Шедевры авиации (часть 2)

1 сентября 2015

25 самых выдающихся самолетов в истории отечественной авиации

Для банка ВТБ сотрудничество с предприятиями авиационной промышленности было и остается одним из важнейших направлений работы. В нынешнем году Банку исполняется 25 лет, и в юбилей мы решили вспомнить 25 самолетов, которые стали гордостью отечественного авиастроения. Это тем более интересно в дни открытия авиасалона «МАКС-2015», генеральным спонсором которого выступает банк ВТБ. Предлагаем вашему вниманию вторую часть нашего обзора. Первую можно прочитать здесь.

14. МиГ-25 (6 марта 1964 г.) – самый быстрый боевой самолет в мире. С четырьмя ракетами под крыльями весом около 2 т он мог развивать скорость 3000 км/ч. Без ракет разгонялся и до большей скорости, но при этом начинало плавиться остекление кабины. Двигатели в полете так разогревались, что для их изоляции от топливных баков применялись посеребренные экраны. На каждый самолет уходило 5 кг серебра. И все же, по сравнению с основным соперником в борьбе за звание самого быстрого самолета – американским самолетом-разведчиком SR-71 Blackbird, МиГ-25 был куда более простым, дешевым и эффективным решением. МиГ-25 уступал в максимальной скорости SR-71, но это был самолет, который мог воевать, а не только летать на разведку: именно на счету МиГ-25 числится единственная официально признанная потеря США в воздушном бою в войне с Ираком 1991 года, когда в первый же день конфликта был сбит F/A-18. При этом выше МиГ-25 не поднимался в небо ни один самолет с воздушно-реактивным двигателем. 31 августа 1977 года летчик-испытатель Александр Федотов на экспериментальном самолете Е-155М, созданном на базе МиГ-25, установил абсолютный рекорд высоты – 37 650 м. Это достижение не перекрыто до сих пор.

Единственный экземпляр легендарной «сотки» (Т-4) сегодня можно увидеть в Музее ВВС в Монино. Потенциально это мог быть самый быстрый самолет в мире © РИА Новости, Игорь Михалев

15. Ан-22 «Антей» (27 февраля 1965 г.) – самый большой в мире турбовинтовой самолет и первый в мире широкофюзеляжный самолет. Он мог поднимать 60 т груза при максимальной взлетной массе 225 т. И при своих огромных размерах «Антей» мог эксплуатироваться с грунтовых аэродромов. На момент своего создания это был самый грузоподъемный самолет в мире. «Созданием этого самолета, –подчеркивал его конструктор О.К. Антонов, – был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень «толстого» фюзеляжа».  

16. Ту-144 (31 декабря 1968 г.) – первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Он взлетел на два месяца раньше англо-французского Concorde. Он же стал и первым в истории пассажирским самолетом, преодолевшим звуковой барьер. Это произошло 5 июня 1969 года. Раньше западноевропейского соперника Ту-144 преодолел и следующий символический рубеж: 25 мая 1970 года он разогнался до скорости 2150 км/ч, в два раза превышающей скорость звука.

17. Т-4 (22 августа 1972 г.). Этот проект, известный также под названием Су-100, – легенда отечественной авиации. Ракетоносец, который создавался как убийца авианосцев, должен был развивать максимальную скорость 3200 км/ч. Чтобы выдержать аэродинамический нагрев, его корпус сделали из титана и не стали покрывать краской. Она все равно бы обгорела на такой скорости. Не выдержало бы такой скорости и остекление, поэтому после взлета кабина летчиков целиком закрывалась носовым обтекателем, который в отличие от аналогичной конструкции на Ту-144 был полностью непрозрачным.

Стратегический бомбардировщик Ту-160 за его красоту прозвали «Белым лебедем» © РИА Новости, Скрынников

 Экипаж летел только по приборам, вперед можно было глянуть только в перископ. Т-4 имел шанс стать самым быстрым самолетом в мире. Увы, проект закрыли после девяти испытательных полетов. Причины назывались разные. Дальность полета Т-4 составляла всего 6000 км. То есть вылет на боевое задание для экипажа означал полет в один конец. После выполнения задачи экипаж должен был катапультироваться в определенном районе мирового океана и на надувном плоту ждать подводную лодку. Возможно, такую тактику посчитали в конце концов не слишком подходящей. 

