Лед тронулся!

4 июня 2015

Ледокол «Балтика» претендует на место в пятерке самых знаменитых ледоколов мира

В полку самых удивительных судов мирового флота состоялось очередное пополнение. Весной 2015 года в Санкт-Петербурге был поднят российский флаг на многофункциональном судне «Балтика» — первом в мире асимметричном ледоколе, или, как этот новейший тип судов еще называют, ледоколе косого хода.

Финский эксперимент

Для проводки больших транспортных судов во льдах часто приходится применять два ледокола: один пробивает канал, второй его расширяет, поскольку крупнотоннажный транспорт нуждается в более широком коридоре. Не очень экономно. Над решением этой проблемы задумались инженеры финской компании Aker Arctic Technology, одного из мировых лидеров в области арктических технологий. Возникла идея: а почему бы ледоколу не двигаться во льдах боком, чтобы пробивать канал достаточной ширины для проводки даже самых больших судов? Сначала были проведены эксперименты с моделями в бассейне, затем с обычным ледоколом, который с помощью буксиров заставили наезжать на лед бортом, а не носом. Эксперименты оказались удачными, но при этом выяснилась необходимость оптимизировать форму корпуса: профиль одного из бортов следует заточить под работу со льдом. Поэтому борта у нового ледокола получились разными по форме, что сделало его корпус асимметричным.

Хорошо видна передняя винторулевая колонка, способная поворачиваться на 360 градусов © Arctech Helsinki ShipyardВторая особенность конструкции «Балтики» — винты. Их три: два расположены на корме, один — на носу. Но главное — все три винта смонтированы в виде винторулевых колонок (это общепринятое название для устройства, в котором винт поворачивается на 360 градусов, то есть управление кораблем происходит не за счет рулей, а за счет винтов), которые могут поворачиваться на 360 градусов. Благодаря этому ледокол способен плыть не только вперед-назад, но и боком или наискось. В результате «Балтика» шириной 20,5 метра и мощностью 9 МВт способна проделывать во льдах 50-метровый канал! Для сравнения: ширина атомного ледокола «Арктика» мощностью 49 Мвт — 30 метров.

На все руки

Уникальная управляемость позволила сделать судно многофункциональным. «Балтика» может тушить пожары (в том числе горящую на воде нефть), работать в тесной акватории порта, проводить спасательные работы с использованием 25-тонного крана, служить аэродромом для вертолетов, а также собирать нефть с поверхности воды. Причем последнее делается прямо на ходу. В борту предусмотрен специальный люк — лацпорт, через который загрязненная вода поступает в отсек, где нефть отделяется по уникальной запатентованной технологии. Возможность двигаться боком значительно ускоряет процесс очистки. 

«Балтика» — первый в мире асимметричный ледокол © Arctech Helsinki Shipyard Финны не скрывали, что готовили этот проект для России, которая намерена заняться нефтедобычей в северных морях. И они не ошиблись в расчетах. Уникальной разработкой заинтересовалась Морская спасательная служба Федерального агентства морского и речного транспорта. Первое судно по этому проекту — «Балтика» — изготавливалось двумя странами совместно. Заложен ледокол был на заводе «Янтарь» в Калининграде, а спущен на воду после достройки на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard. Эта верфь принадлежит российской Объединенной судостроительной компании и сотрудничает с банком ВТБ.

В апреле 2015 года «Балтика» прошла испытания во льдах Карского моря, где успешно преодолевала льды толщиной 1,5 метра прямым ходом. Канал шириной 50 метров судно способно проделать во льдах толщиной до 80 см. Необычный корабль займет достойное место в списке судов, оставивших заметный след в истории ледокольного флота.

Великолепная пятерка

Ледокол «Красин» © РИА Новости, Алексей Даничев

Пять революционных проектов, которые стали вехой в развитии ледокольного судостроения.

