Высокий уровень

27 августа 2013

Валерий Лукьяненко: «Наша поддержка МАКСа оказывает позитивное влияние на бизнес ВТБ»

Валерий Лукьяненко: «Благодаря участию в салоне мы расширяем сотрудничество с существующими клиентами и заключаем новые сделки. Нам есть, что им предложить» © Пресс-служба ВТБ
Быть системообразующим банком – задача не из легких, ведь подчас в компетенции кредитной организации находятся вопросы государственного масштаба. О ключевых проектах ВТБ в оборонно-промышленном комплексе, а также о первой десятилетке сотрудничества с авиасалоном МАКС сайту VTBRussia.ru рассказал член Правления Банка Валерий Лукьяненко.

– Расскажите, пожалуйста, почему ВТБ поддерживает МАКС – казалось бы, совершенно «небанковское» мероприятие?

– ВТБ впервые стал генеральным спонсором Авиасалона в 2003 году, и с тех пор регулярно оказывает ему спонсорскую помощь. Буквально на наших глазах МАКС превратился в один из самых авторитетных мировых авиафорумов. Сегодня формат авиасалона позволяет не только продемонстрировать достижения отечественных высоких технологий, но и убедить зарубежных партнеров в открытости российского рынка для совместных проектов.

Валерий Лукьяненко: «Буквально на наших глазах МАКС превратился в один из самых авторитетных мировых авиафорумов». © Пресс-служба ОАО «Авиасалон»Эти задачи перекликаются с политикой банка ВТБ, которая предполагает содействие мероприятиям мирового уровня.

Накопленный за десятилетие опыт убедительно свидетельствует: поддержка МАКСа оказывает позитивное влияние также и на бизнес банка. Благодаря участию в салоне мы расширяем сотрудничество с существующими клиентами и заключаем новые сделки. Нам есть, что им предложить: все больше предприятий гражданского и военного авиастроения пользуются продуктами и услугами банка. Мы стремимся задействовать всю продуктовую линейку группы. Наибольшим спросом пользуются документарные и конверсионные операции, факторинг и лизинг, инвестбанковские услуги. Словом, вложенные в спонсорскую поддержку средства окупаются с лихвой.

– Как у ВТБ организована работа с клиентами на авиасалоне?

– МАКС для команды нашего Департамента по работе с клиентами государственного и оборонного секторов – самая «горячая пора». Обстановка грандиозного авиационного праздника помогает в неформальной обстановке продемонстрировать преимущества продуктов и услуг группы. Именно здесь, обсуждая фигуры высшего пилотажа с будущим партнером, за какие-то полчаса удается согласовать вопросы, которые в офисах решаются долгие месяцы. На МАКСе-2013 Банк подпишет ряд cоглашений с такими знаковыми клиентами, как Концерн ПВО «Алмаз-Антей», НПО «Сатурн», ЦСКБ «Прогресс» и др.

Особенности национальной «оборонки»

– ВТБ – один из лидеров по кредитованию оборонной и авиакосмической промышленности. Как выстроен бизнес банка в этой отрасли, в чем специфика финансовых услуг для оборонных предприятий?

Гендиректор ОДК Владислав Масалов, президент ОАК Михаил Погосян и член Правления ВТБ Валерий Лукьяненко заключили контракт, предусматривающий поставку двигателей для военно-транспортных самолетов Ил-476. © Пресс-служба ВТБ, Александр Панов– Главная особенность работы с таким клиентом – необходимость выполнения предприятием госзаказа. В связи со стратегическим значением задачи финансирование таких компаний четко прописаны в Программе кредитования под государственные гарантии РФ организаций оборонно-промышленного комплекса. И ВТБ – в числе наиболее активных ее участников. Сегодня доля нашего банка на рынке кредитования «оборонки» и космонавтики составляет более 30%.

В 2013 году мы планируем удвоить объем кредитования оборонного заказа, если ГОЗ покажет сопоставимый рост. Для сравнения, в начале текущего года Президент – Председатель правления ВТБ Андрей Костин на встрече с президентом Владимиром Путиным отметил, что по итогам 2012 года было выдано кредитов на сумму 75 млрд. рублей.

Наши планы амбициозны, но они будут реализованы, ведь бизнес-структура группы ВТБ уникальна: она включает разветвленную сеть дочерних банков с офисами по всему миру. Другое наше значимое преимущество – мощный инвестиционный бизнес, реализуемый силами компании ВТБ Капитал. Его возможности также активно используют клиенты группы из ОПК.

