Программа МАКС 2013

Высокое искусство

5 августа 2013

Кто организует главный воздушный праздник страны

Генеральный директор ОАО «Авиасалон» Александр Елизаров: «Мы благодарны банку ВТБ, который выступил генеральным спонсором МАКС-2013. Это большое подспорье». © Пресс-служба ВТБ
В 2013 году банк ВТБ выступает генеральным спонсором Международного авиационно-космического салона в г. Жуковском. МАКСу в этом году исполняется 20 лет. Воздушный праздник в российском небе неизменно пользуется огромной популярностью. Но чего стоит организовать небесное представление для сотен тысяч зрителей? Об этом корреспонденту VTBRussia.ru рассказал генеральный директор ОАО «Авиасалон» Александр Федорович Елизаров.

– Приоткройте нам тайну, пожалуйста: как осуществляется финансирование МАКСа, какова спонсорская составляющая проекта?

МАКС – это летная программа, которую не увидеть больше нигде в мире. © РИА Новости, Антон Денисов– Проект коммерческий, бюджетного финансирования у нас нет. Есть лишь незначительная компенсация по топливу военно-воздушным силам – и все. Основные источники средств – сдача в аренду выставочных площадей, шале и офисов, билетная программа и взнос спонсоров. И хотя доля спонсоров в целом вряд ли превысит 5% от бюджета мероприятия, их вклад очень ценен. Мы благодарны банку ВТБ, который выступил генеральным спонсором МАКС-2013. Это большое подспорье.

– МАКС – прибыльное дело?

– Некоторые журналисты перемножают число посетителей на цену билетов, и у них складывается мнение, что салон приносит большой доход. При этом они совершенно забывают о гигантских расходах. Возьмем, к примеру, аэродром «Раменское»: денег на его содержание выделяют немного и поддерживать его в надлежащем состоянии невозможно. Для каждого МАКСа нам приходится заново ремонтировать взлетно-посадочную полосу, а ведь это уникальная – крупнейшая полоса в Европе: 5,4 км длиной! На нее можно посадить любой летательный аппарат, включая «Буран». Но со временем швы толстенных бетонных плит потихонечку расходятся. А для того, чтобы здесь взлетали пилотажные группы, необходима вся ширина полосы – 80 м. Поэтому возникает необходимость приводить в порядок полосу на всю ширину. Для полетов одиночных ЛА этого не нужно, а перед МАКС приходится этим заниматься. Кроме того, весь город Жуковский, дома и дороги, которые видят посетители салона, надо привести в достойное состояние. Чтобы не стыдно было перед гостями авиашоу. Отдельная статья расходов – страхование ответственности третьих лиц: всех пилотажных групп, летчиков, журналистов, территории. Все это тоже зачастую делается за счет ОАО «Авиасалон».

Разбор полетов

– Сколько человек занято в обслуживании МАКСа?

Александр Елизаров: «Это надо видеть». © РИА Новости, Григорий Сысоев– Если посчитать, сколько людей мы нанимаем в дни проведения салона, не одна тысяча получится. Только из МВД 3500-3600 сотрудников, еще около полутысячи волонтеров, столько же ЧОПовцев. Прибавьте сюда людей, которые круглосуточно занимаются обеспечением питания, медицинским обслуживанием, уборкой и вывозом мусора. На МАКСе присутствуют сотрудники МЧС, ФСБ, даже войска. Наша первоочередная задача – посетители, конечно. Но тех, кто обслуживает мероприятие, тоже нельзя забывать – их необходимо накормить и напоить. И это опять же все за счет ОАО «Авиасалон», так как в бюджетах МВД и ФСБ эти расходы не предусмотрены. А ведь персоналу приходится работать в непростых условиях – целый день на жаре. Служебным собакам и лошадям плохо становилось, не то что людям, до обмороков доходит. В 5-6 утра мы уже на ногах, а заканчиваем только к полуночи. Часика 3-4 поспишь – и снова в поле. Но и чувство удовлетворения появляется: для людей делаем прекрасный праздник.

– МАКС, наверное, самое массовое мероприятие на территории России?

– Точнее, одно из самых массовых патриотических мероприятий. Когда летает настоящий ас Сергей Богдан на Т-50 – это надо видеть! Молодой красивый русский парень, скромный невероятно, но летает как бог. Заслуженные летчики, герои России, говорят, что в мире мало кто с ним может сравниться.

