5 ярких опер из разных стран

19.01.2023

Музыка — универсальный язык человечества. В мире нет культуры, которая не знала бы музыки. Предлагаем вам отправиться в путешествие по разным странам, а в качестве проводников с нами будут известные оперы.

«Кармен»: история про Испанию от Жоржа Бизе, который сам никогда в ней не был

Ирина Архипова в роли Кармен и Владислав Пьявко в роли Хосе в постановке оперы «Кармен» в Большом театре © RIA Novosti archive / Anatoliy Garanin / CC-BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
В опере «Кармен» Жорж Бизе воссоздал живой дух Испании. Интересно, что композитор ни разу не был там, не общался с испанцами и не знал их фольклора. Для создания нужной атмосферы он переписывал народные мелодии на испанские мотивы.
Первый показ «Кармен» состоялся 3 марта 1875 года. Премьера прошла неудачно: первое и часть второго действий зрители смотрели с интересом, потом немного охладели к истории, а в самом конце оперы, когда красавица Кармен погибает от рук бывшего возлюбленного, в зале царила полная тишина.
Успех к «Кармен» пришел через несколько лет. Причем первым его предсказал Петр Чайковский. Русский композитор писал: «Лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире!»
Жорж Бизе не застал это время, он скончался спустя три месяца после провального премьерного показа. Есть версия, что Бизе совершил самоубийство именно из-за того, что публика не приняла его «Кармен».

«Хованщина»: неоконченная опера Мусоргского о стрелецких бунтах

Аполлинарий Васнецов. Эскиз декорации к опере «Хованщина», 1897 год © Public Domain
Модест Мусоргский работал над этой оперой девять лет: с 1872 по 1881 год, но до конца жизни так и не успел ее закончить. Недописанной осталась часть последнего действия, было готово очень мало оркестровки. Спас произведение Николай Римский-Корсаков: он восстановил оперу, доработал ее, и в 1886 году состоялось первое представление.
Действие оперы начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. В опере нет исторической достоверности: стрелецких восстаний было несколько и Мусоргский собирает их все в одно. Музыка передает атмосферу неизвестности и перемен, того времени, когда внезапно силы, бывшие в полуактивном состоянии, выходят на арену.
В опере нет главных исторических героев того времени — царевича Петра Алексеевича (будущего Петра I) или Софьи Алексеевны. Цензура запрещала показывать на сцене членов династии Романовых. Но для композитора это было скорее плюсом: Мусоргский хотел писать жизнь народа. А среди персонажей оперы нет строго положительных и строго отрицательных персонажей. Это свойство всех героев Мусоргского: они объемные и живые — как и в жизни не бывает исключительно хороших и исключительно плохих людей. В «Хованщине» у Мусоргского нельзя однозначно сказать: Шакловитый — хороший или плохой, Хованский — хороший или плохой, каждый из них прежде всего человек.

«Тоска»: сюжет, за который Джакомо Пуччини сражался с Верди и Франкетти

Сцена из современной постановки оперы © Christian Michelides, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Пьесу про историю любви певицы Флории Тоски Пуччини увидел в одном из театров Милана и тут же поручил своему издателю договориться с автором Викторьеном Сарду о предоставлении прав на создание оперы. В то же самое время за возможность писать оперу по «Тоске» боролись Джузеппе Верди и Альберто Франкетти. Но издатель Пуччини оказался самым убедительным — разрешение от Сарду получил Джакомо.
Опера получилась проще пьесы: композитор ускорил повествование и убрал все второстепенные детали. Сильно изменилась и главная героиня Флория. В пьесе Сарду она была дивой, которая считает влечение к свободолюбивому художнику грехом, а в опере Пуччини она предстала талантливой артисткой и патриоткой.
Первые показы оперы не имели успеха. Критики считали, что мелодии похожи на те, что уже писал Пуччини, а сцены пыток показались публике чрезмерно жестокими. Впрочем, даже с такими отзывами оперу за первый год (с 1900) поставили в нескольких странах. Атмосфера Италии, созданная Пуччини, многим пришлась по душе.

«Аида»: первая египетская опера

Афиша к опере «Аида», 1908 год © Public Domain
Оперу «Аида» Джузеппе Верди создал по заказу египетского правителя Исмаила-паши. А сюжет произведения возник благодаря находкам египтолога Огюста Мариета. В ходе своих исследований он обнаружил множество древностей и предложил сценарий для оперы либреттисту Камилю дю Локлю, который работал с Верди. Сюжет понравился композитору: там было все необходимое для создания великого произведения на египетскую тему, практически не освещаемую в оперном искусстве.
В либретто был любовный треугольник, война, власть, месть, предательство — отличный материал для романтической оперы. Но за любовной линией вырисовывалась и другая, нужная для Исмаил-паши тема: сильные и смелые египтяне побеждают диких эфиопов. Этот сюжет был призван поднять национальное самосознание египтян в борьбе за освобождение от влияния английской метрополии.
Премьера «Аиды» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире. Оперу встретил оглушительный успех, и она не сходила со сцены до самого разорения паши и закрытия Хедивского оперного театра.

«Кольцо нибелунга»: опера Рихарда Вагнера, на постановку которой композитор не надеялся

Сцена из оперы «Валькирия» (вторая часть цикла «Кольцо нибелунга»), 1906 год © Public Domain
Цикл из четырех опер «Кольцо нибелунга» Рихард Вагнер писал 26 лет — с 1848 по 1874. Эта работа основана на германской мифологии, исландских сагах и поэме эпохи Средневековья «Песнь о Нибелунгах».
Общая продолжительность произведения — 15 часов. Самая короткая опера — «Золото Рейна», первая по счету — длится 2,5 часа. А самая длинная — «Гибель богов», последняя — более 5 часов.
Вагнер говорил, что каждую часть оперы следует ставить отдельно одну за одной — то есть, зрителям нужно четыре дня, чтобы посмотреть всю историю целиком. Композитор вообще сомневался, что его «Кольцо нибелунга» когда-нибудь покажут, ведь опера получилась непростой и для постановки, и для восприятия.
Первый показ прошел в 1876 году благодаря поддержке короля Баварии Людвига II. Он помог Вагнеру переехать в Мюнхен и оплачивал долги композитора. Особенно королю понравились две из четырех опер цикла. Людвиг выделил средства на постройку театра для Вагнера: в 1872 году был заложен фундамент Фестивального театра в Байройте. Через четыре года театр открылся полным циклом «Кольца нибелунга». Немецкая опера стала популярной во всем мире, несмотря на свою сложность.
Музыка — особенный вид творчества. Нужно уметь не только слушать ее, но и слышать. Только тогда можно почувствовать ее волшебную способность — переносить людей в другие страны или даже другие миры, которые на самом деле никогда не существовали. Чтобы самим убедиться в этих возможностях музыки, приглашаем вас в музыкальные театры страны. Погрузиться в историю русских восстаний или жаркие испанские интриги можно в Большом и Мариинском театрах. Банк ВТБ является давним партнером этих театров и поддерживает их культурные проекты.