МиГ между прошлым и будущим

28 февраля 2017

Зачем России второй истребитель поколения 4++

26 января 2017 года на территории производственного комплекса корпорации «МиГ» в Луховицах состоялась презентация новейшего российского многофункционального истребителя-бомбардировщика поколения 4++ МиГ-35. Чуть позже было объявлено, что этот самолет будет закупаться российским Министерством обороны. Между тем на вооружении Воздушно-космических сил России уже есть Су-35, который также относится к поколению 4++. Зачем нашей стране второй истребитель подобного класса?


Исторический дуэт

МиГ-35 называют легким истребителем. Он действительно очень легок на подъем. По скороподъемности ему нет равных. У МиГ-35 этот параметр равен 330 м/с. Основные конкуренты до этой цифры не дотягивают: F-16 — 250 м/с, Dassault Rafale — 305 м/с, Су-35 — 280 м/с. А у легкого американского истребителя 5-го поколения F-35А — всего 240 м/с. Но что касается веса, то даже сопоставление с «сушкой» не слишком «облегчает» восприятие новейшего МиГа. Ведь его максимальная взлетная масса равна 29,7 т — не многим меньше, чем у Су-35 с его 34,5 т. Для сравнения: максимальная масса Dassault Rafale — 24,5 т, F-16E Block 60 — 22,6 т. Правда, у «легкого» американского «невидимки» F-35А максимальный вес доходит и вовсе до 31,8 т. И это еще раз подчеркивает принципиально другой смысл, который сегодня вкладывается в понятие «легкий истребитель».

Момент для очередного «дебюта» МиГ-35 выбран не случайно. Это предложение для стран, которым нужен истребитель поколения 4 , но не такой дорогой, как западные Rafale, F-16 или даже наш тяжелый Су-35 © Рамиль Ситдиков, РИА Новости МиГ-35 и Су-35 — новейшие модификации советской классики МиГ-29 и Су-27. Однако разница между новыми МиГ и Су в сравнении с «предками» — принципиальная. В системе Вооруженных сил СССР было четкое распределение функций между двумя воздушными «бойцами». МиГ-29 стоял на вооружении элитных полков, базировавшихся на территории ГДР. Су-27 на линию соприкосновения с НАТО не пускали. Казалось бы, явное предпочтение отдавалось МиГу, более легкому и более ловкому в маневренных воздушных боях (вспомните про скороподъемность, которая до сих пор остается его фирменной чертой). Но на самом деле передовые части в Германии рассматривались как своего рода расходный материал для начального периода большой европейской войны. МиГ-29 должны были принять (или нанести) первый удар и героически погибнуть в жаркой схватке. Отчасти именно этот смысл вкладывался в понятие «легкий фронтовой истребитель», который закрепился за МиГ-29.

Су-27 поставлялся в войска ПВО, а в ВВС базировался в основном на аэродромах в Польше и на Украине. Этот самолет должен был прикрывать небо над второй, основной волной атакующих (или обороняющихся) советских войск, которая и должна была решить исход войны. Су-27 стали называть тяжелыми истребителями завоевания превосходства в воздухе. В сравнении с ним МиГ-29 и вооружения брал меньше (боевая нагрузка 2180 кг против 6000 кг у Су-27), и летал не так далеко (боевой радиус 700 км против 1680 км). При этом стоимость легкого МиГ-29 была лишь на 25% меньше, чем у тяжелого Су-27, хотя первоначально задумывалось, что их цена вообще будет относиться как 1:1,9. 

Иное дело — МиГ-35 и Су-35. Качественной разницы в функционале между ними нет: в отличие от «базовых моделей» (и это главное отличие) оба они являются многоцелевыми истребителями-бомбардировщиками, способными как завоевывать превосходство в небе, так и наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или морским целям. Даже боевая нагрузка у них почти выровнялась (7 и 8 т). Это универсальные инструменты воздушной войны, которые могут делать в небе схожую боевую работу. И возникает вопрос: зачем российским Воздушно-космическим силам (ВКС) второй самолет с тем же функционалом и почти такими же возможностями? К примеру, «дальнобойность» радаров МиГ-35 и Су-35 отличается в два раза — 200 и 400 км, да и боевой радиус у самолетов разный — 1000 и 1800 км. Стоимость новой версии МиГ-35 не озвучивалась, но легко можно предположить, что она хотя и меньше, но не в два раза (такой разницы в цене не удалось добиться даже для МиГ-29 и Су-27). Приобретение МиГ-35 придаст дополнительную тактическую гибкость российским ВКС, но для выполнения тех же задач «мигов» потребуется больше и сэкономить на этом вряд ли удастся. Не говоря о том, что содержание парка из двух типов самолетов сложнее и дороже. И все же МиГ-35 с помпой представлен публике и уже включен в программу закупок вооружений РФ. Зачем?


