Небесные линкоры России

9 марта 2017

12 лучших отечественных бомбардировщиков

Главное назначение этих самолетов — производить эффект разорвавшейся бомбы в стане противника. И конечно, лучше делать это в фигуральном, чем в буквальном смысле слова. Ведь порой, чтобы остановить недругов, достаточно самого факта существования подобной техники на вооружении. Однако свой потенциал небесным линкорам страны не раз приходилось доказывать и на деле. 


С-22 «Илья Муромец», 1913 год

Первый в истории мировой авиации серийный бомбардировщик родился в России. Им стал С-22 «Илья Муромец», разработанный Игорем Сикорским. В то время многие относились враждебно к самой идее тяжелого бомбардировщика. «Илье Муромцу» пришлось доказывать ее жизнеспособность на практике уже в ходе Первой мировой войны. Первое боевое применение этого самолета произошло в феврале 1915 года: за несколько дней на станцию Вилленберг было сброшено 2,5 т бомб. По данным разведки, были разрушены вокзал и пакгауз, в городе началась паника, и его жители в ясную погоду прятались в погребах. «Илья Муромец» мог брать в полет 520 кг бомб, его вооружение состояло из семи пулеметов. Устанавливалась даже пушка калибром 37 мм. Ничего равного этой летающей крепости в мире не существовало.


ТБ-1 (АНТ-4), 1925 год

ТБ-1 — эпохальный самолет для отечественного авиастроения: в СССР был создан первый в мире серийный цельнометаллический бомбардировщик-моноплан с двумя моторами. Советское авиастроение переживало период становления, поэтому первый экземпляр строили на втором этаже неприспособленного для этого дома в центре Москвы. Пришлось ломать стену, чтобы самолет оказался на улице. Со снятым вооружением под именем «Страна Советов» в 1929 году АНТ-4 за 137 летных часов совершил агитперелет по маршруту Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк общей протяжённостью 21 242 км, из которых 7950 км пролегло над водой.


У-2 (По-2), 1927 год

По-2 — самый массовый биплан в мире. Всего изготовлено около 33 тыс. экземпляров. Был создан Н.Н. Поликарповым как учебный самолет — «летающая парта» У-2, но в ходе Великой Отечественной войны очень эффективно применялся в качестве ночного бомбардировщика. Обычная тактика предполагала скрытный налет на цель с выключенным двигателем. Но и днем сбить По-2 было сложно, поскольку его максимальная скорость 150 км/ч равнялась скорости сваливания немецких истребителей. Удивительно, но этот самолет вполне успешно применялся в боевых действиях во время Корейской войны (1950–1953 годы), уже в эпоху реактивной авиации. Этот опыт пригодился для формирования тактики боевого применения вертолетов.


ТБ-3 (АНТ-6), 1930 год

ТБ-3 стал флагманом довоенной советской авиации, участником знаменитых воздушных парадов над Красной площадью. Боевая нагрузка четырехмоторного бомбардировщика с размахом крыльев 41,8 м составляла 5 т. На его основе был создан летающий авианосец: на крылья и фюзеляж навешивались до пяти истребителей, которые могли отделяться от него в ходе полета. Эти самолеты в 1937 году доставили на Северный полюс экспедицию Папанина. Сильное впечатление ТБ-3 производил и на зарубежную общественность. После демонстрационных полетов в Западную Европу в 1934 году одна из парижских газет написала: «Пятьсот русских бомбовозов могут раздавить Европу как тухлое яйцо».


ТБ-7 (Пе-8), 1936 год

Пе-8 обозначил очередной рубеж в развитии отечественной бомбардировочной авиации: на смену угловатым конструкциям и гофрированной обшивке пришли обтекаемые формы. Это позволило значительно увеличить скорость, дальность и высотность самолета. Америка по праву гордится своим бомбардировщиком В-17 «Летающая крепость». Однако в СССР был создан самолет, который превосходил В-17 по дальности полета и боевой нагрузке. Свои возможности Пе-8 продемонстрировал уже в августе 1941 года, когда осуществил бомбардировку Берлина. Немцы никак не ожидали, что у СССР есть самолеты с таким радиусом действия. А в 1942 году Пе-8 беспрепятственно пролетел над всей оккупированной Европой, доставив наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова в Великобританию. Этот самолет мог сыграть значительную роль в разгроме Германии, но СССР сделал ставку на «паровые катки» танковых войск, а не на стратегические бомбардировки, как США. В-17 был изготовлен в количестве 12 731 штуки, а Пе-8 — всего 93.


Ил-28, 1948 год

Ил-28 — первый советский реактивный бомбардировщик. Творение Ильюшина — образец удачного воплощения незамысловатой схемы, повторявшей компоновку двухмоторных винтовых бомбардировщиков. Когда корифей отечественной конструкторской школы А.Н. Туполев впервые увидел Ил-28, то сперва воскликнул: «А это чей незаконнорожденный ребенок?» Но осмотрев машину, сделал выговор своим сотрудникам, не додумавшимся до такой простоты. Надежность и прочность этого самолета стали легендарными. Ни один Ил-28 не был сбит в 1980-х годах в Афганистане, хотя самолет уже считался устаревшим и использовался только афганскими ВВС, в то время как оснащенные современной техникой советские летчики несли потери. Ил-28 и сегодня выглядит простым и изящным. Классика!


