Прагматичный мечтатель

10 августа 2015

12 насущных вопросов главе «Роскосмоса» Игорю Комарову

13 июля 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Новая госкорпорация строится на базе Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), с которой ВТБ связывает договор о сотрудничестве. Реформа назрела давно, поскольку работа отрасли, достижениями которой всегда гордилась страна, в последние годы вызывала много вопросов. Мы постарались собрать самые актуальные, чтобы задать их Игорю Комарову, генеральному директору ГК «РОСКОСМОС».

– Почему в США система из множества разнородных организаций аэрокосмической отрасли успешно работает без всякой вертикали власти, а в России обязательно нужно создавать госкорпорацию, чтобы навести порядок?

– США и Россия – разные страны. У них разная история и во многом разные законы, принципы построения бизнеса, функционирования, полномочий и соподчиненности министерств и ведомств. К тому же Россия живет в рыночных условиях 25 лет, а США?.. Не надо делать «кальку». Госкорпорации «Ростех» и «Росатом» показали свою эффективность в России. Уверен, что и «Роскосмос» сделает более эффективной работу не только предприятий промышленности – чем занималась ОРКК – но, что очень важно, и институтов, которые занимаются целеполаганием и стратегией развития российского космоса. 

Вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава Роскосмоса Игорь Комаров демонстрируют Президенту макеты перспективного пилотируемого корабля и новейшей ракеты-носителя «Ангара», которая будет выводить этот корабль на орбиту © Михаил Клементьев, РИА Новости

– Невозможно обойти вопрос о череде непрекращающихся аварий космической техники. Причем выходят из строя и новые изделия, и отработанные конструкции разных производителей. Вам уже понятен корень зла и способы исправления ситуации?

– Самые «новые», как вы говорите, изделия были произведены в 2013 году, а многие и раньше. Это одна из особенностей ракетно-космической промышленности: здесь очень длинный цикл производства. Основные причины последних аварий – несоблюдение регламентов на всех этапах жизненного цикла продукта. Мы начали исправлять ситуацию сразу же после создания ОРКК. Еще одна проблема – нехватка специалистов, на решение этого вопроса потребуются годы.

– Почему на новейшем российском космодроме «Восточный» строят стартовую площадку для модификации ракеты, впервые взлетевшей более 60 лет назад?

– На новейшем космодроме строят стартовый стол для новейшей модификации ракеты-носителя «Союз-2». В ней, уверяю вас, совсем немного осталось от той ракеты, которая стартовала 60 лет назад. Напоминаю: именно на «Союзах» летают на МКС все космонавты и астронавты мира, а это говорит о многом. С «Восточного» довольно скоро будет летать и наша новейшая ракета-носитель «Ангара». Когда принимали решение о строительстве этого космодрома, планировали запускать оттуда ракету «Русь-М». У России в то время было только три типа ракет-носителей: «Союз-2», «Зенит» и «Протон-М». «Русь-М» осталась в истории, и начали проектировать стартовый стол под «Союз-2», с него и начнем летать на «Восточном». «Ангара» же станет носителем для пилотируемой программы – и тоже полетит с «Восточного». 

«Сверхтяжелая ракета-носитель будет нужна России для дальних полетов: к Марсу и другим планетам Солнечной системы»

– В США уже проходят летные испытания четыре новых пилотируемых корабля, а сроки реализации нашего проекта перспективной пилотируемой транспортной системы с 2005 года не только не приблизились, но и отдаляются?

– Предприятия ракетно-космической промышленности модернизируют существующие транспортные и пилотируемые корабли «Союз» и грузовые корабли «Прогресс», улучшают их характеристики и расширяют функциональные возможности по доставке грузов и по возвращению на Землю результатов исследований и экспериментов. Мы занимаемся и пилотируемым транспортным кораблем нового поколения (ПТК НП) для полетов на околоземные орбиты и за их пределы, в том числе к Луне. Его летные испытания планируем начать в 2021 году, кстати на «Ангаре», с «Восточного».

Игорь Комаров и Алексей Леонов на церемонии открытия памятника, посвященного 50-летию первого выхода человека в открытый космос © Виталий Белоусов, РИА Новости – В СМИ периодически проходит информация специалистов о том, что «Ангару» нельзя использовать для пилотируемых полетов. В чем проблема?

– У нас проблем нет, будем летать на «Ангаре» с «Восточного», как я уже сказал. В марте этого года было рекомендовано Центру им. Хруничева вместе с РКК «Энергия» разработать аванпроект РН «Ангара-А5В» с адаптацией для выведения перспективных транспортных и пилотируемых кораблей и других полезных нагрузок для полетов в окололунное пространство и на поверхность Луны. Безусловно, «Ангару» для этого использовать не только можно, но и нужно.

– Насколько «Ангара» соответствует потребностям страны? Высказывается мнение, что блоки для «Ангары» выбраны в слишком маленькой размерности.