Опять МиГ-35

Начать стоит с того, что самолеты, в отношении которых применялось название МиГ-35, уже неоднократно поднимались в небо и служили украшением летной программы авиасалона МАКС, генеральным спонсором которого с 2003 года выступает банк ВТБ.

Летчик-испытатель Михаил Беляев (справа) после демонстрационного полета на МиГ-35 © Рамиль Ситдиков, РИА Новости Именно так должен был называться многофункциональный истребитель 5-го поколения, разработка которого началась в СССР в 1981 году. Прототип будущего МиГ-35, который создавался в ответ на разработку первого американского истребителя 5-го поколения F-22, имел обозначение МиГ 1.44. Из-за развала Советского Союза развитие этой программы замедлилось. И хотя МиГ 1.44 успел подняться в воздух 29 февраля 2000 года, вскоре после этого взлета произошло окончательное падение: проект был закрыт в пользу разработки ОКБ им. П.О. Сухого, ныне известной как Т-50. Индекс МиГ-35 освободился для дальнейшего использования.

Поскольку проект МиГ 1.44 буксовал, то еще со второй половины 1990-х годов обозначение МиГ-35 начали примеривать ко всем модификациям МиГ-29, основного фронтового истребителя отечественных ВВС. МиГ-29М (взлетел впервые еще в 1984 году), МиГ-29М2, МиГ-29М3, МиГ-29М4 — рядом со всеми рано или поздно начинало маячить обозначение МиГ-35 (правда, чаще всего в скобках).

Наконец, маркетинговое обозначение МиГ-35, уже без всяких скобок, было присвоено самолету, который участвовал в тендере ВВС Индии на закупку 126 средних многоцелевых истребителей стоимостью более 9 млрд долларов. Этот МиГ-35 дебютировал на аэрошоу Aero India в Бангалоре в 2007 году и представлял собой, по сути, сухопутную версию палубного истребителя МиГ-29К, разработанную на базе МиГ-29М для индийского авианосца «Викрамадитья», в который превратился советский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». МиГ-35 отличался от МиГ-29К, в сущности говоря, лишь заменой тормозного гака (крюк, которым самолет цепляет трос при посадке на палубу) на тормозной парашют и складного крыла на обычное.

Тендер в Индии МиГ-35, к сожалению, проиграл (индусы предпочли французский Dassault Rafale), но произошло это скорее по политическим причинам. После массовых закупок Су-30МКИ и МиГ-29К руководство Вооруженных сил Индии не захотело, чтобы их истребительный парк состоял целиком из российских самолетов.

Индусам МиГ-35 образца 2007 года не пригодился, но задел по этому проекту был сделан такой, что терять его было неразумно. Тем более что значительная часть этого задела появилась благодаря финансированию Индией разработки МиГ-29К. И вот 26 января 2017 года в Луховицах миру был явлен «настоящий» МиГ-35, хотя большинство его преимуществ в сравнении с МиГ-29, о которых как о невероятной новости писали все СМИ после презентации, в целом повторяют списки десятилетней давности. Электродистанционная система управления вместо гидравлической, радар «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой, увеличение боевой нагрузки и запаса топлива, антикоррозийная защита и усиленное шасси, «бездымные» двигатели РД-33МК увеличенной тяги, уменьшение в 2,5 раза стоимости летного часа (замена двигателя в полевых условиях занимает всего 58 минут), «стеклянная» кабина с большими дисплеями и так далее.

Есть, разумеется, и некоторые дополнения. Все же наши конструкторы не сидели 10 лет сложа руки. На новом МиГ-35 предусмотрена установка новых российских вооружений, которые не поставляются на экспорт. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей новой модификацией радара «Жук-АМЭ» увеличена до 260 км, а его масса снизилась с 240 до 100 кг! Введен очень мощный многоспектральный комплекс обороны, позволяющий засечь пуск ракеты противника и отслеживать ее траекторию с любого направления. При этом создатели настоящего МиГ-35 утверждают, что довели его качество «до звона». 

