех веков, от Вяземского до Ахматовой, где бывали Тургенев, Крылов, Жуковский, Гоголь, до сих пор не было своего ежегодного праздника. Русский музей и ВТБ, как генеральный спонсор праздника «День Летнего сада», восстанавливают историческую справедливость.
Третий совместный проект Русского музея и ВТБ — вершина выставочной концепции Русского музея 2024 года, сенсационная по масштабу и набору экспонатов выставка «Великий Карл», посвященная 225-летию со дня рождения самого знаменитого в мире русского академического художника всех времен Карла Брюллова. Центром выставки станет главное полотно Русского музея «Последний день Помпеи», которое выйдет из научной реставрации (проводится музеем впервые за почти 200 лет). Не меньшей сенсацией станет первый в истории показ зрителям полотна Брюллова «Христос во гробе», которое благодаря 20-летним усилиям государственных органов вернулось в собственность Российской Федерации и вошло в постоянное собрание Русского музея.