Крылатый меч

27 ноября 2015

Драматичная история создания первой отечественной крылатой ракеты

Среди внушительного арсенала, задействованного вооруженными силами России в спецоперации в Сирии, особое место занимают крылатые ракеты. По сути, это и есть те самые беспилотники, появившиеся задолго до того, как это слово вошло в моду. В истории создания этого вида оружия в нашей стране немало ярких страниц, но едва ли не самая драматичная — первая. Самолет-снаряд 10ХН создавался на базе немецкой Фау-1, но даже в 1950-е годы этот вид оружия настолько опережал свое время, что едва не сломал судьбу Владимира Николаевича Челомея, одного из главных творцов ракетно-ядерного щита СССР. Основанная им военно-промышленная компания «НПО машиностроения» известна в том числе и как ведущий разработчик крылатых ракет для флота.

Порождение сумрачного гения

13 июня 1944 года в 04:25 утра в районе Майл-Энд, недалеко от центра Лондона, раздался мощный взрыв. Был поврежден железнодорожный мост, разрушено несколько домов, 11 человек убиты, около 30 ранены. Это был первый удар с использованием самолета-снаряда Fi-103, вскоре названного немецкой пропагандой Фау-1 (V1 — от Vergeltungswaffe — оружие возмездия). В последние годы войны сумрачный гений Германии подарил миру немало удивительных творений: первый реактивный самолет Me-262, первую баллистическую ракету Фау-2 и первый беспилотник Фау-1. На улице Гроув-Роуд, где упала первая летающая бомба, как называли это оружие англичане, ныне установлена мемориальная доска.

 

Создателям 10Х так и не удалось скопировать немецкий автопилот, поэтому применялась автоматика на основе советских гироскопических устройств

 

Вскоре Лондон атаковали десятки Фау-1 в день. И хотя исход войны изменить было уже невозможно, новое оружие произвело сильное впечатление на союзные державы. Сбить достаточно тихоходные крылатые бомбы, которые летели только по прямой, проблемы не представляло. Иногда английские летчики, чтобы не тратить снаряды, просто поддевали крыло Фау-1 крылом своих истребителей. В перевернутом состоянии автопилот терял ориентацию, и летающая бомба падала на землю. Проблема состояла именно в массированном применении этого оружия. Ведь по сравнению с баллистическими Фау-2 они были дешевы и для них не требовались пилоты. Перехватить все ракеты было невозможно. Всего было запущено около 10 000 крылатых бомб, 2419 из них достигли Лондона, убив 6184 человека. Особенно сильным было психологическое воздействие. В небе появлялся черный крест, издававший характерный треск. Как только звук обрывался, снаряд пикировал вниз. Это оружие порождало ощущение беззащитности перед роком, нависшим над головой в буквальном смысле слова.

Любопытно, что первое совещание Государственного комитета обороны СССР по факту применения нового оружия Германией состоялось уже вечером 13 июня 1944 года. Вот с какой скоростью в то время высшее руководство реагировало на события. А через месяц, 13 июля 1944 года, Сталин получил личное послание Черчилля. Премьер-министр Великобритании предупреждал союзника, что в окрестностях польского города Дембице, который вскоре предстояло освободить советским войскам, располагается полигон для испытаний новейшего оружия Германии. При обследовании полигона советские специалисты нашли несколько некомплектных Фау-1. А в сентябре Черчилль прислал Сталину новый подарок: обломки невзорвавшейся ракеты. Выяснилось, что порождения сумрачного немецкого гения оснащаются пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (ПуВРД). К тому времени такой двигатель в СССР уже был создан.

«Неизвестная батарея» в Лефортове

Однажды ночью во второй половине 1942 года, когда фронт отодвинулся уже достаточно далеко от Москвы, в Лефортове неожиданно началась канонада. «Неизвестную батарею» быстро обнаружили: за выстрелы орудий приняли характерный звук ПуВРД, который впервые заработал на одном из стендов Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ). Шум поднялся такой, что в институт немедленно прибыли нарком авиапрома А. И. Шахурин и главком ВВС А. А. Новиков, чтобы своими глазами увидеть двигатель, который выдавал около 50 «выстрелов» в секунду.

