Возвращение синей армады

22 января 2013

«Такого «Дакара» еще не было!» – утверждает победитель легендарного марафона Эдуард Николаев

Победители «Дака -2013» (слева на право): Айрат Мардеев (второе место), основатель команды «КАМАЗ-Мастер» Семен Якубов, Эдуард Николаев (первое место), Андрей Каргинов (третье место)Гонщики команды «КАМАЗ-мастер», генеральным спонсором которой на протяжении уже 7 лет выступает банк ВТБ, добились максимального успеха на ралли-марафоне «Дакар-2013»!

Первым стал экипаж Эдуарда Николаева. Вторым к финишу пришел автомобиль Айрата Мардеева. Замкнул призовую тройку Андрей Каргинов. Победа, свидетелем которой стал корреспондент сайта VTBrussia.ru, является столь полной, что из далекой России может показаться, будто камазовцы добыли ее играючи, с тройной гарантией. Но среди лунных пейзажей Атакамы, самой безводной пустыни на Земле, все это, поверьте, представало в совсем другом, нестерпимом для глаз свете. Такого успеха мало кто ждал. Более того, прошлогодний дакаровский провал «КАМАЗ-мастера», смена поколения гонщиков, крайне неудачное для команды начало ралли-марафона этого года, а также целый ряд обстоятельств, о которых речь пойдет ниже, заставляют говорить об этом триумфе чуть ли не как о полной неожиданности.

Сбывшееся пророчество

Эдуард Николаев – победитель «Дакара – 2013»«Соперники еще даже не поняли, что мы сотворили, – комментировал итоги легендарного марафона Семен Якубов, многие годы руководивший «КАМАЗ-мастером» и прибывший в Сантьяго, чтобы отпраздновать успех вместе с командой. – Мы сами еще не поняли, что сотворили. Когда мы проехали первые этапы, словно демонстрируя, как не надо ездить, трудно было поверить, что нас ждет триумф. Но я тогда сказал при свидетелях: у нас будут три первых места, причем отрыв от четвертого окажется очень маленьким. Самому в это поверить было трудно, но интуиция подсказывала, что так будет, и я специально сказал об этом вслух».

Экипаж пилота Эдуарда Николаева под № 501 прошел Дакар наиболее стабильноОстается только подивиться пророческому дару человека, не понаслышке знающего, чего стоят дакаровские победы. Ведь поначалу гонка складывалась очень непросто для камазовцев. После одной из аварий соперники приходили в лагерь российской команды, чтобы своими глазами убедиться, что Эдуард Николаев жив и здоров. Все сочувствовали молодому пилоту. Мало кто думал, что видит перед собой будущего победителя «Дакара».

Из-за ряда технических проблем и собственных ошибок все три экипажа значительно отставали от конкурентов. Что еще печальнее, соперники были просто быстрее. Россияне никак не могли поддержать темп, заданный опытным голландцем Жераром де Роем, прошлогодним победителем «Дакара». Iveco голландца демонстрировал сумасшедший темп. Еще до старта «Дакара-2013» Жерар, памятуя о прошлогоднем провале «КАМАЗ-мастера», когда команда впервые за многие годы осталась без призового места, говорил, что на «Дакаре» наступает «бирюзовая эра». А уж после стартовых неудач челнинцев соперники и вовсе воспряли духом. Бирюзовые Iveco, зеленые Tatra, красные MAN выглядели неудержимыми, а молодые гонщики «КАМАЗ-мастера», казалось, так ничему и не научились у легендарного Владимира Чагина, семикратного победителя «Дакара», в этой гонке дебютировавшего в качестве руководителя команды.

Экипаж Айрата Мардеева занял в классификации грузовиков 2-е местоНо после дня отдыха в середине гонки случилось, как выразился Семен Якубов, чудо. Автомобили соперников один за другим начали ломаться, попадать в аварии, испытывать технические проблемы. Никакой мистики в этом нет. Просто начала сказываться усталость – как металла, так и людей. Из 452 участников марафона до финиша добралась только треть. Не говоря о сложностях изматывающего маршрута, даже простая ночевка в дакаровском бивуаке, где до туалета многие ездят на мопедах и всю ночь под ухом тарахтят генераторы и взвывают тестируемые двигатели, корреспонденту VTBrussia.ru показалась серьезным испытанием для здоровья и нервов. При этом многие из богатеев-гонщиков предпочитают ночевать в комфортабельных гостиницах, оставляя механиков возиться с техникой. Наши гонщики ночуют с командой, а от машин механики отгоняют их чуть ли не матом. И тем не менее не впечатлявшая поначалу камазовская молодежь, казалось, к финишу только начала по- настоящему разгоняться.