Александр Елизаров: «120 тыс. надо привезти до обеда и 120 тыс. вывезти после него. Понятны масштабы операции?» © Пресс-служба ВТБ– На авиасалоне в Ле-Бурже в этом году были заключены контракты на 180 млрд. долларов. Сможет ли МАКС когда-нибудь приблизиться к этой цифре?

– Не стоит сравнивать МАКС и Ле-Бурже, хотя в 2011 году мы заключили опционов и договоров на 16 млрд. долларов. Но МАКС – это, в первую очередь, зрелищная программа, которой нет нигде. А вот бизнес-программа – это Ле-Бурже, Англия, Германия. Там другая структура мероприятий: огромные контракты при довольно средненькой летной программе. Когда наши летчики в этом году в Ле-Бурже показали Су-35 – все стоя аплодировали. А у нас такое мастерство демонстрируется все 6 дней!

– Расскажите о летной программе МАКС-2013?

Александр Елизаров: «На МАКСе всегда аншлаг». © РИА Новости, Валерий Мельников– В этом году у нас выступят восемь пилотажных групп, четыре российские представляют военно-воздушные силы – «Русские витязи» и «Соколы России» на Су-27, «Стрижи» на МиГ-29 и «Беркуты» на Ми-28. ДОСААФовская пилотажная группа «Русь» летает на L-39, группа «Первый полет» – на Як-52. Прилетят «Балтийские пчелы» из Латвии. Впервые участвует и пилотажная группа ВВС Китая «1-е августа» на J-10. Французская группа Patrouille de France участвует в МАКСе каждый год. В демонстрационных полетах мы увидим французский Rafale, А-380, швейцарцы показали F/A-18, посетители МАКС увидят два Boeing – 787 и 747. Украшением программы станет, конечно, пилотаж Су-34 и Су-35, а ее «гвоздем» – Т-50. Вообще, традиционно летная программа очень насыщенная, этим и отличается МАКС. Наши пилотажные группы летают на тяжелых истребителях. Когда у нас проходит имитация ближнего боя – это вообще не для слабонервных. Просто уникальная программа! Она обуславливается еще и возможностями ЛИИ им. Громова. Все остальные салоны проходят, как правило, на гражданских аэродромах, где летные зоны ограничены. Поэтому такого пилотажа вы нигде больше не увидите.

– Как удалось привлечь на авиасалон китайцев?

Александр Елизаров: «В этом году у нас выступят восемь пилотажных групп. Французская группа Patrouille de France участвует в МАКСе каждый год». © РИА Новости, Антон Денисов– Это была их инициатива и их желание. Китайцы пошли по нашему пути: боевые самолеты в пилотажной группе. Только мы и они такое делаем. Конечно, им захотелось себя показать. Бондарев Виктор Николаевич, главком ВВС, был на авиасалоне в Китае и пригласил их для развития добрососедских отношений. По мнению наших летчиков, они летают хорошо, стройно, дисциплинированно, но по уровню исполнения к нам пока не могут приблизиться, так же, как и по техническим характеристикам самолета.

На МАКСе всегда аншлаг

– Почему сроки проведения МАКСа в этом году сдвинули на конец августа?

– Это связано с периодами отпусков в России и в других странах. Так, к примеру, на Западе август – традиционное время отпусков. А поскольку мы стремимся развить деловую международную составляющую МАКСа, этот фактор важно учитывать. Что касается публики, то этот организационный момент вряд ли доставил кому-то неудобства. На МАКСе всегда аншлаг.

– В СМИ часто высказывают критические мнения по поводу уровня организации МАКС…

Александр Елизаров: «Если посчитать, сколько людей мы привлекаем в дни проведения салона, не одна тысяча получится. Только из МВД 3500-3600 сотрудников». © РИА Новости, Валерий Мельников– С открытием салона нас традиционно начинают ругать, причем, в основном, свои, русские журналисты. Иностранцы же, которые бывали на авиационно-космических салонах в других странах, напротив отмечают, что уровень организации и проведения у МАКС значительно выше. Лично я бывал и на Олимпиадах, и на авиационно-космических салонах. И считаю, что в нашей стране внимание к организации массовых мероприятий уделяется намного больше, чем в любой другой. Территория у нас обустроена однозначно лучше.

– Но люди, бывает, жалуются на большие очереди в досмотровых зонах...