«Когдa рaзобрaлись, в чем дело, я и комaндующий ВВС генерaл А. А. Новиков поехaли в ЦИАМ, — вспоминал Шахурин. — Прошли в бокс, где был устaновлен новый двигaтель и нaходился сaм Челомей. Конечно, нaм зaхотелось увидеть его детище в рaботе. Влaдимир Николaевич предложил уйти из боксa при его зaпуске, но мы с Новиковым скaзaли, что будем нaходиться здесь, чтобы посмотреть все от нaчaлa до концa. Грохотaл двигaтель действительно невероятно. Выдержaть его шум было почти невозможно. Но мы остaлись довольны увиденным». Грохот от ПуВРД был такой, что однажды во время испытаний кто-то даже упал в обморок.

Первый отечественный ПуВРД создавался под руководством Владимира Челомея с 1941 года. В отличие от турбореактивного двигателя (ТРД) в этом типе силовой установки не применялись ни компрессор, ни турбина. Воздух сжимался набегающим потоком в воздухозаборнике, а потом через специальные клапаны порциями подавался в камеру сгорания. Отсюда и название двигателя — пульсирующий, а также характерный, похожий на выстрелы грохот при его работе. Простота устройства позволила Челомею закончить разработку ПуВРД много раньше, чем в СССР появились работоспособные ТРД. Неудивительно, что создание первой советской крылатой ракеты 10Х, являвшейся копией Фау-1, поручили именно ему.

«В ночь на 14 июня 1944 года за мной приехал нарком Шахурин и маршал авиации Новиков, — вспоминал сам Челомей, — и мы поехали в Кремль к Маленкову — он курировал авиационную промышленность. „Вы можете сделать такой самолет?“ — спросил меня Маленков. „Двигатель я сделал еще в 1942 году“, — ответил я. „Тогда кто же у кого украл идею: немцы у нас или мы у немцев?“ — спросил Маленков. „Никто ни у кого не крал. Каждый сам по себе додумался...“».

После этого диалога Челомей произнес блистательную речь, в которой обрисовал великое будущее ПуВРД. Шахурин и Новиков слушали его в полном изумлении. Маленков был очарован 30-летним конструктором. Вскоре под руководством Челомея уже трудилось бывшее КБ «короля истребителей» Поликарпова. Благодаря практически круглосуточной работе уже 5 февраля 1945 года был изготовлен первый серийный образец крылатой ракеты.

В это время советская армия готовилась к штурму столицы рейха. Есть легенда, согласно которой Сталин вызвал к себе Челомея и обсуждал с ним идею подавления духа защитников Берлина с помощью массированных бомбардировок 10Х. Конструктор якобы отговорил вождя от этого замысла, указав на большую концентрацию мирного населения и культурных ценностей, неизбирательное уничтожение которых будет иметь негативный эффект. Как бы то ни было, 10Х в войне не использовалась, но вряд ли причиной этого стали гуманистические соображения. На испытания изделие поступило в марте 1945 года, и тут в полной мере сказалась основная проблема нового оружия — низкая точность.

Рождение оружия

Сообщая Сталину сведения о немецком полигоне, Черчилль руководствовался не только бескорыстным желанием помочь союзнику. В своем письме премьер-министр Великобритании особо просил найти «специфическую часть радиомеханизма, которая выглядит совершенно незначительной деталью». Ведь, пожалуй, главной изюминкой немецкого чудо-оружия был не столько двигатель, сколько система управления.

Создателям 10Х так и не удалось скопировать немецкий автопилот, поэтому применялась автоматика на основе советских гироскопических устройств. В результате во время первых испытаний при дальности 240 км из 66 10Х, запущенных с бомбардировщика Пе-8, лишь 20 попали в квадрат 20 × 20 км. Точность Фау-1 составляла 4 × 4 км, что в то время считалось вполне приемлемым для работы по крупным городам. И хотя изделие 10Х было запущено в серию и даже произведено в количестве 300 штук, с окончанием войны оружие с такой низкой эффективностью оказалось ненужным. Началась многолетняя доводка изделия, завершившаяся созданием модификаций 10ХН (наземный старт с катапульты).

