Сплав людей и технологий

9 декабря 2016

150 лет со дня основания «Русполимета»

Кулебакский горный завод появился ровно сто пятьдесят лет назад на волне промышленного бума, который охватил Российскую империю после отмены крепостного права. Основание новых производств, что активно поощрялось с самых «верхов», захватило самые разные сословия.

Потому и нижегородский помещик Федоров, на чьих землях обнаружились залежи железной руды, решил переквалифицироваться в промышленники. И, взяв компаньона, выстроил прямо на своих землях доменную печь, благо здесь же были найдены залежи вполне приличной железной руды. Вот только, говоря современным языком, менеджмент нового горного завода оказался неэффективным, чугун продавать оказалось некому. История завода могла на этом и закончится, но предприятию повезло. Пройдя через руки следующих хозяев — англичан, горный завод оказался у талантливого инженера и предпринимателя Аманда Струве. Несмотря на молодость — Струве не было и тридцати лет, — его имя в империи было уже хорошо известно. Инженер, получив подряд на возведение железнодорожного моста через Оку, сумел обеспечить строительство моста фермами отечественного производства. Учитывая, что для таких больших сооружений, как железнодорожный мост, элементы конструкции раньше доставляли только из-за границы, что, естественно, было очень долго и дорого, Струве стал получать заказы со всей страны. Он основал в Коломне выпуск вагонов, а затем и паровозов, один из которых стал лучшим для своего времени. Предприятие инженера росло, он основал Акционерное общество Коломенского машиностроительного завода с крайне внушительным по тем временам капиталом около трех миллионов рублей. Обществу требовался металл, и Кулебакский горный завод должен был решить проблему.

На церемонии запуска новой печи электрошлакового переплава, которая состоялась 10 ноября 2016 года, присутствовали заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Валерий Лукьяненко, заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Потапов, председатель совета директоров ПАО «Русполимет» Виктор Клочай Струве активно занялся переоборудованием завода. Вскоре здесь заработала вершина металлургической мысли конца XIX века — мартеновская печь. Учитывая, что французский инженер Мартен изобрел ее всего лишь за тринадцать лет до этого момента, можно с уверенностью говорить, что Кулебакский завод был одним из передовых предприятий страны. Ориентированный на поставку металла для железнодорожного производства, завод быстро развивался и в течение следующих лет освоил не просто производство металлических слитков, но и важнейших деталей для вагонов и локомотивов — пружин, рессор и т.п. А визитной карточкой предприятия стали железнодорожные бандажи — ободья, которые надевались на вагонные колеса, чтобы те не стирались о рельсы. В преддверии XX века предприятие в Кулебаках стало вторым по величине в Нижегородской губернии, уступая только знаменитому сормовскому заводу. Здесь работали доменные, мартеновские, пудлинговые печи, прокатные станы и паровые молоты. Была даже собственная электростанция! А накануне Первой мировой войны завод пережил модернизацию, в результате которой в сортаменте завода появилась продукция военного назначения.

В последующие годы предприятие переживало взлеты и падения — но, надо отдать должное его руководителям и рабочим, производство никогда не замирало окончательно, ни во время Гражданской войны, ни в период «военного коммунизма». Сортамент предприятия менялся, в нем появлялись новые позиции. И несмотря на то что в тридцатые годы по всей стране строились промышленные гиганты, Кулебакский завод среди них не терялся, выпуская продукцию высокого передела, заказчиками которой выступали самые передовые предприятия машиностроения и энергетики. А на самом предприятии было освоено производство специальных колец для машиностроения — то, что впоследствии помогло заводу пережить один из самых серьезных кризисов, когда бандажи колесным парам требоваться перестали. Предприятие и само занималось машиностроением — кулебакские жатки пользовались популярностью в сельском хозяйстве. А у множества советских малышей трехколесный велосипед производства Кулебакского завода стал первым персональным средством передвижения.

В середине 60-х годов прошлого века завод, который кроме металлических слитков выпускал комплектующие для тракторов и другой сельхозтехники, неожиданно нашел свою дорогу в небо. Его продукция потребовалась производителям авиадвигателей. Предприятие практически превратилось в научную лабораторию: здесь экспериментировали со сплавами, использовали в производстве колец алюминий, никель, титан, в середине восьмидесятых установили самое современное западногерманское кольцепрокатное оборудование, а в конце десятилетия основали производство металлических порошков. Кулебакский завод по праву стал считаться передовым и уникальным для всего СССР и одним из самых современных в Европе. Но развал страны и экономики превратил светлое, казалось бы, будущее предприятия в мрачное настоящее.

 

Три миллиарда рублей сроком на восемь лет — таков вклад банка ВТБ в то, чтобы завод в Кулебаках смог выпускать конкурентную высокотехнологичную продукцию, востребованную в нашей стране и имеющую экспортный потенциал

 