  1. City Ice Boat No.1. Первое в мире специализированное судно для борьбы со льдом было построено в США в 1837 году. Деревянный колесный пароход, очищавший гавань Филадельфии, относился к типу ледорезов. В отличие от ледоколов, он таранил лед острым форштевнем. 
  2. «Пайлот». Первый ледокол современного типа был построен в России в 1864 году по проекту кронштадтского инженера Михаила Осиповича Бритнева. Это был портовый буксир с переделанным по типу поморской лодки носом. Лодки поморов — кочи — имели покатую форму носа, которая позволяла вытаскивать их на лед неповрежденными. Как и современные ледоколы, «Пайлот» не резал лед, а с разбегу вползал на его кромку и крушил льдину собственным весом, а не силой удара. Такой способ оказался гораздо более эффективным.
  3. «Красин»Ледокол «Ленин» во льдах АрктикиРИА Новости, М. КурносовПостроен в 1917 году в Англии по заказу России и первоначально назывался «Святогор». Создан по подобию «Ермака», первого в мире ледокола для Арктики, спроектированного вице-адмиралом С. О. Макаровым, который оставил след в истории не только как защитник Порт-Артура, но и в качестве океанографа, командующего двумя кругосветными экспедициями, исследователя Севера. Особенностью «Красина» был яйцеобразный корпус, который не позволял льдам сдавливать судно. При сжатии ледовыми полями корабль просто выжимался вверх. Ледокол прославился на весь мир в 1928 году, когда спас экспедицию Умберто Нобиле с разбившегося во льдах дирижабля «Италия». В ходе этой операции «Красин» стал первым судном, зашедшим за 82-ю параллель. До 1952 года считался лучшим ледоколом в мире. Эксплуатировался до 1989 года! Затем был установлен в Санкт-Петербурге в качестве корабля-музея.
  4. «Ленин» — не только первый в мире атомный ледокол, но и первое в мире надводное судно с ядерным реактором в качестве силовой установки. Построен в Ленинграде в 1959 году. Для его корпуса была разработана специальная сталь. Своей эксплуатацией доказал преимущество атомных ледоколов перед дизель-электрическими. Построенная вслед за ним «Арктика» стала первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Россия остается единственной страной, обладающей атомным ледокольным флотом. «Ленин» эксплуатировался на Северном морском пути до 1989 года, после чего был поставлен на вечную стоянку в Мурманске как корабль-музей.
  5. «Балтика» — первый в мире асимметричный ледокол.

Медиагалерея (5 фото)

  • vtbrussia.ru_01_ledokol.jpg

    Ледокол «Балтика» при собственной ширине в 20,5 метра способен проделывать во льду каналы шириной 50 метров © Aker Arctic

  • vtbrussia.ru_02_ledokol.jpg

    Хорошо видна передняя винторулевая колонка, способная поворачиваться на 360 градусов © Arctech Helsinki Shipyard

  • vtbrussia.ru_03_ledokol.jpg

    «Балтика» — первый в мире асимметричный ледокол © Arctech Helsinki Shipyard

  • vtbrussia.ru_04_Ledokol.jpg

    Ледокол «Красин» © РИА Новости, Алексей Даничев

  • vtbrussia.ru_05_Ledokol.jpg

    Ледокол «Ленин» во льдах Арктики © РИА Новости, М. Курносов

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Высокие технологии»
Материалы по теме

24 марта 2015

5 проектов, которые заглянули в будущее Фонд научной фантастики
5 проектов, которые заглянули в будущее

12 февраля 2015

Как обычный человек использует ГЛОНАСС в повседневной жизни Зачем нужен ГЛОНАСС, если есть GPS?
Как обычный человек использует ГЛОНАСС в повседневной жизни

29 января 2015

Как устроено семейство ракет-носителей нового поколения Три факта об «Ангаре»
Как устроено семейство ракет-носителей нового поколения
Новости раздела Высокие технологии