К 1948 году вероятность попадания в цель увеличилась с 36 до 88% (для Фау-1 она составляла около 70%). Были разработаны новые модификации двигателей, в результате чего скорость возросла с 600 до 900 км/ч. Тем не менее главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин оценил характеристики самолета-снаряда как несоответствующие требованиям. Возник конфликт, который завершился совещанием у Сталина в 1952 году.

Челомей был не только очень грамотным специалистом, поражавшим подчиненных своими знаниями, но и очень находчивым человеком, энергично защищавшим свои разработки перед руководителями всех рангов. Иногда эта находчивость граничила с авантюризмом. К примеру, на одном из стендовых испытаний ПуВРД присутствовало важное начальство. И надо же такому случиться, что в этот раз двигатель сгорел через три минуты после запуска. Никто не успел еще ничего сообразить, как Челомей с довольным видом воскликнул: «Надо же, как хорошо все получилось! Двигатель проработал три минуты, точно как мы и рассчитали».

Сталин, видимо, знал об этой черте характера выдающегося конструктора и даже как-то попросил Никиту Хрущева «разобраться с одним фантазером». В результате «разборок» у Челомея завязались теплые отношения с будущим главой советского государства. Однако на совещании у Сталина в 1952 году находчивость едва не сломала Челомею жизнь.

Вот как описывает это событие Виктор Бугайский, заместитель Челомея: «На совещание были приглашены представители командования ВВС и испытательная бригада с полигона. Владимир Николаевич доложил в оптимистических тонах о результатах испытаний и похвалился, показав фотографии успешных попаданий ракет в цель и схему распределения точек их падения в заданный круг на земле в районе цели. Все это убедительно свидетельствовало о высокой эффективности ракет. Сталин попросил выступить представителей испытательной бригады с полигона. Вышел майор и заявил, что все успехи, о которых говорил В. Н. Челомей, имеют место, но на своей схеме он показал только успешные пуски. А таких пусков немного, основная масса испытанных ракет или не долетела до цели, или точки их падения лежат далеко за пределами заданной окружности. Затем он представил свою схему с совершенно неоптимистической картиной результатов работы. Сталин поинтересовался у присутствующих генералов, так ли все обстоит на самом деле, как доложил майор. Те подтвердили правоту майора. Тогда Сталин подвел итоги совещания: „Мы вам, товарищ Челомей, оказали большое доверие, поручив руководить работами в столь важной для нас области техники. Вы доверие не оправдали. По-моему, вы — авантюрист в технике, и мы не можем вам больше доверять! Вам нельзя быть руководителем!“».

Челомей оказывается не у дел. Но 5 марта 1953 года умирает Сталин. Главой советского государства становится Маленков, а первым секретарем ЦК КПСС — Хрущев, и уже 19 мая 1954 года вышло решение правительства о принятии 10ХН на снабжение армии в учебно-тренировочном варианте. А в августе 1954 года на территории Реутовского механического завода под руководством Челомея заработало ОКБ-52, будущее «НПО машиностроения», один из ведущих разработчиков крылатых ракет в СССР.

Крылатые ракеты, которые сегодня стоят на вооружении России, способны преодолевать тысячи километров и поражать точечные цели. Было создано несколько поколений этого оружия, и на каждом этапе пришлось решать очень сложные задачи. Создание подобных систем всякий раз требовало огромного напряжения сил. И это то, чем можно гордиться.

 

Для справки

АО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» — одно из ведущих ракетно-космических предприятий России. АО «ВПК «НПО машиностроения» как головное предприятие в многопрофильной кооперации обеспечивает Вооруженные Силы страны новейшими видами военной техники, осуществляет военно-техническое сотрудничество с зарубежными партнерами.

 

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Высокие технологии»
Материалы по теме

17 сентября 2015

Пять преимуществ ракетного комплекса «Бастион» Крымские «Бастионы»
Пять преимуществ ракетного комплекса «Бастион»

26 августа 2015

25 самых выдающихся самолетов в истории отечественной авиации Шедевры авиации (часть 1)
25 самых выдающихся самолетов в истории отечественной авиации

14 августа 2015

Герой России летчик-испытатель Александр Крутов рассказал о первой посадке на российский авианосец Авиация с гаком
Герой России летчик-испытатель Александр Крутов рассказал о первой посадке на российский авианосец
Новости раздела Высокие технологии