Чтобы не превратиться только лишь в воспоминание, как случилось со многими другими, до начала XXI века предприятие боролось за выживание. Потери, и материальные, и кадровые, были серьезными, но затем в экономике появились проблески. Пришедшая в 2005 году на предприятие новая управленческая команда начала самую масштабную за всю историю предприятия модернизацию ПАО «Русполимет» — так теперь стало называться предприятие. Далось перевооружение очень непросто: кризис 2008–2009 годов, а затем и нынешний экономический спад серьезно повлияли на изначальные планы. Но останавливаться было нельзя. Как сказал в одном из интервью председатель совета директоров ПАО «Русполимет» Виктор Клочай: «Остановка была бы смерти подобна, потому что половину оборудования уже проплатили и она лежала на складах в железе... Если бы мы его не установили, не было бы сегодня никакой современной продукции, никакого импортозамещения». Выйти из сложной ситуации помогли правительство Нижегородской области и, безусловно, банк ВТБ, который под госгарантии выделил «длинные» деньги, так необходимые предприятию. Три миллиарда рублей сроком на восемь лет — таков вклад банка в то, чтобы завод в Кулебаках смог выпускать конкурентную высокотехнологичную продукцию, востребованную в нашей стране и имеющую экспортный потенциал. Последнее — это пожелание, которое озвучил заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Валерий Лукьяненко, который совместно с Виктором Клочаем и заместителем министра промышленности и торговли РФ Александром Потаповым запускал один из основных агрегатов обновленного производства — 14-тонную печь электрошлакового переплава, изготовленную в Австрии. «ВТБ традиционно участвует в поддержке предприятий реального сектора экономики. Уверен, что при финансовой поддержке банка „Русполимет“ успешно реализует планы по развитию специальной электрометаллургии, высоколегированных сталей и сплавов. В свою очередь, это будет содействовать производству конкурентоспособных импортозамещающих товаров и услуг, их применению в различных отраслях российской экономики и продвижению на международный рынок», — сказал Валерий Лукьяненко.

Предприятие уже рассматривает возможность сотрудничества с атомной промышленностью — благо такой металл позволяет изготовлять элементы для службы в реакторах, космической, машиностроительной и других высокотехнологичных отраслях Четырнадцатитонная печь, которую запустили в Кулебаках, — один из последних элементов модернизации предприятия. До конца года в строй должна войти еще одна такая же конструкция, а до того были введены в строй ЭШП-9 и −8. Металл, который они производят, отличается особой чистотой, не имеет посторонних примесей.

Печь предназначена для получения слитков из конструкционных, высоколегированных, жаропрочных сталей и сплавов, применяемых в авиационной и космической промышленности. По многим параметрам это производство уже сейчас превосходит признанные мировые аналоги.

Процесс получения сплава называется триплексом и выглядит следующим образом: сначала в вакуумной индукционной печи изготавливается электрод, который затем переплавляется в электрошлаковой печи. Благодаря этой процедуре из слитка убираются все неметаллические включения (шлаки), улучшается его структура. А затем слиток поступает в вакуумно-дуговую печь, где его очищают еще и от газов, содержащихся в металле. После трех видов плавки на выходе получается абсолютно чистый и однородный материал.

Такой металл высочайшего качества со специальными свойствами востребован и в России, и за рубежом. Среди партнеров завода такие всемирно известные производители высокотехнологичной продукции, как Pratt & Whitney и Honeywell. Что касается российских производителей, то металл электрошлакового переплава им также необходим. Но отечественные производители не могли обеспечить рынок полностью, и металлургам приходится закупать его, в том числе, за рубежом. В сегодняшних экономических условиях это очень невыгодно, а, учитывая санкции, еще и рискованно — предсказать перерыв в поставках, зависящий не от производства, а от политических решений, практически невозможно. С запуском в Кулебаках всех печей электрошлакового переплава ситуация должна измениться. Возможно, российская металлургия полностью избавится от импортозависимости в этом сегменте. Даже больше. Как сказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Потапов: «На мой взгляд, в данном случае правильнее говорить даже не об импортозамещении, а об импортонезависимости и технологическом переделе, поскольку мы не повторяем то, что уже есть у иностранных поставщиков, а производим продукцию лучшего качества».

Самому заводу установленное оборудование позволит выйти на новые рынки.

Готовая продукция Предприятие уже рассматривает возможность сотрудничества с атомной промышленностью — благо такой металл позволяет изготовлять элементы для службы в реакторах, космической, машиностроительной и других высокотехнологичных отраслях. Естественно, продолжится давнее партнерство с авиацией, энергетиками, металл нужен в судостроении. Что же касается экспортного потенциала, то здесь и цели предприятия, и пожелания ВТБ полностью совпадают. Председатель совета директоров завода Виктор Клочай считает, что к концу следующего года предприятию реально выйти на уровень тридцать процентов экспорта.

«Работа в этом направлении уже ведется, и я уверен, что к концу следующего года мы приблизимся к заявленной цифре. Для нас это принципиальный вопрос, — сообщил Виктор Владимирович. — В то же время мы понимаем, что просто купить хорошее оборудование недостаточно — нужно также работать над компетенциями сотрудников, соответственно их обучать. Безусловно, мы намерены заниматься и этим.

После установки всех печей ЭШП-14, а чуть позже, в первом полугодии 2017-го, нового оборудования для ковки и механической обработки металла предприятие закончит программу технического перевооружения.

Но, кроме экономического эффекта, реализации программы импортозамещения и создания современного производства в Кулебаках, будет заметен и социальный эффект. В каком-либо поколении местных семей кто-то обязательно был связан с заводом. И сегодня «Русполимет» — предприятие градообразующее. Для моногорода и области в целом работающее производство с перспективой занятости сотрудников на годы вперед — неоценимое благо».

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Высокие технологии»
Материалы по теме

26 апреля 2016

Заснуть и выжить: Фонд перспективных исследований делает фантастику явью Правило «золотого часа»
Заснуть и выжить: Фонд перспективных исследований делает фантастику явью

1 июля 2015

Десять самых эффективных роботов и один киборг Лучший друг человека
Десять самых эффективных роботов и один киборг

12 февраля 2015

Как обычный человек использует ГЛОНАСС в повседневной жизни Зачем нужен ГЛОНАСС, если есть GPS?
Как обычный человек использует ГЛОНАСС в повседневной жизни
Новости раздела Высокие технологии