С 29 июня по 11 сентября в Русском музее проходит выставка «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России». Команда проекта «ВТБ — России» предлагает вспомнить главных скульпторов и архитекторов эпохи неоклассицизма, которые во многом определили вид Москвы и Санкт-Петербурга.
Другой неоклассицизм: строим новый мир
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве построен в неоклассическом стиле в виде античного храма. Архитектор Роман Клейн © E. O. / Фотобанк Лори
Словом «неоклассицизм» называют направление в искусстве сразу нескольких эпох и стран. В Европе неоклассицизм возник в последней трети 18 века, в Россию же пришел в начале 20 века и был актуален примерно до 1950-х. Зарождение нового стиля совпало с развалом империи и поиском новых художественных форм, которые бы отражали дух новообразованного СССР.
Неоклассицизм появился как реакция на модерн и эклектику в искусстве, которые казались избыточными, слишком пестрыми и вычурными. Он был альтернативой авангарду и стремился к гармонии в искусстве. Художники неоклассицизма вдохновлялись произведениями Ренессанса: тогда общество тоже заимствовало классические сюжеты и художественные принципы.
Неоклассические скульпторы обращаются к образам античной мифологии и литературы, идеализируют натуру, воплощают культ тела. Силуэты скульптур обычно строгие, без украшений. Архитектура неоклассицизма построена по четкой, часто симметричной композиции, украшена ордерами. Она концентрирует вокруг себя другие постройки и объединяет их в ансамбль. Неоклассицизм сопровождал расцвет тоталитаризма в Германии, Италии и России, потому что такая архитектура выглядела монументально и величественно, отражая безграничную власть государства.
Иван Жолтовский: планировщик новой Москвы
Москвоский кинотеатр «Победа» вечером. Москва, 2001 © Юрий Абрамочкин, РИА Новости
Ивана Жолтовского занимала мысль, что классическая архитектура продолжает быть красивой в глазах его современников. Он искал общие закономерности разных стилей прошлого, путешествовал по Европе и России, изучал местную архитектуру. Он был уверен, «что есть принципы, есть законы красоты, есть, очевидно, метод, которым пользовались античные мастера и мастера Ренессанса и который лежит в основе их творчества».
К 1917 году Жолтовский уже был известным архитектором, педагогом и знатоком античности. Ему вместе с Алексеем Щусевым доверили первую планировку Москвы — столицы нового государства. В этом проекте архитекторы хотели сохранить исторический облик города, освободить центр от правительственных учреждений, дополнить его садами и зелеными бульварами.
Также вместе со Щусевым Жолтовский проектировал первую Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку — прототип ВДНХ. Он построил ГЭС-1, здания и трибуны московского ипподрома, кинотеатр «Слава». Его архитектура стала типовой, и на Абельмановской улице в Москве все еще можно сходить в «Победу» — кинотеатр по проекту Жолтовского.
Владимир Щуко: мечта о стометровом Ленине
Дворец Советов на марке СССР, 1937 © Public domain, Wikipedia Commons
В Художественной академии Щуко учился живописи у Репина, играл в Художественном театре, создавал декорации и костюмы к постановкам БДТ и Малого театра. Он также оформлял пролетарские праздники и рисовал политические карикатуры. Но больше всего Щуко известен как один из главных архитекторов петербургского неоклассицизма.
Архитектор также работал в Москве: проектировал станцию метро «Электрозаводская» и построил Российскую государственную библиотеку. Архитектору нужно было вписать постройку на пересечении двух улиц так, чтобы она не спорила с Кремлем и домом Пашкова.
Семь лет вместе с коллегами Владимир Щуко проектировал Дворец Советов. По их задумке он должен был стать самым высоким зданием в мире — 415 метров. Стометровая статуя Ленина на его верхушке провозглашала победу коммунизма. Чтобы построить Дворец, уничтожили храм Христа Спасителя. Но началась война, стальные опоры разобрали для обороны города, а проект так и не закончили.