С поправкой на кризис

– Экономическая ситуация в оборонной и авиакосмической промышленности России остается непростой, в том числе, из-за влияния мирового кризиса. Как ВТБ участвует в финансовом оздоровлении предприятий?

– О поддержке оборонной отрасли в условиях ухудшения макроэкономической ситуации ВТБ заговорил одним из первых. Еще в ноябре 2008 года, когда глобальный кризис только набирал обороты, банк инициировал совещание по выработке конкретных мер господдержки промышленности, в котором приняли участие стратегические предприятия ОПК, Минобороны и Минпромторга России. Во многом на основе наших рекомендаций руководство страны разработало и начало использовать государственные гарантии в качестве одной из эффективных антикризисных мер. Впоследствии ВТБ активно участвовал в совершенствовании этого механизма. Уже в начале 2009 года ВТБ первым в России предоставил предприятиям «оборонки» кредиты под госгарантии. Их общий объем в 2009-2010 годы составил 69 млрд. руб.

– Приведите примеры, когда поддержка ВТБ помогла преодолеть кризисную ситуацию на предприятиях?

Валерий Лукьяненко: «ВТБ с 2005 года оказывает кредитно-финансовую поддержку проекту «Сухой Суперджет 100». © Пресс-служба ОАО «Авиасалон»– Их немало. Так, в 2008 – 2009 годах банк предоставил три кредита на общую сумму 14,3 млрд. руб. ОАО «НПО «Сатурн» – одному из ведущих российских предприятий по разработке и производству авиационных газотурбинных двигателей военного и гражданского назначения. Тогда груз проблем казался руководству компании просто неподъемным: ряд цехов нуждался в модернизации, рабочие требовали выплаты задержанной зарплаты. Кредитная поддержка ВТБ помогла не только решить целый ряд финансовых вопросов, но и переоснастить предприятие.

Другой пример – ОАО «ММП им. В.В.Чернышева». Банк предоставил ему кредиты на общую сумму 9,5 млрд. руб. под гарантии Правительства РФ. Наше финансирование помогло сохранить уникальное предприятие, выпускающее двигатели для самолетов МиГ.

В настоящее время банк участвует в рефинансировании кредитной задолженности двигателестроительного предприятия ОАО «Пермский моторостроительный завод». Она осуществляется за счет нашего кредита. Должен признать, решиться на такое было непросто: завод сегодня не в лучшем состоянии. Но наши эксперты совместно с новым руководством компании выработали финансовую модель, которая в обозримом будущем позволит вывести предприятие на положительный финансовый результат.

Возможности группы ВТБ не ограничиваются кредитованием. Так, Банк ВТБ и ВТБ Капитал приняли участие в реструктуризации кредитной задолженности ОАО «ОПК «Оборонпром» и ОАО «ОАК» путем выкупа банком облигационных займов. Объемы выкупа составили 19 и 7 млрд. рублей соответственно. Реструктуризация позволила снизить долговую нагрузку на предприятия холдингов, улучшила их финансовое положение и дала возможность возобновить производство.

Хотелось бы подчеркнуть, что при принятии решения мы оцениваем не только способность подразделений ВТБ поддержать компанию и не допустить ее банкротство, но и экономическую выгоду проекта для нашего банка. Ведь хотя доля в капитале ВТБ принадлежит государству, мы все же являемся коммерческим банком и потому заточены на получение прибыли.

Мировые услуги

– Финансовая ситуация в гражданском самолетостроении России непростая. Как думаете, скоро ли ему удастся стать прибыльным? Помогут ли этому проекты «Сухой Суперджет 100» и МС-21?

Валерий Лукьяненко: «ВТБ финансирует инвестиционный проект по модернизации и освоению серийного производства транспортного вертолета Ми-26Т2. Эта уникальная винтокрылая машина – самая большая в мире по грузоподъемности». © РИА Новости, Григорий Сысоев– ВТБ с 2005 года оказывает кредитно-финансовую поддержку проекту «Сухой Суперджет 100». Он уникален по целому ряду параметров. Так, впервые за всю постсоветскую историю России лидирующую роль в реализации столь масштабного проекта в области гражданского авиастроения взяла на себя отечественная компания. Другая немаловажная деталь: на сегодняшний день только SSJ-100 обладает настолько высокой степенью международной производственной интеграции. В числе участников проекта несколько мировых лидеров в области авиастроения.

– Как ВТБ участвует в поддержке перспективных технологий и модернизации производств в авиации и космонавтике?

