Дэвид Маника о стадионе «Динамо»

Бриллиант над парком

14 мая 2013

Американский архитектор Дэвид Маника считает проект «ВТБ Арена парк» одним из самых необычных в мире

Дэвид Маника: «Спортивный комплекс будет подобно сверкающему бриллианту «парить» над парком». © Manica Architecture
Реконструкция стадиона «Динамо» наконец вступает в фазу реализации фантастических замыслов. На пути к этому этапу пришлось преодолеть немало трудностей. Осенью 2012 года комиссия FIFA решила, что Москва не сможет проводить матчи чемпионата мира по футболу 2018 года более чем на двух стадионах, в качестве которых были выбраны «Лужники» и строящийся в чистом тушинском поле «Спартак». После этого в далеком Канзас-сити, в одном из ведущих специализированых бюро Manica Architecture закипела работа над новым обликом «ВТБ Арены». Среди проектов, осуществленных Manica Architecture, такие интересные сооружения, как стадион в столице Катара Дохе, «Арена Мерседес-Бенц» в Шанхае, олимпийский баскетбольный зал в Пекине и потрясающая воображение своими размерами «Арена О2» в Лондоне. И вот обновленный проект «ВТБ Арена парк» готов. Исключение из списка FIFA позволило сделать будущий комплекс уютнее, красивее, удобнее для зрителей и жителей района. Об изменениях в его облике в специальном интервью для сайта VTBRussia.ru рассказал американский архитектор Дэвид Маника.

– Господин Маника, расскажите, пожалуйста, о себе и своей архитектурной компании?

В новом проекте «ВТБ Арена» стала ниже и компактнее. Удалось вернуть ориентацию футбольного поля, которая была на историческом стадионе «Динамо». © Manica Architecture– Я всю свою карьеру посвятил проектированию крупных спортивно-развлекательных комплексов: это стадионы, спортивные арены и залы. В 1994 году я начал работать в Канзас-сити в компании HOK Sport (теперь она называется Populous). За 13 лет я дорос до должности управляющего директора по дизайну. Но затем я решил воплотить в жизнь мечту о собственной компании, и в 2007 году оставил прежнюю работу, чтобы организовать MANICA Architecture. В настоящее время отделения моей компании отрыты в трех странах и ее рост продолжается. Мы проектируем большие спортивные комплексы по всему миру, в таких странах как Китай, Россия, Франция, Испания, Филиппины, в США, естественно. В России кроме «ВТБ Арены парка» мы совместно с московским бюро ABD Architects проектируем стадион в Екатеринбурге к чемпионату мира FIFA 2018 года. Но даже при наличии множества новых и интересных проектов по всему миру, я не хочу, чтобы моя компания становилась слишком большой. Мне хочется, чтобы она оставалась компактной и эффективной. Мне хотелось бы сохранить дух творческой студии. Я полагаю, что нацеленность коллектива на творческие задачи, на созидательную работу в интересах наших клиентов, – это то, что отличает мою компанию.

– Расскажите, пожалуйста, о самых интересных проектах вашей компании?

– Может показаться, что я слишком легко нашел ответ на этот вопрос, но «ВТБ Арена Парк» – один из самых интересных проектов моей компании. Я полагаю, что это вообще один из самых интересных и необычных спортивных проектов во всем мире.

– С чего началась ваша работа над проектом?

Старый вариант: арена с 45-тысячным футбольным стадионом не умещалась в исторический периметр, из-за чего пришлось использовать не слишком изящные «ноги-лестницы». © Manica Architecture– Этот проект в течение последних семи лет прорабатывался сразу несколькими архитекторами. Летом 2010 года состоялся международный конкурс, на котором были представлены пять проектов. Победителем стал совместный проект голландского архитектора Эрика ван Эгерат и российской компании «Моспроект-2». Позже, в августе 2010 года, я был приглашен в Москву, чтобы рассмотреть и обсудить проект во всех деталях. В том же году было принято решение нанять мою компанию для детальной проработки концепции проекта в целях улучшения функциональности сооружения, а также обеспечение технологичности его строительства. С тех пор я работаю над этим проектом.

– Главное различие между старым и новым проектом – это размеры?

