Флот расправляет крылья

12 февраля 2016

История создания крылатых ракет для подводных лодок

2015 год отметился несколькими знаковыми событиями в области военной техники. Одно из них — первое в истории нашей страны боевое применение крылатых ракет. Это оружие было задействовано при нанесении ударов по экстремистам в Сирии. Ракеты запускались и со стратегических бомбардировщиков, и с кораблей Каспийской флотилии, но один из самых обсуждаемых мировыми СМИ эпизодов произошел 8 декабря 2015 года, когда подводная лодка «Ростов-на-Дону» из акватории Средиземного моря залпом четырех крылатых ракет «Калибр» из подводного положения уничтожила два командных пункта боевиков. Сайт VTBRussia.ru уже рассказал драматическую историю создания первых отечественных крылатых ракет 10X. Сюжет, связанный с появлением крылатых ракет для подводных лодок, изобилует не менее крутыми поворотами.

Возвращение «фантазера»

Разработку крылатых ракет для флота в СССР в середине 1950-х годов вели несколько крупных авиационных КБ. Однако до практической реализации дошли только два проекта. Первый из них — П-10 — разрабатывал Таганрогский опытный авиационный завод, мощная организация, возглавляемая Г.М. Бериевым. Второй — П-5 — вела небольшая, созданная в 1954 году специальная конструкторская группа под руководством В.Н. Челомея, в распоряжение которой годом позже передали Реутовский механический завод, ранее никогда не занимавшийся ни авиационной, ни ракетной техникой.

 

П-5 разрабатывалась как стратегическая ракета. При стартовой массе 4300 кг она доставляла боевую часть массой до 1000 кг на дальность до 650 км и развивала скорость, хоть и немного, но все же превышавшую скорость звука, – 1250 км/ч

 

Г.М. Бериев был признанным авторитетом в морской авиации, а над В.Н. Челомеем довлел ярлык «технического авантюриста» и «фантазера», который навесил на него Сталин, недовольный результатами испытаний 10Х, первой отечественной крылатой ракеты. КБ Челомея было передано Микояну, а сам конструктор был отлучен от практической работы. Однако одна из его фантазий настолько заинтриговала руководство советского ВМФ, что сразу после смерти вождя народов Челомея вернули к конструкторской работе. А в конце августа 1955 года ему позвонил М.В. Келдыш и сообщил, что принято решение о реализации его предложений.

Проект П-10 КБ Бериева по срокам опережал разработку Челомея, и, казалось, исход негласного соревнования между двумя творческими коллективами был предопределен. Но 22 октября 1957 года состоялся первый пуск П-5 с подводной лодки С-146 в акватории Белого моря, и сразу стало ясно: таганрогский проект просто не нужен.

Создатель крылатой ракеты П-5 академик Владимир Николаевич Челомей © Валентин Черединцев, ТАСС От авианосца к ракетоносцу

Первые проекты использования крылатых ракет с борта подводных лодок и в СССР, и в США были основаны на концепции подводных авианосцев. Американцы для своей крылатой ракеты Regulus делали герметичный ангар на палубе подводной лодки. После всплытия лодки ракета выкатывалась из ангара, устанавливалась на пусковое устройство, раскрывала складные крылья и только после этого стартовала. На все это требовалось время, в течение которого всплывшая подводная лодка была практически беззащитной. Эту же схему использовали и в Таганроге при создании П-10. Челомей же пошел оригинальным путем.

Есть несколько легенд о том, как эта идея впервые пришла «фантазеру» в голову. Согласно одной из них, конструктора озарило, когда он увидел вылетающую из дупла птицу. По другой версии, однажды, находясь в командировке в гостиничном номере, Челомей распахнул двумя руками створки окна и тут же понял, что именно так должны раскрываться крылья ракеты уже в полете, после запуска. Как бы то ни было, впервые в мире эта идея была реализована именно в челомеевской П-5: ракета стартовала не со специального пускового устройства, а прямо из контейнера, а ее крылья раскрывались автоматически уже в полете. При этом значительно сокращалось время пребывания лодки в надводном положении. П-5 могла стартовать уже через 4 минуты после всплытия, а на подготовку и старт шести ракет, размещенных на борту, требовалось 12,5 минут, в то время как на пуск одной ракеты по обычной технологии уходило около 10 минут. Кроме того, устранение необходимости в отдельном пусковом устройстве позволяло взять на борт вдвое больше ракет.