– «Ангара» полностью соответствует существующим и перспективным – в обозримом будущем – социально-экономическим, научным и оборонным потребностям России. Это семейство универсальных ракет-носителей, вот что важно. Здесь возможна унификация, а значит – снижение издержек, здесь полностью отечественная компонентная база, «Ангара» в разных модификациях будет способна выводить на орбиту до 37 тонн полезной нагрузки и, как я уже говорил, будет использоваться и для пилотируемых полетов, а также для лунной программы, для запусков по Федеральной космической программе (ФКП) и для реализации коммерческих заказов. 

– Одна из очевидных проблем отрасли – отсутствие понимания, какая линейка носителей нужна стране. Объявляются конкурсы, возникают проекты «Русь», «Феникс», «Союз-5» и другие, и все это заканчивается ничем. Есть ли уже стратегическое понимание: какие носители будут создаваться в ближайшие 10–20 лет именно как продуктовая линейка?

– Понимание, безусловно, есть, и мы весной озвучивали нашу стратегию развития российского космоса до 2030 года. Сейчас проект Федеральной космической программы (ФКП) 2016–2025 стоимостью немногим более 2 трлн рублей находится на рассмотрении в министерствах. После согласования осенью мы его представим Правительству России. Основная ракета ближайшего будущего – «Ангара» в разных модификациях. Также будут использоваться «Протон» и «Союз-2». В инициативном порядке РКЦ «Прогресс» и Центр им. Макеева ведут разработки РН на других типах топлива, в частности на метане. Кроме того, будем заниматься научно-техническим заделом для создания сверхтяжелой ракеты после 2030 года.  

– Почему в ФКП решено отказаться от создания сверхтяжелого носителя?

– Сверхтяжелый носитель должен выводить на орбиту соответствующую нагрузку. Пока ни у нас, ни у НАСА, ни у ЕКА ее нет. И с учетом реальной экономической ситуации и возможности госфинансирования проектов ФКП до 2025 года, а также главного приоритета – развития орбитальной группировки космических аппаратов научного, социально-экономического и двойного назначения – мы решили доработать «тяжелую» версию «Ангары» для реализации лунной программы. Использовать при этом будем «двухпусковую» схему. Так мы сократим сроки введения в эксплуатацию этой ракеты-носителя и серьезно сэкономим бюджетные средства. Разработку сверхтяжелой РН начинаем с создания научно-технического задела. Такая ракета-носитель будет нужна России для дальних полетов: к Марсу и другим планетам Солнечной системы.

– Как вы относитесь к программе Международной космической станции (МКС)? Бытует мнение, что она лишь отбирает ресурсы, необходимые для развития отрасли.

– МКС – уникальнейшая космическая лаборатория. Без экспериментов и опытов, которые там проводятся, без годовых миссий, одна из которых российско-американская, началась в марте этого года, полеты в дальний космос просто невозможны. Все партнеры по МКС с этим полностью согласны. Именно поэтому сейчас мы с НАСА, с ЕКА обсуждаем расширение и углубление работы на МКС для еще более эффективного использования на Земле результатов работы наших космонавтов и астронавтов. Здесь – новые перспективы для расширения международного сотрудничества, вовлечения в глобальное партнерство и других стран, в том числе стран БРИКС.

Игорь Комаров и Андрей Костин подписывают соглашение о сотрудничестве между ОРКК и ВТБ © Владимир Астапкович, РИА Новости – Проект создания транспортно-энергетического модуля, который часто называют космическим буксиром, с ядерной энергетической установкой может стать тем элементом, благодаря которому Россия сможет претендовать на место в будущем международном разделении труда в космосе. Вам не кажется, что этот проект должен иметь высший приоритет?

– Что такое «высший приоритет»? Если это значит, что все научные и инженерные кадры и все финансы должны быть вложены только в этот проект, то я так не считаю. Пока не все еще до конца ясно с работой энергоустановки этого типа.    Так же, кстати, как и не решена окончательно проблема выживания космонавтов при колоссальной радиации во время дальних космических полетов. А такой транспортно-энергетический модуль на основе ядерной энергетической установки мегаваттного класса нужен будет как раз кораблю для дальних космических полетов. И это значит лишь одно: надо продолжать работать, что мы, собственно, и делаем, в том числе и в этом направлении.

– И в США, и в России специалисты не могут определить четкую цель для полетов человека в космосе. Программы то принимаются, то отменяются, вроде программы возвращения на Луну в США. Российская космическая программа тоже не ставит амбициозных целей для пилотируемых полетов. Есть ли вообще смысл человеку летать в космос?