– Да. Главное различие – это размеры и конфигурация комплекса. Стадион в первоначальном виде рассчитывался на 45000 зрителей в соответствии с требованиями FIFA для арен чемпионата мира. Нынешний проект рассчитан на 27000 мест, что соответствует требованиям UEFA. Сокращение числа зрителей на 18000, вкупе с соответствующим уменьшением площади вестибюлей, туалетов, лестниц, подходов позволило резко сократить общие размеры и пересмотреть форму сооружения. Удалось отказаться от огромных опор с внутренними лестницами, которые вылезали за границы исторических стен. Благодаря этому весь комплекс в целом стал выглядеть более пропорционально, новая его часть не так нависает над старой. Мы отказались от одного этажа парковки и одного торгового этажа. Благодаря этому футбольное поле и малая арена будут располагаться ниже – на высоте 8 метров над первым этажом вместо прежних 18 метров, что также делает сооружение более компактным и гармоничным. Еще одно существенное отличие состоит в том, что ориентация футбольного поля изменена так, чтобы соответствовать оси исторического стадиона «Динамо».

– Расскажите о наиболее интересных архитектурных деталях проекта?

Один из самых эффектных элементов проекта: огромное «окно» с видом на Ленинградский проспект. Встроенные светодиоды ночью превратят его в экран. © Manica Architecture– Несомненно, наиболее интересным аспектом всего проекта является объединение футбольного стадиона и крытой арены в единое спортивное сооружение, в которое включен исторический фасад. Сочетание этих элементов делают этот проект одним из самых необычных в мире.

– А чем интересен проект с инженерной точки зрения?

– Конструирование крыши и, конечно, расчет фасада столь необычной формы – уникальные по своей сложности задачи. Фасад формирует поверхность с переменной кривизной в разных направлениях. Мы использовали сложные алгоритмы и геометрические формулы для компьютерного расчета фасада такой формы. Без специального программного обеспечения и без использования самых современных строительных технологий возведение такого сооружения было бы невозможным. Как правило, футбольные поля даже на самых современных стадионах расположены на уровне земли или ниже. Мы же наоборот поднимает его над уровнем земли. Это очень необычное решение и довольно сложная инженерная задача. Кроме того, довольно сложной задачей оказалось обеспечение условий для доступа зрителей одновременно на малую и большую арену в случае параллельного проведения мероприятий. У нас будут разные входы на две эти площадки. Объединять потоки людей будет ресторанная зона. Возможность проведения двух мероприятий в одном спортивном комплексе одновременно я считаю уникальной.

– Как правило, при создании стадиона самым сложным является возведение крыши.

– Да. Проектирование крыши стадиона – это всегда особая задача. В данном случае мы должны были разработать конструкцию, которую можно легко собрать в условиях ограниченного пространства стройки и которая будет опираться на исторические стены. И в этом сложность, поскольку новый комплекс по площади больше старого стадиона и не вписывается в исторические стены. Это значит, что в некоторых случаях опоры крыши должны пройти сквозь исторические стены. Такое инженерное решение позволит стадиону как бы «парить» над историческими стенами. Кроме того, наш партнер – французская строительная компания VINCI – применит технологию, которая позволит собрать конструкцию крыши без использования больших башенных кранов. Все это позволит сэкономить время и значительно удешевить проект.

– Используются ли в этом проекте революционные идеи, новые технологии и материалы?

Крыша над трибунами в новом проекте стала симметричной, что позволило отказаться от сложных металлоконструкций. Экономия оценивается в 100 млн. долларов. © Manica Architecture– Я уже упоминал о проектировании фасада. Его конструкция – это революционное новшество как в области технологии, так и в применении новых материалов. К примеру, крыша будет сделана из прозрачных материалов, применение которых в подобных конструкциях стало возможным лишь в последние 20 лет. Но еще стоит упомянуть огромную стеклянную стену южного фасада. Это важнейший визуальный элемент всего проекта, та его часть, которая выходит на Ленинградский проспект и метро «Динамо». Стеклянная стена – единственный элемент, который нарушает общую округлую конфигурацию всего сооружения, позволяя посетителям арены обозревать окружающее пространство. Но еще более интересной деталью этой части сооружения являются встроенные светодиодные ленты. С их помощью ночью стекло превращается в гигантский экран. Этот будет выглядеть потрясающе!

– Вы можете одним словом описать архитектурный стиль будущего стадиона?

– Тремя словами, если позволите: футуристический, завораживающий, культовый.

– Каким образом в проекте соединяются понятия арена и парк?