– НИОКР и модернизация производства – два ключевых фактора успеха в области ОПК и космонавтики. Поэтому ВТБ активно участвует в финансовой поддержке научно-технологического перевооружения «оборонки». Наш банк, в частности, предоставляет гарантии и заемные средства на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в рамках госконтрактов с Министерством обороны РФ, Минпромторгом РФ и Роскосмосом.

ВТБ сотрудничает и с отдельными предприятиями, например, финансирует инвестиционный проект ОАО «Роствертол» по модернизации и освоению серийного производства транспортного вертолета Ми-26Т2. Эта уникальная винтокрылая машина – самая большая в мире по грузоподъемности. Стоимость проекта – 2,5 млрд. руб.

ВТБ предоставляет также долгосрочные кредиты на приобретение оборудования для модернизации производства. Такие кредиты уже используют крупнейшие двигателестроительные предприятия - ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Омское моторостроительное конструкторское бюро».

Валерий Лукьяненко: «Сегодня доля нашего банка на рынке кредитования «оборонки» и космонавтики составляет более 30%». © ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»Есть в нашем портфеле и более масштабные проекты. С 2009 года ведущий российский производитель вооружения ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» работает над производственно-технологическим кластером для выпуска продукции военного, двойного и гражданского назначения в Санкт-Петербурге. В проекте участвуют пять дочерних предприятий концерна, которые объединены в Северо-Западный региональный центр. Именно там будет вестись разработка и модернизация новейших систем ПВО.

Банк с самого начала принимает активное участие в реализации этого проекта. Общий объем кредитования концерна – 20 млрд. руб. Первая очередь завода, построенная в том числе на средства банка, уже функционирует и производит новейшие виды техники.

– Программа ГЛОНАСС, одна из важнейших в отечественной космической отрасли, тоже получает поддержку ВТБ?

– ВТБ сотрудничает с основными исполнителями федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» – с предприятиями ОАО «Информационные спутниковые системы им. акад. М.Ф.Решетнева» и ОАО «Российские космические системы». В рамках госконтракта на выполнение опытно-конструкторских работ по развитию космического комплекса системы ГЛОНАСС банк выдал ИСС им. Решетнева гарантии надлежащего исполнения контракта в пользу Роскосмоса на сумму 8 млрд.руб.

Десятикратный рост

– Насколько экономически выгодно для ВТБ кредитование предприятий оборонной и авиакосмической отрасли? Ведь их деятельность не предполагает получение скорой прибыли?

Валерий Лукьяненко: «Обстановка грандиозного авиационного праздника помогает в неформальной обстановке продемонстрировать преимущества продуктов и услуг группы ВТБ». © Пресс-служба ВТБ, Александр Панов– Привлекательность кредитования ОПК связана, прежде всего, с низкими рисками, т.к. значительная часть кредитов осуществляется под гарантию РФ и экспортные контракты. Это компенсирует традиционно невысокую по сравнению с рыночными отраслями доходность. У предприятий «оборонки» проблемная и просроченная задолженность практически отсутствуют. С учетом RAROC (показатель возврата на капитал с учетом риска – прим. ред.), которому в нынешней экономической ситуации банки уделяют все больше внимания, кредитование ОПК экономически оправданно.

Кредитный портфель ВТБ по клиентам оборонной и космической промышленности за 2012 год вырос на 41%. А если оценивать ретроспективу последних 5 лет, портфель увеличился в 10 раз. При этом мы ориентируемся не только на текущую прибыль, но и развитие долгосрочных и комплексных отношений с клиентами. Это помогает обеспечивать группе стабильные финансовые потоки. Так что в целом, принимаемые нами риски соответствуют корпоративным стандартам группы ВТБ.

– Какими критериями руководствуется ВТБ, принимая решение кредитовать предприятие оборонной или авиакосмической отрасли?

– Не устану повторять: банк – это, прежде всего, коммерческое предприятие. Его главная задача – обеспечить приемлемые для акционеров финансовые показатели. Имею в виду и прибыль, и возврат на капитал. Этого принципа мы придерживаемся при работе с клиентами любой отрасли.

Социальный аспект

– Какие социальные инициативы реализует ВТБ совместно с предприятиями ОПК и авиакосмической отраслью?

Валерий Лукьяненко: «Сегодня формат авиасалона позволяет не только продемонстрировать достижения отечественных высоких технологий, но и убедить зарубежных партнеров в открытости российского рынка для совместных проектов». © РИА Новости, Григорий Сысоев– С 2010 года банк выступает генеральным спонсором молодежных слетов, проводимых нашим давним клиентом «НПО «Сатурн». Это традиционное спортивное мероприятие, в котором принимает участие более 2 тыс. молодых специалистов ведущих компаний российского авиапрома. Этим летом состоялся уже XXVI слет, который показал, что интерес к мероприятию со стороны участников огромен, а сам слет повышает мотивацию нового поколения сотрудников отрасли к спортивным и производственным свершениям.