18. Ту-160 (18 декабря 1981 г.) – самый тяжелый боевой самолет в истории авиации и самый мощный сверхзвуковой боевой самолет в мире. При взлетной массе 275 тонн способен разогнаться до 2230 км/ч. Четыре его двигателя в сумме развивают тягу 100 т. Боевая нагрузка равна 45 т. А еще это один из самых красивых самолетов в мировой авиации. Недаром летчики прозвали его «Белым лебедем». 

19. Су-27 (20 апреля 1981 г.) – лучший в мире истребитель четвертого поколения. Его создавали в противовес F-15, самолету завоевания превосходства в воздухе ВВС США. Американцы, разрабатывая своего «короля воздуха», сделали ставку на упреждающее поражение цели со средних и дальних дистанций. В столкновениях со слабым противником такой подход вполне себя оправдал. Однако еще Вьетнамская война показала, что воздушная схватка равных соперников заканчивается ближним боем, пресловутой «собачей схваткой». И здесь превосходство Су-27 оказалось полным. Ведь этот самолет стал первым истребителем, выполненным по интегральной аэродинамической схеме: крылья, фюзеляж и гондолы двигателей переходят друг в друга столь плавно, что, по сути, образуют единое целое. В результате Су-27 обрел свою знаменитую сверхманевренность. Во время учебных боев в 2005–2006 годах индийские Су-30К, экспортная модификация Су-27, «сбивали» и F-15, и французские «Миражи-2000», а схватку с сингапурскими F-16С выиграли со счетом 10:0. 

Як-141 – самолет вертикального взлета и посадки, способный развивать сверхзвуковую скорость © РИА Новости, Сергей Субботин

20. МиГ-31 (6 мая 1981 г.) – перехватчик, которому нет равных в мире. Его главным конструктором был Г.Е. Лозино-Лозинский, создатель многоразового корабля «Буран». В войсках ПВО полки МиГ-31 имеют статус спецназа. МиГ-31 летает быстрее всех боевых самолетов, стоящих ныне на вооружении во всех странах мира, и при этом способен сбивать как низкоорбитальные спутники на высоте 120 км, так и крылатые ракеты на предельно малой высоте. Этот самолет может обстреливать одновременно восемь целей. Четыре МиГ-31 способны «держать» фронт в 900 км. Его ракета Р-37 не имеет равных по дальнобойности. В апреле 1994 были успешно проведены первые в мире испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км. Для сравнения: дальность наиболее дальнобойной американской ракеты класса «воздух – воздух» AIM-54C «Феникс» – не более 160 км. 

21. Ан-124 «Руслан» (24 декабря 1982 г.). Ан-22 недолго был самым большим транспортным самолетом в мире. В 1968 году в небо поднялся американский С-5 Galaxy грузоподъемностью 118 т. Ан-124 создавался в ответ на этот вызов. В 1985 году советский гигант в рекордном полете поднял 171 т на высоту 10 км. Но превосходство над американским тяжеловесом было не только в массе поднимаемого груза, но и в стоимости эксплуатации. В итоге именно Ан-124, а не С-5 стал активно использоваться на коммерческой основе для обслуживания задач блока НАТО. Например, этот самолет применялся для перевозки зенитно-ракетного комплекса «Пэтриот» в районе Персидского залива. А уж на рынке гражданских перевозок крупногабаритных грузов у Ан-124 вообще нет конкурентов. Вот только несколько примеров использования этого самолета. В мае 1992 года из Эмиратов в Швейцарию на «Руслане» перевезли 52 т золота стоимостью 230 миллионов фунтов стерлингов. В 1993 году Майкл Джексон перевез в Москву 310 т своих грузов на трех «Русланах». Ан-124 использовался для возвращения Аксумского обелиска из Рима в Эфиопию в апреле 2005 года. Транспортировку выполняли в три этапа, во время каждого из которых перевозили треть монумента общей массой 160 т и длиной 24 м.

Ан-225 «Мрия» был создан для транспортировки многоразового корабля «Буран» © РИА Новости, Игорь Костин

22. Як-141 (9 марта 1987 г). Этот самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) – одна из «утерянных побед» отечественной авиации. Он должен был прийти на смену стоявшему на вооружении Военно-морских сил Як-38 – первому отечественному боевому самолету, способному садиться и взлетать вертикально. Однако Як-38 был штурмовиком со столь небольшим радиусом действия, что его называли самолетом защиты мачты. Як-141 был полноценным многоцелевым истребителем, который мог летать на сверхзвуковой скорости. В США такую машину смогли создать лишь в 2006 году, при этом некоторые решения в F-35B оказались практически идентичны примененным на самолетах Як. Что и неудивительно, поскольку, по некоторым сведениям, в 1995 году ОКБ Яковлева с разрешения правительства России продало «за ненадобностью» американцам всю документацию на Як-38 и Як-141. Но и до сих пор Як-141 остается самолетом с самой высокой в мире тяговооруженностью: тяга его двигателей превосходила массу самолета в 1,5 раза. 

