5 картин, авторы которых вдохновлялись музыкой

14.12.2022

Рассказываем, что воодушевляло на творчество Врубеля, Шагала и других художников

0
Картины нередко вдохновляют музыкантов на создание новых произведений и целых концертов. Можно сказать, что из ритма живописи может родиться ритм музыкальный. И это уже отдельное искусство. Так, в рамках XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» в Санкт-Петербурге будет показан мультимедийный концерт-спектакль «Ван Гог. Письма к брату». Картины Ван Гога сподвигли авторов написать мелодии, которые, как им кажется, озвучивают картины постимпрессиониста.
А бывает и наоборот — когда музыка вдохновляет художников на творчество. Мы расскажем про пять картин, которые были написаны под влиянием музыкальных произведений.

«Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля и «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова

Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь», 1900 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
В 1900 году Врубель написал эскизы костюмов и декораций для постановки музыкальной драмы «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова. Партию Царевны исполняла Надежда Забела-Врубель — супруга художника.
Спектакль вдохновил Врубеля на создание целого полотна, посвященного Царевне. У персонажа картины нет портретного сходства с Надеждой, поэтому критики считают его собирательным женским образом. Получилась героиня, ставшая символом женского образа модернизма — непостижимого, воздушного, обещающего перемены и в то же время ускользающего.
Особое место в картине «Царевна-Лебедь» отведено свету. Михаил Врубель не любил яркое дневное солнце, он предпочитал переходное время — рассвет и закат. Это отражает страсть художника к таинственному, необъяснимому. Основные цвета — жемчужные, лиловые. Они созвучны мелодии партии Царевны в опере Римского-Корсакова.

«Испания» Михаила Врубеля и «Кармен» Жоржа Бизе

Михаил Врубель. «Испания», 1894 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
В 1883 году Михаил Врубель увидел оперу Жоржа Бизе «Кармен» и был так впечатлен, что спустя более десяти лет написал картину о ней — «Испания». Врубель делился со своей сестрой Анной: «Вот чудная опера: впечатление о ней и все навеянное ею будет самым видным происшествием моей артистической жизни на эту зиму… Это — эпоха в музыке, как в литературе — Золя и Доде!» Основные цвета картины — синий и коричневый. Главные герои — страсть и яркий темперамент. Интересно, что сюжета как такового на картине нет: Врубель не рассказал, какие отношения у людей в таверне и что именно происходит. Художник дал зрителю возможность пофантазировать и придумать собственную историю. Но точно известно, что это Испания второй половины 19 века — то же время, в котором происходит действие оперы Жоржа Бизе.
Опера «Кармен» отличается идеальной гармонией и точной передачей настроения с помощью музыки. Картина «Испания» получилась такой же — она гармонична и точно передает настроение с помощью цвета и композиции.

«Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина и «Антар» Николая Римского-Корсакова

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», 1883–1885 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
В 1881 году Илья Репин побывал на концерте Николая Римского-Корсакова, где композитор представил симфоническую сюиту «Антар». Репин рассказывал об этом так: «…я слышал новую вещь Римского-Корсакова — „Месть“ [вторая часть сюиты]. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване».
Репину было непросто работать над картиной. Он писал эскизы, исправлял их, прятал, переживал. Иногда ему становилось страшно, он отворачивался от картины, но какая-то сила влекла его обратно. В 1885 году художник показал картину друзьям — они были поражены и долго не могли вымолвить и слова.
Сюита Римского-Корсакова к Ивану Грозному никакого отношения не имеет. Она про врага человечества Антара, который за добрый поступок удостаивается от царицы Пальмиры испытать три самые большие радости жизни — месть, силу и любовь.

«Александр Невский» Павла Корина и «Александр Невский» Сергея Прокофьева

Павел Корин. «Александр Невский», 1942 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
В 1938 году Сергей Прокофьев написал музыку к фильму «Александр Невский». Год спустя он сочинил одноименную кантату. В 1942–1943 годах Комитет по делам искусств при СНК СССР заказал художнику Павлу Корину триптих «Александр Невский» по мотивам фильма и кантаты. Все произведения объединяет одна сюжетная линия.
В кантате Прокофьев использует контраст — выразительные мотивы для русских тем и дисгармоничные мелодии для крестоносцев. Композитор подчеркивает мужество и силу русского человека. Так же делает и Корин: его Невский буквально прикрывает собой родные земли. Художник говорил, что писал картину «в суровые годы войны, писал непокоренный гордый дух нашего народа, который в судный час своего бытия встал во весь свой гигантский рост».

Потолок Парижской оперы Марка Шагала и композиторы 18–20 веков

Фрагмент росписи Марка Шагала плафона в Парижской опере © 139904, CC0, Wikimedia Commons
Когда-то плафон купола зрительного зала Парижской оперы был украшен 12 музами и Аполлоном кисти Жюля Эжена Леневё. В 1963 году, после повреждения плафона, власти Франции попросили Марка Шагала расписать его заново.
Тема росписи — творения композиторов 18–20 веков. Здесь есть «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера, «Ромео и Джульетта» Гектора Берлиоза, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Жар-птица» Игоря Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля и другие.
Особенно теплое отношения было у Шагала к творчеству Вольфганга Амадея Моцарта. И в день открытия плафона в честь Шагала была исполнения 41-я симфония Моцарта «Юпитер» — последняя симфония композитора.
В целом художники и композиторы преследуют одну цель — воплотить впечатления. И прекрасно, что эти два направления могут органично дополнять друг друга.
Для справки:
Картины русских художников, которые черпали вдохновение для своего творчества в музыке, можно увидеть в Третьяковской галерее. А посмотреть, как эти два вида искусства взаимодействуют и дополняют друга, приглашаем на фестиваль «Площадь искусств», который проходит до 25 декабря в залах Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича и на площадках-партнерах. Банк ВТБ выступает спонсором филармонии и поддерживает ее культурные проекты.