Универсальная арена в хоккейной конфигурации будет вмещать 11329 зрителей. © Manica Architecture– В своей работе архитектора я сосредоточен на проектировании больших спортивных сооружений и тренировочных баз, которые также могут иметь очень большие размеры. Однако «ВТБ Арена» действительно смыкается с парком в силу исторических причин. Исторический стадион является отправной точкой проекта, а также тем архитектурным элементом, с которым люди будут непосредственно соприкасаться. Спортивный комплекс будет подобно сверкающему бриллианту «парить» над парком. Новая арена будет видна всем, находящимся в парке, но, приближаясь к стадиону, люди прежде всего увидят исторический фасад. В целом проект огромен и сложен, в него входит спортивно-развлекательный комплекс, спортивная академия «Динамо», коммерческая составляющая, жилая зона, гостиница. Элемент, который связывает все воедино, – это парк. Благодаря парку различные по своему назначению строения смогут идеально сочетаться друг с другом. Кстати, мы также проектируем расположенное на периферии парка здание Академии спорта. Интересным элементом, как с точки зрения дизайна, так и инженерии, станет его крыша, которую мы намерены сделать в виде огромной лужайки площадью 19 тыс. кв. метров.

– Ваша компания будет принимать непосредственное участие в строительстве в Москве?

– После того, как будет закончена проектная документация, ответственность перейдет к компании SPEECH, отвечающей за архитектуру всего проекта. А после того, как власти города утвердят окончательный проект, за все вопросы вплоть до завершения строительства будет отвечать компания VINCI, строительный подрядчик. Но я надеюсь, что моя компания также будет привлекаться к работе на всех фазах проекта. Мы можем предложить поддержку и сопровождение работ с тем, чтобы гарантировать соответствие возводимого объекта оригинальному проекту, а также строгое соблюдения требований, предъявляемых к международному спортивно-развлекательному комплексу высшего уровня.

– Москва – город с богатой историей. Вы знакомились с историей района «Динамо»?

В считанные часы хоккейная арена будет превращаться в баскетбольную площадку на 12500 человек или в концертный зал на 14000 зрителей. © Manica Architecture– Конечно. Я внимательно ознакомился с районом строительства и понимаю значение Петровского парка и прилегающих к нему территорий, значение стадиона «Динамо». Для нас большая честь продолжать историю этого места. К этой ответственной задаче я отношусь очень серьезно.

– Иногда говорят, что Москва в силу исторических причин превратилось в совокупность разнородных архитектурных объектов, не имеющих общего стиля. Это и не Европа, и не Азия, и не Америка. Каково ваше впечатление от архитектурного облика города?

– Я знаком с такой точкой зрения. Москва – это определенно в большей степени Европа, чем Азия. И это город, который, несомненно, имеет свой собственный облик. С архитектурной точки зрения, наиболее любопытная его особенность – радиальная планировка, то, как город развивался, образуя структуру, напоминающую спицы в колесе. Все это сформировало необычные пути движения людей, а ныне – своеобразную транспортную инфраструктуру. Но, как архитектор, я вижу различные исторические пласты в обликах зданий. И это весьма впечатляет. 


Медиагалерея (7 фото)

  • vtbrussia.ru_vrez_david_manika_687x450.jpg

    Дэвид Маника: «Спортивный комплекс будет подобно сверкающему бриллианту «парить» над парком». © Manica Architecture

  • vtbrussia.ru_01_david_manika_687x450.jpg

    В новом проекте «ВТБ Арена» стала ниже и компактнее. Удалось вернуть ориентацию футбольного поля, которая была на историческом стадионе «Динамо». © Manica Architecture

  • vtbrussia.ru_02_david_manika.jpg

    Старый вариант: арена с 45-тысячным футбольным стадионом не умещалась в исторический периметр, из-за чего пришлось использовать не слишком изящные «ноги-лестницы». © Manica Architecture

  • vtbrussia.ru_03_david_manika.jpg

    Один из самых эффектных элементов проекта: огромное «окно» с видом на Ленинградский проспект. Встроенные светодиоды ночью превратят его в экран. © Manica Architecture

  • vtbrussia.ru_04_david_manika.jpg

    Крыша над трибунами в новом проекте стала симметричной, что позволило отказаться от сложных металлоконструкций. Экономия оценивается в 100 млн. долларов. © Manica Architecture

  • vtbrussia.ru_05_david_manika.jpg

    Универсальная арена в хоккейной конфигурации будет вмещать 11329 зрителей. © Manica Architecture

  • vtbrussia.ru_06_david_manika.jpg

    В считанные часы хоккейная арена будет превращаться в баскетбольную площадку на 12500 человек или в концертный зал на 14000 зрителей. © Manica Architecture

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

6 марта 2013

Хранитель фонда музея «Динамо» Елена Щербачёва: «После победы мы встретили английскую королеву» Охранная грамота
Хранитель фонда музея «Динамо» Елена Щербачёва: «После победы мы встретили английскую королеву»

19 октября 2012

Решение FIFA не отразится на сроках и качестве проекта «ВТБ Арена парк» Чемпионат мира-2018: решение в нашу пользу
Решение FIFA не отразится на сроках и качестве проекта «ВТБ Арена парк»
Новости