Групповой пуск крылатых ракет из подводного положения выполнен подводной лодкой «Ростов-на-Дону» © Пресс-служба Минобороны РФ/РИА Новости Новый поворот сюжета

Почему нужны были именно крылатые ракеты? Потому что они давали значительный выигрыш в дальности: 500 км против 150 км у баллистических ракет тех же габаритов и массы.

П-5 разрабатывалась как стратегическая ракета. При стартовой массе 4300 кг она доставляла боевую часть массой до 1000 кг на дальность до 650 км и развивала скорость, хоть и немного, но все же превышавшую скорость звука, — 1250 км/ч. Полет проходил на высоте около 400 м, что делало обнаружение П-5 затруднительным для средств ПВО того времени. В качестве маршевого двигателя использовался турбореактивный КРД-26 тягой 2,25 тс. Из контейнера П-5 выстреливалась с помощью двух пороховых ускорителей, в течение 2 секунд развивавших тягу 36,6 тс. В целом же был найден исключительно удачный конструктивный облик, который неоднократно воспроизводился в других проектах. Ракета, правда, имела невысокую точность: при стрельбе на максимальную дальность она с вероятностью 80% попадала в круг диаметром 3 км. Но этот недостаток перекрывался мощностью ядерной боеголовки РДС-4 — 200 кт, что равнялось 13 «хиросимам». В дальнейшем мощность боеголовки П-5 была доведена до 650 кт. На вооружении советского подводного флота к концу 1966 года стояло 364 крылатых ракеты. На базе П-5 были созданы сухопутный вариант С-5 на шасси ЗИЛ-135К и даже вертолетный комплекс на базе Ми-10.

Успеху П-5 в немалой степени способствовало и то, что в КБ Челомея работал сын главы советского государства — Сергей Хрущев, разрабатывавший систему управления П-5. Однако в октябре 1964 года Никиту Хрущева снимают с занимаемых постов, и Челомей вновь из фаворита властных структур превращается в изгоя.

В 1965 году П-5 поспешно снимают с вооружения. Разумеется, тому были и вполне объективные причины. В 1963 году была принята на вооружение баллистическая ракета для подводных лодок Р-21, которая могла стартовать из подводного положения, а стремительное развитие в 1960-х годах Ракетных войск стратегического назначения, получивших на вооружение сотни шахтных комплексов повышенной защищенности, сделали ответный удар неотвратимым при любом развитии событий. Российский оборонный комплекс, со многими предприятиями которого в настоящее время сотрудничает банк ВТБ, добился стратегического паритета с США. Крылатые ракеты в качестве стратегического оружия на тот момент потеряли свое значение. Однако у Челомея в запасе оказалось достаточно идей, чтобы вновь привлечь внимание к разработкам своего КБ: крылатые ракеты отлично подходили на роль убийц авианосцев. Но это уже другая история.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Высокие технологии»
Материалы по теме

27 ноября 2015

Драматичная история создания первой отечественной крылатой ракеты Крылатый меч
Драматичная история создания первой отечественной крылатой ракеты

17 ноября 2015

Летчик-испытатель Сергей Богдан рассказывает о российском истребителе 5-го поколения Истребитель Т-50: взгляд изнутри
Летчик-испытатель Сергей Богдан рассказывает о российском истребителе 5-го поколения

1 сентября 2015

25 самых выдающихся самолетов в истории отечественной авиации Шедевры авиации (часть 2)
25 самых выдающихся самолетов в истории отечественной авиации
Новости раздела Высокие технологии