Иван Фомин: амбассадор пролетарской классики
Бывший жилой дом спортивного общества «Динамо» (слева). Москва, 1930-е © Public domain, Wikimedia Commons
Благодаря дружбе с мирискуссниками Фомин увлекся древней архитектурой и русским зодчеством. При этом он был против свойственного им ретроспективизма — завороженности прошлым — и плохо отзывался о доме Жолтовского на Моховой улице. Фомин много исследовал: нашел и датировал неизвестные материалы из истории русской архитектуры.
Именно он предложил похоронить жертв революции на Марсовом поле и планировал расположение братских могил. Когда легализовали кремацию, участвовал в конкурсе проектов первого крематория в стране. Это здание походило на Вавилонскую башню с пламенем наверху — проект конкурс не прошел.
Иван Фомин разработал поликлинику Наркомата путей сообщения и дом общества «Динамо» в Москве. Его выделяет башенка, круглые окна и колонны, наполовину вросшие в здание.
Анна Голубкина: первая женщина-скульптор
Анна Голубкина «Лев Николаевич Толстой», 1927 год, Государсвенный Руссий музей, Санкт-Петербург © РИА Новости
Голубкину называют первой российской женщиной-скульптором. Она уехала в Москву из родного Зарайска, чтобы изучать керамическое дело. Ее талант заметил академик Волнухин, и Анна по его совету пошла оттачивать навыки в училище. Она много работала в жанре скульптурного портрета, создавая бюсты как деревенских людей, так и великих писателей, например, Толстого и Лермонтова.
Одна из самых знаменитых работ Голубкиной — горельеф (скульптура, которая выступает из стены) «Пловец» над входом в МХТ имени Чехова. Вписанный в общую архитектуру театра, «Пловец» выплескивается за пределы границ, очерчивающих его, добавляет плоским стенам объем и фактуру.
Единственная прижизненная выставка ее работ прошла в 1915 году. Все деньги с билетов, открыток и бюстов скульптор направила на помощь раненым на Первой мировой войне. Спасал раненных на той же войне хирург Алексей Замков — будущий муж и вдохновительного другой великой скульпторши Веры Мухиной. О ярчайшей представительнице неоклассицизма и создательнице монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница» мы подробнее рассказывали в отдельном тексте.
Сергей Конёнков: зачинатель деревянной скульптуры
Посетительница рядом с работой скульптора Сергея Конёнкова «Эос» на выставке в Третьяковской галерее. Москва, 2015 год © РИА Новости
Карьера Конёнкова началась со скандала. Его дипломная работа для Императорской академии художеств возмутила чувствительную комиссию. Для «Самсона» скульптору позировал портовый грузчик. Произведение было чрезмерно экспрессивным, слишком отклонялось от натуры. Репин и Куинджи защитили Конёнкова, но академия уничтожила скульптуру.
В 1923 году Конёнков с женой уехал в США на выставку русского и советского искусства, но вернулся обратно лишь спустя 22 года. Его жена была агентом СССР, завела роман с Эйнштейном и через него познакомилась с Оппенгеймером — создателем атомной бомбы и важной фигурой для советской разведки. Конёнков был чудаковатым: например, он писал странные письма Сталину, в которых предсказывал будущее страны. Мечтал реализовать замысел огромной крутящейся вслед за солнцем скульптуры Ленина, но этот проект был слишком безумным для тех лет.
Конёнков любил работать с деревом и сделал этот материал популярным среди других скульпторов того времени. Так появилась серия скульптур славянских языческих богов. Конёнков совмещал увлечение славянским язычеством с интересом к Античности и делал скульптуры из мрамора: например, «Коленопреклоненная» и «Кора».
После революции в СССР возникла мода не только на неоклассицизм, но и на другие направления в архитектуре: например, авангард. Подробнее о нём можно узнать на лекции «Авангард в архитектуре» от ВТБ и Level One. Мы расскажем про шуховскую башню и советский выставочный павильон в Париже, а также обсудим как русский авангард повлиял на творчество современных звезд мира архитектуры — Захи Хадид и Нормана Фостера.