Ту-16, 1952 год

Первый в СССР дальний реактивный бомбардировщик. На аналогичном по назначению американском B-47 было шесть двигателей. На стратегическом B-52 американцам и вовсе пришлось поставить восемь двигателей. Ту-16 обошелся лишь двумя турбореактивными двигателями АМ-3 тягой по 8800 кгс, которые на тот момент были самыми мощными в мире. Под обозначением H-6 этот бомбардировщик до сих пор состоит на вооружении ВВС Китая. На основе Ту-16 в 1955 году был создан Ту-104, который на тот момент был единственным реактивным пассажирским самолетом в мире.


Ту-95, 1952 год


Ту-95 — советский стратегический бомбардировщик межконтинентальной дальности, который до сих пор остается самым быстрым и самым мощным турбовинтовым самолетом в мире. Ту-95 стал первым в СССР реальным средством доставки ядерного оружия, способным достичь территории США. Он и сегодня состоит на вооружении ВВС России, и никто в мире не считает его устаревшим. Имея на вооружении крылатые ракеты X-101 с дальностью 5500 км, Ту-95 нет надобности входить в зону действия ПВО, а отсутствие реактивного выхлопа делает его менее заметным в инфракрасном диапазоне, что затрудняет его обнаружение спутниками американской системы противоракетной обороны SBIRS.


М-4, 1953 год

М-4 — первый в мире межконтинентальный стратегический бомбардировщик с реактивными двигателями, поступивший на вооружение (американский В-52 взлетел на год раньше, но службу в ВВС начал на несколько месяцев позже). А. Н. Туполев считал, что создание подобного самолета было невозможно, и начал разработку турбовинтового Ту-95. Но за эту задачу взялся выдающийся советский конструктор В. М. Мясищев. М-4 летал чуть быстрее Ту-95 и брал больше боевой нагрузки (до 24 т против 12 т у Ту-95), хотя обладал меньшей дальностью (8100 км против 12 100 км) из-за прожорливости четырех двигателей АМ-3. Однако в 1956 году на основе М-4 был создан 3М с более экономичными двигателями ВД-7, обеспечившими ту же дальность 12 100 км. В 1980-е годы была создана транспортная модификация 3М — ВМ-Т «Атлант» (на фото), которая использовалась для доставки на Байконур советского многоразового корабля «Буран» и элементов сверхтяжелой ракеты «Энергия». Вид «худосочного» самолета, перевозившего на спине огромные конструкции, достаточно красноречиво иллюстрировал возможности этой удивительной машины.


Ту-22М, 1969 год

Буква М вовсе не означает, что этот самолет — всего лишь модификация первого отечественного сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22, неудачного проекта, прозванного летчиками «людоедом» за аварийность. Ту-22М стал принципиально новой машиной, получившей крыло изменяемой геометрии и более мощные двигатели. Ту-22М не может достигать территории США, но американцы на переговорах по ограничению вооружений с СССР всегда требовали считать его стратегическим, поскольку он представлял смертельную угрозу для их авианосцев. Мало того, что скорость в 2300 км/ч затрудняет перехват самого самолета. Его основное оружие — противокорабельная ракета Х-22 — может летать в 4,6 раза быстрее звука и даже в неядерном исполнении способна пробивать в борту корабля «дырку» площадью 22 м2.


Ту-160, 1981 год

Стратегический сверхзвуковой межконтинентальный бомбардировщик — это один из факторов, который дает стране статус военной сверхдержавы. Ту-160 в настоящее время самый тяжелый (275 т) и самый мощный (тяга четырех двигателей НК-32 — 100 тс) боевой самолет в мире. Его максимальная скорость — 2200 км/ч. Для сравнения: скорость американского аналога B-1B не превышает 1300 км/ч при взлетной массе 212 т и тяге двигателей 55,4 тс. На вооружении ВВС России в настоящее время находится 16 сверхзвуковых ракетоносцев. А еще «белый лебедь», как прозвали этот самолет, — претендент на титул самой красивой крылатой машины в мире, в чем неоднократно могли убедиться сотни тысяч гостей авиасалонов МАКС, проходящих при поддержке банка ВТБ.


Су-34, 1990 год

Фронтовой бомбардировщик Су-34 уникален тем, что создавался на базе истребителя Су-27 и сохранил способность вести на равных воздушный бой практически с любым противником. Его главная особенность — расположение летчиков в кабине не тандемом, а в ряд. Это повышает эффективность их взаимодействия и делает полет более комфортным. Кабина Су-34 оборудована системой электромассажа, кухонным модулем, биотуалетом и даже откидным спальным местом. А самое главное «удобство» — титановое бронирование толщиной 17 мм, что позволяет использовать этот самолет как штурмовик над полем боя. Многофункциональность — основной тренд в развитии современной боевой авиации. В этом отношении с Су-34 мало кто может сравниться.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Высокие технологии»
Материалы по теме

26 октября 2016

Что на самом деле стоит за сообщениями о первом в мире детонационном ракетном двигателе, испытанном в России Взрывной эффект
Что на самом деле стоит за сообщениями о первом в мире детонационном ракетном двигателе, испытанном в России

29 апреля 2016

12 фактов об ударном вертолете Ка-50 Эволюция вертолета: от «Черной акулы» до «Катрана»
12 фактов об ударном вертолете Ка-50

16 марта 2016

Почему Су-35 называют самым опасным истребителем в мире Краткий путеводитель по Су-35
Почему Су-35 называют самым опасным истребителем в мире
Новости раздела Высокие технологии