17 окт 2022

7 московских работ Константина Мельникова

Рабочие клубы, гаражи и дом-мастерская

Константин Мельников — единственный советский архитектор, которого знают во всем мире. Его работы были в одном ряду с проектами Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ и других гениев-модернистов. Пройдемся по Москве и вспомним его наследие.


Кто такой Мельников

Константин Мельников родился в Москве в 1890 году, в семье выходца из крестьян. После четырех классов церковно-приходской школы его отдали помогать в торговый дом «Залесский и Чаплин». Известный русский теплотехник Владимир Чаплин разглядел талант 13-летнего юноши и помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

01_7 московских работ Константина Мельникова
Профессор Владимир Михайлович Чаплин (второй слева) с семьей и своим воспитанником Костей Мельниковым (второй справа), 1904 год © Public Domain

Живописи он учился у Сергея Малютина и Константина Коровина. А диплом архитектора получил в 1917 году, и после революции в качестве одного из «двенадцати мастеров» включился в работу архитектурной мастерской Моссовета.

В 1930-е годы Мельников получил мировое признание как «великий русский архитектор», но его уникальный подход в те же годы подвергся в СССР резкой критике за «формализм». Архитектор, по сути, был отлучен от профессии. Последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом.


Бахметьевский гараж: 1000 автомобилей и «Человек с киноаппаратом»

02_7 московских работ Константина Мельникова
Московский Бахметьевский гараж © Stas Lobov, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Адрес: улица Образцова, 19а

Год постройки: 1927

Чем знаменит

В середине 1920-х годов в Москве активно развивалась транспортная система, а вместе с ней строились гаражи. Бахметьевский гараж должен быть вмещать 1000 автомобилей. Мельников к тому времени уже был известен своими гаражами в Париже, и этот проект решено было отдать ему.

В основе проекта — диагональ, по оси которой расположен гараж. Это не только оригинально выглядит, но и позволяет разумно использовать пространство: в углах прямоугольного участка парка компактно и удобно поместились другие строения.

Кстати, даже если вы не были в Москве, то могли видеть это здание в фильме «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова 1929 года.

Что было в здании

Сейчас в этом здании находится Еврейский музей и центр толерантности, до этого там был Музей современного искусства «Гараж». До 1995 года здание служило по назначению: в нем были автобусные парки, а во время Великой Отечественной войны — автомастерская.

03_7 московских работ Константина Мельникова
Главный вход в Еврейский музей и центр толерантности © Jewish Museum and Tolerance Center, CC SA 1.0, Wikimedia Commons

Привожу достаточно ясные и убедительные критерии для определения достоинств зданий. Во-первых, отвечает ли проект наибольшим удобствам технологического и функционального порядка. Во-вторых, характеризуется ли он прямыми экономическими достижениями композиционного приема, которые могут быть выявлены с точностью арифметических подсчетов. Наконец, третье — дает ли он выразительную, художественную форму сооружения.


Клуб Дорхимзавода: раздвижные стены и пожар

04_7 московских работ Константина Мельникова
Клуб Дорхимзавода имени М. В. Фрунзе © Svetlov Artem, CC BY 3.0 Wikimedia Commons

Адрес: Бережковская набережная, 28

Годы постройки: 1927–1929

Чем знаменит

Этот проект — относительно маленький по сравнению с другими работами Мельникова. Клуб был рассчитан всего на 300 человек. Почти все место внутри занимал зрительный зал, коридоров и лестниц там мало: по задумке архитектора, это позволяло добиться большей вместительности. Но есть и интересный нюанс: система залов должна была меняться в зависимости от назначения, для этого Мельников придумал раздвижные стены. Правда, в процессе строительства такая стена получилась всего одна — между уровнем пола в партере и бельэтаже. Ее раздвигали во время кинопоказов, и зрители смотрели кино, находясь ниже уровня земли.

Что было в здании

В 1994 году здесь был клуб Tabula Rasa. В 2004 году он сгорел, после этого дом отремонтировали и реконструировали. Сейчас там гипермаркет одежды для фитнеса, ателье и текстильный магазин.


Дом-мастерская Мельникова: одноэтажный особняк и окна, которые можно переставить

05_7 московских работ Константина Мельникова
Дом-мастерская Константина Степановича Мельникова в Кривоарбатском переулке © Антон Воронков / Фотобанк Лори

Адрес: Кривоарбатский переулок, 10

Год постройки: 1929

Чем знаменит

Это единственный одноквартирный жилой особняк в центре Москвы. Мельников строил его для себя, поэтому воплощению оригинальной творческой идеи ничто не могло помешать.

В основе задумки — круглое жилое здание. Предполагалось, что этот проект станет прототипом для коммунальных домов. Основную часть фасада занимает огромное окно на всю высоту второго этажа. Структура стен дает возможность менять расположение окон: их можно сделать практически в любом новом месте, а текущие — заделать.

06_7 московских работ Константина Мельникова
Вид сверху на мастерскую архитектора Мельникова © Viktoria Savuta, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Художник Игорь Грабарь в начале 1930-х годов посетил семью Мельниковых и написал в книге гостей: «Никогда не ловил себя на чувстве зависти. Хотелось бы так пожить!!!» По воспоминаниям современников, этот дом казался видением, он парил над Москвой и жил жизнью московских дореволюционных усадеб.

Что в здании

С 2013 года здесь разместилась часть музея Мельниковых. Попасть внутрь можно по предварительной записи.


