Город хранит свою историю в стенах домов и граните площадей. Чтобы не теряться и уметь считывать знаки, заложенные в декор и планировку построек, нужно разбираться в архитектурных стилях. Это знание открывает новый взгляд на знакомые ландшафты. Команда проекта «ВТБ — России» предлагает небольшую шпаргалку по главным стилям, которые можно встретить в разных городах страны.
Барокко: пышность и экспрессия
Стиль барокко был популярен в 17–18 веках и появился как реакция на гармоничные и минималистичные постройки эпохи Возрождения. Своей чрезмерностью и пышностью барокко сопротивлялся рационализму и строгости. Для этого стиля характерны детальность, аллегоричность, обилие декора, изогнутые линии — все это делает здания яркими и экспрессивными. В стиле барокко строили церковные сооружения, а также дворцы и ансамбли площадей. В такой архитектуре отражается роскошь и богатство монархов, которым принадлежали дворцы.
Алексей Даничев. Зимний дворец в Санкт-Петербурге © РИА Новости
Первое, что приходит в голову при мысли о барокко в России, — это Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Он украшен множеством статуй и декоративных ваз, лепниной, разными по форме наличниками. Сейчас дворец яркого изумрудного цвета с золотыми элементами, хотя изначально он был песчаным с белыми орнаментами.
Другие примеры барокко: храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, Новодевичий монастырь в Москве, Большой Екатерининский дворец в Пушкине.
Классицизм: античное влияние
Классицизм был распространенным стилем в 18 веке и начале 19-го. В отличие от барокко, он как раз наследовал принципы ренессансной архитектуры и копировал античные формы. В то время научные открытия захватили Европу, а эпоха Просвещения ассоциировалась с порядком, логикой, точностью и строгостью. В постройках классицизма минимум декора, планировка симметричная, интерьер сдержанный, а части зданий масштабные. Такой вид вызывает ощущение величественности, монументальности, богатой истории.
Дом Пашкова в Москве © lana1501 / Фотобанк Лори
Образцовый пример классицизма — Дом Пашкова в Москве. Он стоит на Ваганьковском холме — постройки в Древнем Риме тоже располагались на возвышенностях. У здания два фасада: парадный и внутренний, выходящий во двор. Оба дополнены портиками — выступающими частями с колоннами. А верхушка здания выполнена в виде бельведера, то есть небольшой круглой башни для обзора местности и отдыха.
Другие примеры классицизма: Главное адмиралтейство и Казанский собор в Санкт-Петербурге, Сенатский дворец в Москве.
Модерн: дом из сказки
Архитектура модерна ускользает от обобщений. Мастера в конце 18-го и начале 19 века начали использовать новые материалы: бетон, стекло, металл. Они отказались от вторичности и академичности, искали свежие формы, которые бы сформировали новый вид города. Так появились оригинальные орнаменты, акцент на растительных мотивах, сложные объемы зданий, а симметрия и строгость исчезли. Здания модерна похожи скорее на сказочные домики.
Николай Хижняк. Дом со слонами (дача художника Константина Головкина) в Самаре © РИА Новости
Яркий, но нетипичный пример модерна в России — дача художника Константина Головкина. Исследователи говорят, что постройка тяготеет скорее к венскому модерну, чем к русскому. Здание имеет необычную форму, оно асимметрично. Башни разной высоты и ширины, некоторые окна вытянутые, как щели, другие — большие, открывающие вид на Волгу. Удлиненная и прямая геометрия дополняется круглыми и плавными деталями, а скупость декора компенсируют экзотические статуи слонов на входе.
Другие примеры модерна: Дом врача Онуфриева и Дом Петровых в Екатеринбурге, здание Центрального рынка в Выборге.
Конструктивизм: деталь промышленной машины
Конструктивизм — продукт Советского Союза. Стиль был популярен в 1920–30-е годы. Архитекторы создавали здания, в первую очередь думая об их функциональности. Внешний вид построек должен был напоминать о промышленной мощи страны, поэтому дома часто выглядят как сложные механизмы, станки или производственные детали. Обычно здания массивные и заметные, выделяющиеся на фоне городского ландшафта своей грубой формой с выступающими деталями.
Главпочтамт в Екатеринбурге © Юлия Дьякова / Фотобанк Лори
Екатеринбург считается одним из главных центров конструктивизма в России. Именно тут находится знаменитое здание Главпочтамта. Его также называют домом-трактором из-за визуального сходства. Части разной высоты и ширины задают объем и массивность, а вместо декора на дом поместили три рельефные надписи, напрямую сообщающие о его функции: почта, телеграф, телефон. В совместном проекте «ВТБ — России» и екатеринбургского издания «66.ru» можно узнать больше об истории здания.
Другие примеры конструктивизма: гостиница «Исеть» и Музей истории и археологии Урала в Екатеринбурге, Дом-коммуна железнодорожников в Нижнем Новгороде.
Неоклассицизм: тоска по величию прошлого
Неоклассицизм наравне с конструктивизмом был одним из главных стилей начала 20 века в СССР. Подробнее о нем читайте в нашем материале об архитекторах и скульпторах неоклассицизма. Этот стиль стал реакцией на модерн и эклектику — чрезмерно декоративные направления архитектуры. Неоклассицизм отстаивал простоту форм, которые доказывали бы монументальность и силу новой власти. Как и классицизм, этот стиль ценит симметрию, прямые линии, колонны. Только теперь он прославляет советских правителей, а не монархов.
Здание управления Свердловской железной дороги © Анатолий Матвейчук / Фотобанк Лори
Здание управления Свердловской железной дороги спроектировано в сдержанном стиле, почти без декора, а колонны расположены у главного входа. Первый этаж облицован гранитными блоками. Такое архитектурное решение называется рустовкой, оно появилось еще в эпоху Ренессанса, которым вдохновлялся классицизм.
Другие примеры неоклассицизма: Дом Бенуа и Азовско-Донской банк в Санкт-Петербурге, Главный корпус МПГУ в Москве.
ВТБ реазилует большое количество социальных проектов, направленных на сохранение культурного наследия страны. Банком было инициировано сохранение одиного из самых известных памятников конструктивизма в столице — здание на Ходынской улице, 2с1. Это первый из пяти кольцевых хлебозаводов-автоматов системы Марсакова, построенных в СССР. В 2006 году здание признали объектом культурного наследия регионального значения. В рамках филантропического проекта ВТБ Хлебозавод № 5 отреставрировали и превратили в Центр «Зотов» — культурное пространство, которое знакомит аудиторию с конструктивизмом, оказавшим огромное влияние на мировое искусство и архитектуру.