23. Ан-225 «Мрия» (21 декабря 1988 г.) – самый большой и самый грузоподъемный самолет в мире был создан в Советском Союзе для транспортировки многоразового космического корабля «Буран». 11 сентября 2001 года этот самолет поднял в небо 253 820 кг, что является абсолютным рекордом грузоподъемности для летательного аппарата. Максимальная взлетная масса Ан-225 – 640 т. Для сравнения: взлетная масса Boeing-747 составляет максимум 442 т, а гиганта Airbus 380 – 560 т. 

Т-50 должен стать лучшим истребителем в мире. По тяговооруженности он будет превосходить всех: 1,36 против 1,09 у F-22 © РИА Новости, Владимир Астапкович

24. Су-47 «Беркут» (25 сентября 1997 г). Главная особенность этого самолета – крыло обратной стреловидности. За характерную «распальцовку» самолет в духе 1990-х годов получил народное прозвище «браток». Такой тип крыла позволял истребителю маневрировать с большими углами атаки. Но нагрузки при этом возникают такие, что изготовить крыло можно только из углепластика. Эта сложнейшая задача и была решена в данном проекте. Любопытно, что самолет планировали использовать в качестве палубного истребителя. Увы, финансовые проблемы 90-х не позволили довести проект до конца, но в данном случае наработки не пропали даром, а были использованы при проектировании перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50.

25. Т-50 (29 января 2010 г.) – первый российский истребитель пятого поколения. Эффективная площадь отражающей поверхности у него составляет всего 0,5 кв.м, в то время как у Су-27 этот параметр равен около 20 кв.м. На основе Т-50 будет создаваться истребитель пятого поколения для ВВС Индии. По признанию представителей индийской делегации, когда им впервые в 2010 году показали тогда еще секретный самолет, его вид произвел на них эффект удара током. Они увидели будущее авиации.

 


Медиагалерея (6 фото)

  • vtbrussia.ru_01_anons_samolety_2.jpg

    Су-47 не удалось довести до принятия на вооружение, но он стал летающей лабораторией по отработке технологий для истребителя пятого поколения Т-50 © РИА Новости, Пашковский

  • vtbrussia.ru_02_samolety_2.jpg

    Единственный экземпляр легендарной «сотки» (Т-4) сегодня можно увидеть в Музее ВВС в Монино. Потенциально это мог быть самый быстрый самолет в мире © РИА Новости, Игорь Михалев

  • vtbrussia.ru_03_samolety_2.jpg

    Стратегический бомбардировщик Ту-160 за его красоту прозвали «Белым лебедем» © РИА Новости, Скрынников

  • vtbrussia.ru_04_samolety_2.jpg

    Як-141 – самолет вертикального взлета и посадки, способный развивать сверхзвуковую скорость © РИА Новости, Сергей Субботин

  • vtbrussia.ru_05_samolety_2.jpg

    Ан-225 «Мрия» был создан для транспортировки многоразового корабля «Буран» © РИА Новости, Игорь Костин

  • vtbrussia.ru_06_samolety_2.jpg

    Т-50 должен стать лучшим истребителем в мире. По тяговооруженности он будет превосходить всех: 1,36 против 1,09 у F-22 © РИА Новости, Владимир Астапкович

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Высокие технологии»
Материалы по теме

26 августа 2015

25 самых выдающихся самолетов в истории отечественной авиации Шедевры авиации (часть 1)
25 самых выдающихся самолетов в истории отечественной авиации

6 июля 2015

Семь ступеней к новейшему зенитному комплексу России С-500 «Прометей» Высшая цель
Семь ступеней к новейшему зенитному комплексу России С-500 «Прометей»

12 февраля 2015

Как обычный человек использует ГЛОНАСС в повседневной жизни Зачем нужен ГЛОНАСС, если есть GPS?
Как обычный человек использует ГЛОНАСС в повседневной жизни
Новости раздела Высокие технологии