Дом культуры имени Русакова: амфитеатры-аудитории и статус памятника

07_7 московских работ Константина Мельникова
Театр Романа Виктюка (Дом культуры имени Русакова) © E. O. / Фотобанк Лори

Адрес: улица Стромынка, 6

Год постройки: 1929

Чем знаменит

Этот проект Мельников считал одним из важнейших в карьере: в отличие от многих других, здесь ему удалось воплотить изначальную идею практически без изменений.

Это здание кажется небольшим, но вмещать оно могло больше 1000 человек. Если присмотреться внимательно к его форме, становится понятно, почему: архитектор предусмотрел амфитеатры на втором этаже, которые выступали наружу. Это помогало добиться большей вместительности, но сохранить здание компактным внешне. А в обычные дни эти амфитеатры использовали как аудитории.

Что было в здании

В 1987 году этому зданию присвоили статус памятника советской архитектуры, но применение ему так и не нашли. В 1990-е годы тут происходило все подряд: съезды ЛДПР, детские спектакли и театральные гастроли. В 2015 году дом открыли для публики, сейчас тут находится Театр Романа Виктюка.

Существует такая степень насыщенности мастера культурой прошлых веков, при которой он совершенно непроизвольно, так сказать, органически функционируя, является подражателем стилевых традиций многих поколений. В этом квинтэссенция всякой культуры, и поэтому понятно, что любой мастер может узнать в себе „родственника“ какого-нибудь классика или даже близкого современника. Иное дело „подражатель“. Тот только механически копирует, создавая бледные отражения, немощные карикатуры на некогда им виденное или изученное.


Клуб фабрики «Буревестник»: клевер и кооперация

08_7 московских работ Константина Мельникова
Клуб фабрики «Буревестник» © Stas Lobov, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Адрес: 3-я Рыбинская улица, 17

Годы постройки: 1928–1930

Чем знаменит

В основе проекта здания — пять встроенных друг в друга цилиндрических форм, совокупность которых похожа на листок клевера. Такая планировка, по задумке архитектора, символизирует принципы клуба — кооперацию и открытость. На четырех этажах здания были зрительный зал, фойе, спортзал и библиотека, в рабочих комнатах проводились кружки и занятия.

Что было в здании

Это здание много раз реставрировали, долгие годы оно пустовало, его судьба была неясной. Сейчас дом принадлежит «Русскому авангарду»: там хотят открыть музей абстрактного искусства.


Гараж «Интуриста»: недовольные интуристы и символ бесконечности

09_7 московских работ Константина Мельникова
Гараж «Интуриста» © NVO, CC BY-SA 2.5, Wikimedia Commons

Адрес: улица Сущевский Вал, 33

Год постройки: 1932

Чем знаменит

В 1930-е годы в Москву начали все чаще приезжать гости из-за рубежа. Многие из них оставались недовольны условиями, и компании «Интурист» было доверено исправить ситуацию. Улучшение условий предполагало в том числе и расширение таксопарка. Строить гараж для автомобилей поручили Константину Мельникову.

Самому Мельникову в этом проекте принадлежит дизайн фасада. Типовое решение для пятиэтажного гаража разработала архитектурная мастерская, которую он тогда возглавлял. В центре фасада круг и трапеция образуют символ бесконечности: Мельников обозначил этим «путь туриста». Предполагалось, что на фасаде также будут скульптуры, логотип «Интуриста» и автомобиль, но эти детали не удалось воплотить.

Что было в здании

После 1950-х годов здание много раз перестраивали. В конце прошлого века оно получило статус объекта культурного наследия — к 100-летнему юбилею Мельникова. Сейчас оно принадлежит ФСБ России.

В процессе моей работы мне лично не приходится пользоваться рисунками и всякого рода набросками. Я не только не чувствую в этом потребности, но прямо считаю это излишним и даже вредным. Рисунок мешает свободному маневрированию мыслей, навязывая графически реализованное решение, даже если оно отвергнуто сознанием. В особенности мне мешают рисунки в первоначальной стадии работы над проектом. Иное дело — всякие чисто технические, а не композиционные наброски. Те и полезны, и необходимы в работе архитектора.


Гараж Госплана: фара и решетка радиатора

10_7 московских работ Константина Мельникова
Гараж Госплана © Valbaro, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Адрес: улица Авиамоторная, 63, строение 1

Год постройки: 1936

Чем знаменит

Это последнее крупное здание Мельникова в Москве. В отличие от многих других его проектов, внешний вид этого гаража почти не изменился со временем. Сам Мельников занимался фасадом, техническую часть подготовил его ученик. Фасад здания организован вокруг большого окна. Если присмотреться, то такая композиция напоминает фару автомобиля. Административный корпус гаража внешне похож на решетку автомобильного радиатора. В этом здании также интересны окна: они наклонены вдоль лестниц и как бы повторяют движение лестничных пролетов.

Что было в здании

С 1955 года в здании гаража располагался таксомоторный парк. С 1990-х его сдавали в аренду, тогда же он получил статус объекта культурного наследия. Сейчас в нем проходит реконструкция: гаражу хотят вернуть историческую окраску.

Наследие Константина Мельникова поражает новаторством и свежим взглядом на привычные формы. Чтобы самим убедиться в этом, можно прогуляться по улицам Москвы, а также заглянуть в Музей архитектуры имени А. В. Щусева. Там сейчас проходит выставка «Мельников / Melnikoff», приуроченная к 130-летию выдающегося архитектора. В экспозиции можно увидеть графику, живопись, архивные документы, личные вещи Мельникова и фотоматериалы из архива Дома Мельникова. Партнером выставки выступил банк ВТБ: это первый совместный проект банка и музея, в будущем планируются проекты об эпохе авангарда.