– Какая цель у человека, когда он внезапно понимает, что за морем может быть другая страна? Какая цель двигала Королевым и Гагариным? Развитие и движение к новым берегам и рубежам – смысл нашего существования. До 2024 года по договоренности со всеми партнерами по МКС станция будет продолжать работать. Мы сейчас завершаем разработку концепции развития российской пилотируемой космонавтики, будем создавать новые модули. Эти модули станут плацдармом для отработки технологий освоения Луны, а Луна, в свою очередь, будет переходным этапом для изучения других планет. Не везде автоматы могут заменить человека, и радость любого, а особенно такого грандиозного открытия, как первые шаги по новой планете, стоят вложенных денег. И кстати, в жизни далеко не все измеряется деньгами. Все проекты освоения космоса должны быть международными – только вместе люди способны на невозможное, и человечество не раз это доказывало. Поэтому сейчас мы заняты в том числе и проработкой унификации стыковочных узлов космических кораблей, их взаимозаменяемостью – в космосе особенно важно иметь не только желание, но и возможность немедленно помочь друг другу при форс-мажоре. Здесь цена – человеческая жизнь, и ничто не может быть дороже. 

«Покорение космоса – это мечта, и я не вижу падения интереса людей к космосу, по крайней мере в России – точно. Ведь космос и фантастика – синонимы»

– В XX веке космическую отрасль вдохновляли мечтатели. Перед отраслью всегда стояли сверхзадачи. Ведь отсутствие амбиций тоже может быть причиной деградации системы. Может быть, падение интереса к космосу в обществе в целом – это тоже следствие, а не причина? 

Уверяю вас, мы – все, кто работает в ракетно-космической отрасли России – достаточно амбициозны. Покорение космоса – это мечта, и я не вижу падения интереса людей к космосу, по крайней мере в России – точно. Ведь космос и фантастика – синонимы. Кстати, и в любом другом деле, в других отраслях и профессиях, если люди не мечтают о невозможном, у них ничего не получится. Мы оптимисты и одновременно прагматически подкованные мечтатели. Другой вопрос, что нам очень не хватает молодых инженеров и конструкторов – ярких, вдохновленных, с новыми идеями, а также специалистов высочайшего класса, которые умеют и любят работать на сложнейших современных станках. Именно этим: разъяснением, зачем людям здесь, на Земле, нужен космос, – мы и занимаемся. Работаем с музеями, с выставочными площадками, с институтами, с детскими лагерями, школами – с совершенно разными аудиториями. И эту работу мы будем продолжать и расширять. Мы осознаем свою ответственность. И новые Гагарины и Королевы обязательно придут к нам в ракетно-космическую отрасль. Увидите, нас ждет еще множество ярких открытий! 

Для справки

Комаров Игорь Анатольевич

5 августа 2015 г. — генеральный директор Государственной корпорации по космической деятельности «РОСКОСМОС».
Январь 2015 г. — руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос).
Март 2014 г. — генеральный директор ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК).
Октябрь 2013 г. — заместитель руководителя Федерального космического агентства (Роскосмос).
Август 2009 г. — октябрь 2013 г. — президент ОАО «АВТОВАЗ».
Май 2009 г. — исполнительный вице-президент ОАО «АВТОВАЗ».
2008—2009 гг. — советник генерального директора ГК «Ростех».
2002—2008 гг. — зам. генерального директора АО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» по экономике и финансам.
1992—2002 гг. — работа в кредитно-финансовых учреждениях на руководящих должностях («Инкомбанк», «Национальный резервный банк», «Сбербанк»).
1986 г. — Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова, экономический факультет.

Женат, пятеро детей.
Родился 25 мая 1964, в г. Энгельс (Саратовская область).




Медиагалерея (4 фото)

  • vtbrussia.ru_01_anons_komarov.jpg

    Глава «Роскосмоса» Игорь Комаров: «Новые Гагарины и Королевы обязательно придут к нам в ракетно-космическую отрасль» © Илья Питалев, РИА Новости

  • vtbrussia.ru_02_komarov.jpg

    Вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава Роскосмоса Игорь Комаров демонстрируют Президенту макеты перспективного пилотируемого корабля и новейшей ракеты-носителя «Ангара», которая будет выводить этот корабль на орбиту © Михаил Клементьев, РИА Новости

  • vtbrussia.ru_03_komarov.jpg

    Игорь Комаров и Алексей Леонов на церемонии открытия памятника, посвященного 50-летию первого выхода человека в открытый космос © Виталий Белоусов, РИА Новости

  • vtbrussia.ru_04_komarov.jpg

    Игорь Комаров и Андрей Костин подписывают соглашение о сотрудничестве между ОРКК и ВТБ © Владимир Астапкович, РИА Новости

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Высокие технологии»
Материалы по теме

13 мая 2015

15 известных и не очень известных фактов о влиянии космических полетов на здоровье человека Космическое здоровье
15 известных и не очень известных фактов о влиянии космических полетов на здоровье человека

29 января 2015

Как устроено семейство ракет-носителей нового поколения Три факта об «Ангаре»
Как устроено семейство ракет-носителей нового поколения

5 августа 2013

50-й космонавт СССР рассказал о том, как «реанимировал» станцию «Салют-7» «Седьмое небо» космонавта Савиных
50-й космонавт СССР рассказал о том, как «реанимировал» станцию «Салют-7»
Новости раздела Высокие технологии