Департамент по работе с клиентами государственного и оборонного секторов инициировал через ВТБ24 программу для молодых специалистов НПО «Сатурн» по льготной ипотеке, что в значительной мере способствует закреплению кадров ОПК.

– Участвует ли ВТБ в популяризации российской авиации и космонавтики? Какие программы просветительской направленности можете назвать?

– За примерами далеко ходить не нужно. МАКС, о котором мы говорили вначале, это грандиозная выставка. Она, вне всяких сомнений, способствует популяризации достижений нашей страны в области авиации и космоса. Авиасалон широко освещают СМИ, его посещают десятки тысяч зрителей, в том числе молодежь. Большинство гостей покидает салон с чувством гордости за российскую авиакосмическую отрасль. Разумеется, мы считаем крайне важным поддерживать такое мероприятия.

Наш банк традиционно принимает участие и является спонсором нескольких крупных международных выставок вооружения и военной техники. В их числе Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге, Международная выставка вооружения и военной техники «Russian Expo Arms» в Нижнем Тагиле, Форум «Технологии в машиностроении» в Жуковском и многие другие.


Медиагалерея (8 фото)

  • vtbrussia.ru_00_Portret_Luk_687x450.jpg

    Валерий Лукьяненко: «Благодаря участию в салоне мы расширяем сотрудничество с существующими клиентами и заключаем новые сделки. Нам есть, что им предложить» © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_01_Luk_687x450.jpg

    Валерий Лукьяненко: «Буквально на наших глазах МАКС превратился в один из самых авторитетных мировых авиафорумов». © Пресс-служба ОАО «Авиасалон»

  • vtbrussia.ru_02_Luk_687x450.jpg

    Гендиректор ОДК Владислав Масалов, президент ОАК Михаил Погосян и член Правления ВТБ Валерий Лукьяненко заключили контракт, предусматривающий поставку двигателей для военно-транспортных самолетов Ил-476. © Пресс-служба ВТБ, Александр Панов

  • vtbrussia.ru_03_Luk_687x450.jpg

    Валерий Лукьяненко: «ВТБ с 2005 года оказывает кредитно-финансовую поддержку проекту «Сухой Суперджет 100». © Пресс-служба ОАО «Авиасалон»

  • vtbrussia.ru_04_Luk_687x450.jpg

    Валерий Лукьяненко: «ВТБ финансирует инвестиционный проект по модернизации и освоению серийного производства транспортного вертолета Ми-26Т2. Эта уникальная винтокрылая машина – самая большая в мире по грузоподъемности». © РИА Новости, Григорий Сысоев

  • vtbrussia.ru_05_Luk_687x450.jpg

    Валерий Лукьяненко: «Сегодня доля нашего банка на рынке кредитования «оборонки» и космонавтики составляет более 30%». © ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»

  • vtbrussia.ru_06_Luk_687x450.jpg

    Валерий Лукьяненко: «Обстановка грандиозного авиационного праздника помогает в неформальной обстановке продемонстрировать преимущества продуктов и услуг группы ВТБ». © Пресс-служба ВТБ, Александр Панов

  • vtbrussia.ru_07_Luk_687x450.jpg

    Валерий Лукьяненко: «Сегодня формат авиасалона позволяет не только продемонстрировать достижения  отечественных высоких технологий, но и убедить зарубежных партнеров в открытости российского рынка для совместных проектов». © РИА Новости, Григорий Сысоев

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Высокие технологии»
Материалы по теме

23 августа 2013

Михаил Подвязников: «Такого объема по системам ПВО на Обуховском заводе не выпускалось даже в советское время» Пятый элемент
Михаил Подвязников: «Такого объема по системам ПВО на Обуховском заводе не выпускалось даже в советское время»

23 августа 2013

Александр Кирилин: «Ни одного предприятия, работающего с четырех космодромов, в мире просто нет» Первые в космосе
Александр Кирилин: «Ни одного предприятия, работающего с четырех космодромов, в мире просто нет»

1 августа 2013

20 лет МАКС: самые яркие страницы истории авиасалона в Жуковском Крылья Родины
20 лет МАКС: самые яркие страницы истории авиасалона в Жуковском
Новости раздела Высокие технологии