– Что значит «большая очередь»? Сколько времени уходит, чтобы попасть на стадион «Лужники» на футбол? Час-полтора на это может уйти. А у нас 120 тыс. надо привезти до обеда и 120 тыс. вывезти после него. Понятны масштабы операции? Досмотровые мероприятия – такие же, как везде. Полчаса в таких обстоятельствах совсем немного. Просто посетителям стоит это время иметь в виду. Да, бывали ситуации как в 2011 году: пошел сильнейший ливень в воскресенье. И, естественно, под дождем даже 10 минут – это много. Нам пришлось дополнительные столы для досмотра расставлять, людей с детьми пропускать без очереди.

– Жалуются и на дороговизну напитков и еды. Кто регулирует цены?

Александр Елизаров: «Для людей делаем прекрасный праздник». © РИА Новости, Григорий Сысоев– Мы регулируем. В целом цены разумные, но привезти продукты в поле, торговать в поле – это существенные дополнительные затраты. Доставка, обустройство, дополнительная электроэнергия – причин удорожания много. Отвезти обратно, если что-то не продал, – тоже расходы. Конечно, люди страхуются, понимают: привезешь лишнего – пропадет. И все риски и накладные расходы закладывают в стоимость. Но мы стараемся улучшать условия для посетителей. В этом году убрали «Шанхай», как мы его называли, – шашлычные на земле. Из-за антисанитарии, прежде всего. Зато обустроенных точек питания и лотков, где можно мороженое купить, станет больше.

– Еще одна постоянная претензия – пробки на дорогах. Перед открытием МАКСа закончили строительство новой эстакады на въезде в Жуковский. Это облегчило ситуацию?

Александр Елизаров: «Когда проходит имитация ближнего боя – это вообще не для слабонервных». © РИА Новости, Григорий Сысоев– Конечно, стало получше. Была всего одна дорога через город, теперь их несколько. Но тут надо понимать: в Москве и Московской области и без всяких мероприятий пробки огромные, по 4-5 часов люди стоят. В общем-то, пробки одинаковые что в обычные выходные, что во время проведения МАКСа.

– РЖД делает специальное расписание электричек под МАКС?

– По нашей просьбе РЖД увеличивает количество электричек. Но сокращать временной интервал между поездами при доставке на МАКС смысла нет: люди не успеют выйти с платформы и сесть в автобус. Возможна давка. Представьте: прибывает 12 вагонов, в каждом – человек 300-400. В один автобус помещается максимум 150 человек. Вот и посчитайте, сколько надо автобусов одновременно отправить и сколько людей оперативно в них посадить. Это самый сложный элемент – доставка к месту проведения. На территории уже проще, люди расходятся – и все. Зато при выезде – да, имеет смысл увеличивать количество электричек. До часа-двух дня люди приезжают, а с трех начинается отток. Под эти пики, конечно, и подстраивается как железная дорога, так и автобусы. В этом году доставку удалось провести в штатном режиме, без особенных нареканий со стороны посетителей салона.

Многим знакомо это фото… © РИА Новости, Дмитрий Астахов– Взлетная полоса расположена так, что наблюдать летную программу мешает солнце. Будут ли когда-нибудь трибуны установлены на другой стороне полосы?

– Об этом давно мечтают, причем и зрители, и мы, организаторы шоу. Но с той стороны нет, к сожалению, места, только узкая полоса земли и Москва-река. Мы смогли разместить там платформу для фото- и видеосъемок. Но чтобы туда добраться от выставочного комплекса, придется проехать пять километров. Кроме того, это закрытая для массового посещения территория, над которой самолеты делают виражи. Неслучайно всех, кого туда доставляют, мы страхуем. Билеты на платформу мы продаем не только для СМИ, но и для обычных посетителей. В этом году они стоят 11 тысяч рублей. Разумеется, количество билетов на медиаплатформу ограничено. Так что большинство зрителей смотрят и, видимо, дальше будут смотреть летную программу с привычного ракурса. К слову, так наблюдает авиашоу и Президент Российской Федерации Владимир Путин. Многим знакомо его фото в очках, где он глаза прикрывает ладонью. И ведь не жалуется…

Лётная программа МАКС 2013 на 30 августа 2013 

 

Время

Мероприятие

Павильон

10:00 — 12:00

Пресс-конференция «Материалы нового поколения для перспективной авиационно-космической техники»

C5, Конгресс Центр

Участники пресс-конференции проинформируют представителей СМИ о новых разработках в области интеллектуальных полимерных композиционных материалов, легких и супержаропрочных сплавов, функциональных материалов для планера и двигателя перспективных изделий авиационной и космической техники.