Большинство этих систем пригодятся и для будущего легкого истребителя 5-го поколения, если решение о его создании будет принято. После отработки на борту МиГ-35 останется лишь изготовить новую «оболочку» с технологией радионевидимости (правда, нужны будут и новые двигатели). Этот проект, если до него дойдет дело, будет вести, как ожидается, корпорация «МиГ», что позволит сохранить легендарную компанию, обладающую громадным потенциалом. И это тоже один из важных аспектов проекта МиГ-35.

И все же пятерку с плюсом создателям концепции МиГ-35 следует поставить прежде всего за маркетинг: недаром формат презентации больше напоминал показ новой модели люксового автомобиля и на мероприятие были приглашены представители более 30 иностранных государств. 


Экспортный потенциал 

Момент для очередного «дебюта» МиГ-35 выбран не случайно. Это предложение для стран, которым нужен истребитель поколения 4++, но не такой дорогой, как западные Rafale, F-16 или даже наш тяжелый Су-35. Стоимость МиГ-35, повторим, не озвучивается, но очевидно, что он станет самым доступным на рынке истребителем уровня 4++. Собственно, в этом и заключается его «легкость». Рассуждения о том, что доля легких и тяжелых истребителей в парке ВВС уважающей себя страны должна составлять 30 и 70% соответственно, — лукавство или скорее «соус», под которым подают новое «блюдо» в виде МиГ-35. Этот тезис верен для таких стран, как США и СССР. Но большинству традиционных покупателей вооружений России нужен просто истребитель. И чем дешевле, тем лучше.

Презентация новейшего многоцелевого истребителя МиГ-35 в подмосковных Луховицах © Марина Лысцева, ТАСС Самолеты семейства Су-27 в течение десятилетий очень успешно продавались на международном рынке, но наступил момент, когда почти все, кто могли его купить, сделали это. МиГ-35 — это отличная попытка «расшевелить» покупателей, создать новый сегмент продаж отечественной авиатехники. МиГ-35 предлагает те же многофункциональные возможности, что и Су-35, но по более доступной цене. Есть шанс, что в условиях спада в мировой экономике, когда и без того небогатые страны становятся совсем скупыми на закупку военных «игрушек», этот расчет сработает. 

Китай МиГ-35, конечно, не купит, как и Польша с Болгарией, до сих пор эксплуатирующие МиГ-29. Но среди заказчиков могут быть не только Египет, Ирак, Иран, Вьетнам, Малайзия, Алжир, Куба и Перу, но и Индия, которая не очень довольна выбором Rafale, чьи закупки из-за дороговизны пришлось сократить со 126 до 36 штук. А ведь Индии надо чем-то заменить порядка 450 устаревших МиГ-21, которые до сих пор стоят на вооружении этой страны.

Экспортная стоимость Rafale оценивался в 100 млн долларов. Это больше цены американского легкого истребителя 5-го поколения F-35A, чью стоимость производитель обещает к началу массового производства в 2019 году снизить до 83,4 млн долларов. МиГ-35, представленный в рамках индийского тендера (то есть более 5 лет назад) стоил порядка 45 млн долларов. Цена МиГ-35 образца 2017 года, наверное, будет побольше (хотя это будет зависеть от комплектации), но вряд ли превысит 83 млн долларов, за которые Су-35 купил Китай в 2015 году.

И все же остается вопрос: зачем МиГ-35 нужен ВКС России? Для этого также есть весомые экономические резоны. Серийное производство палубного МиГ-29К уже налажено в стране, причем за счет иностранного заказчика. А МиГ-35 — это во многом тот же МиГ-29К. Почему бы современной машиной, производство которой уже освоено, не пополнить ряды отечественных ВКС? А там, глядишь, появятся заказы и из-за рубежа. Ведь принятие самолета на вооружение в собственной стране — важный аргумент в переговорах с зарубежными клиентами. МиГ — один из самых известных в мире отечественных брендов. Грех не использовать его потенциал. 

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Высокие технологии»
Материалы по теме

28 июля 2016

Оптика против самолетов-«невидимок» Фокусы авиации
Оптика против самолетов-«невидимок»

30 июня 2016

Почему для будущего России пассажирский самолет МС-21 важнее, чем истребитель 5-го поколения Магистраль в XXI век (часть 1)
Почему для будущего России пассажирский самолет МС-21 важнее, чем истребитель 5-го поколения

16 марта 2016

Почему Су-35 называют самым опасным истребителем в мире Краткий путеводитель по Су-35
Почему Су-35 называют самым опасным истребителем в мире
Новости раздела Высокие технологии