10:00 — 12:00

Круглый стол "Применение технологий автоматической идентификации в интересах предприятий авиакосмической отрасли"

C5, Конгресс Центр

10:00 — ?

Конференция молодых специалистов

г. Жуковский

Президент Объединенной авиастроительной корпорации проводит кадровую конференцию с молодыми учеными и специалистами, сотрудниками ОАК и предприятий холдинга. В программе – представление профиля успешного инженера отрасли в 10 летней перспективе, обсуждение трендов – концепции самолета будущего

11:00 — 18:00

Конференция "Композитные материалы в гражданском и военном авиастроении"

C5, Конгресс Центр

11:00 — 13:30

Конференция «Карьера в холдинге «Вертолеты России»

C3

11:00 — ?

Пресс-конференция Главнокомандующего ВВС России В.Бондарева

C4, Пресс-центр

12:30 — 14:30

Семинар "Практическое применение положений документа ICAO Doc 9977 в деятельности предприятий авиатопливообеспечения"

C5, Конгресс Центр

Презентация оборудования для авиатопливообеспечения компании «CLA-VAL»

12:30 — 16:00

Семинар "Микросхемы фирмы Xilinx для применения в электронных устройствах специального назначения"

C5, Конгресс Центр

13:30 — 15:00

Круглый стол «Авиационно-космическое направление в системе дополнительного образования: новые возможности и перспективы»

3G, Деловой центр Правительства Москвы

13:45 — 14:00

Награждение победителей конкурса научно-технических работ

г. Жуковский

14:00 — 16:00

Награждение Участников МАКС-2013

C5, Конгресс Центр

15:00 — 17:00

Семинар "Особенности размещения Рособоронпоставкой заказов в рамках гособоронзаказа"

C5, Конгресс Центр

16:20 — 18:30

Семинар "Электролюминесцентные дисплеи фирмы BENEQ (LUMINEQ) для применения в электронных устройствах специального назначения"

C5, Конгресс Центр


Медиагалерея (10 фото)

  • vtbrussia.ru_00_Portret_Elisarov_687x450.jpg

    Генеральный директор ОАО «Авиасалон» Александр Елизаров: «Мы благодарны банку ВТБ, который выступил генеральным спонсором МАКС-2013. Это большое подспорье». © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_01_Elisarov_687x450.jpg

    МАКС – это летная программа, которую не увидеть больше нигде в мире. © РИА Новости, Антон Денисов

  • vtbrussia.ru_02_Elisarov_687x450.jpg

    Александр Елизаров: «Это надо видеть». © РИА Новости, Григорий Сысоев

  • vtbrussia.ru_03_Elisarov_687x450.jpg

    Александр Елизаров: «120 тыс. надо привезти до обеда и 120 тыс. вывезти после него. Понятны масштабы операции?» © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_04_Elisarov_687x450.jpg

    Александр Елизаров: «На МАКСе всегда аншлаг». © РИА Новости, Валерий Мельников

  • vtbrussia.ru_05_Elisarov_687x450.jpg

    Александр Елизаров: «В этом году у нас выступят восемь пилотажных групп. Французская группа Patrouille de France участвует в МАКСе каждый год». © РИА Новости, Антон Денисов

  • vtbrussia.ru_06_Elisarov_687x450.jpg

    Александр Елизаров: «Если посчитать, сколько людей мы привлекаем в дни проведения салона, не одна тысяча получится. Только из МВД 3500-3600 сотрудников». © РИА Новости, Валерий Мельников

  • vtbrussia.ru_07_Elisarov_687x450.jpg

    Александр Елизаров: «Для людей делаем прекрасный праздник». © РИА Новости, Григорий Сысоев

  • vtbrussia.ru_08_Elisarov_687x450.jpg

    Александр Елизаров: «Когда проходит имитация ближнего боя – это вообще не для слабонервных». © РИА Новости, Григорий Сысоев

  • vtbrussia.ru_09_Elisarov_687x450.jpg

    Многим знакомо это фото… © РИА Новости, Дмитрий Астахов

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Высокие технологии»
Материалы по теме

15 августа 2013

Илья Федоров: «Сегодня мы строим новый «Сатурн» Восход «Сатурна»
Илья Федоров: «Сегодня мы строим новый «Сатурн»

1 августа 2013

20 лет МАКС: самые яркие страницы истории авиасалона в Жуковском Крылья Родины
20 лет МАКС: самые яркие страницы истории авиасалона в Жуковском
Новости раздела Высокие технологии