И сам не погибни, и товарища выручи

Андрей Каргинов занял третью ступеньку в грузовом зачете Дакара, выступая со сломанной ногойРешающего преимущества над де Роем гонщики «КАМАЗ-мастера» добились на одном из самых простых участков, без каких-либо непроходимых песков и коварных ловушек. Этот участок надо было просто проехать, но у голландца сначала вышла из строя турбина, затем случились проблемы с рулевым управлением, а довершил «букет» пробой колеса. Достигнутое после этих событий преимущество «КАМАЗ-мастер» умело сохранил до самого финиша. Так что со стороны все выглядело просто. Эдуард Николаев одержал общую победу, не выиграв ни одного этапа!

«Нужно просто доехать? – удивляется самой постановке такого вопроса Эдуард, и по глазам молодого гонщика, только что выбравшегося из кабины боевого КАМАЗа, видно, что он действительно изумлен. – Все «Дакары» неповторимы, но такого «Дакара» вообще еще никогда не было! Все грузовики едут плотно, буквально секунда в секунду. Раньше на каждом этапе на дюнах всегда два-три грузовика висели. Сейчас такого нет. Дюны голые, пустые. Все научились ездить. Непонятно, что творится! Все мчатся куда-то как на крыльях. Сбился чуть-чуть по навигации или чуть-чуть притормозил, и сразу скатываешься на две-три позиции!»

Руководитель команды КАМАЗ-мастер, легендарный гонщик Владимир Чагин поздравляет с бронзой пилота Андрея КаргиноваЛюбопытный эпизод, достаточно ярко характеризующий отношения внутри команды, произошел на предпоследнем этапе. Не повезло Айрату Мардееву, шедшему вторым в общем зачете. «Я ошибся с передачей и застрял на гребне дюны, – рассказывает Айрат. – Начали откапываться, одновременно достали фал. Мимо промчался де Рой. Затем проскочили MAN – и также не оказали помощи. Дальше ехал Эдик, остановился и сдернул нас».

«Да ничего особенного в этом эпизоде не было, – отмахивается Эдуард. – Мы заранее обсуждаем эти ситуации и договариваемся о взаимопомощи. Да и потерял-то я всего две минуты».

Так-то оно так, но, думается, не у всякого гонщика, реально претендующего на победу в такой гонке, хватит нервов рисковать своим преимуществом. А вдруг именно этих двух минут Николаеву бы и не хватило? К тому же в автоспорте именно товарищ по команде негласно считается самым главным соперником, которого надо одолеть в первую очередь. Но российская команда построена совсем по другому принципу.

«Самое трудное было видеть глаза Айрата, – рассказывает Николаев. – Это была чисто пилотская ошибка, и он очень переживал». И еще заметим: когда проблема случилась у Iveco де Роя, грузовики MAN останавливались, предлагая ему свою помощь.

Маленькие хитрости и большая победа

КАМАЗ Айрата Мардеева на одном из этапов попал в аварию, но гонку не прекратил«Соперники очень прибавили как в уровне подготовки, так и в жажде борьбы, – говорит Владимир Чагин, чей дебют на посту руководителя команды прошел сверхудачно. – После нашего прошлогоднего фиаско многие подумали, что эпоха КАМАЗа закончилась. Но новое поколение наших гонщиков набралось опыта и в этом году продемонстрировало свою силу. Синяя армада возвращается!»

Прибавим, что соперники и в этом году традиционно позволяли себе маленькие и не очень маленькие хитрости. Дело в том, что автомобили КАМАЗ полностью соответствуют требованиям Международной федерации автоспорта. А вот грузовики соперников – не совсем. То кузов у них урезанных размеров и с особым профилем, как у чешских Tatra, то стекла тонированы, что также запрещено правилами. Но самый яркий пример – Iveco де Роя. В прошлом году голландец выиграл «Дакар», используя подвеску с ходом 42 см вместо положенных 30. В 2013 году столь вопиюще нарушать регламент ему не позволили. Но его Iveco – это капотный грузовик, и сдвинутая назад кабина в принципе дает преимущество: пилот не сидит прямо над передней осью и его куда меньше трясет. Но самое главное, такое размещение запрещено правилами.

Победителя Дакара Эдуарда Николаева и занявшего второе место Айрата Мардеева на финише в Сантьяго встречал основатель команды КАМАЗ-Мастер Семен Якубов«Ну и что! – говорит Андрей Каргинов, пилот экипажа, пришедшего к финишу «Дакара» третьим. – Зато он меньше чувствует, каково на самом деле достается машине от дороги, и, возможно, поэтому она у него ломается чаще».

Почему авторитетное руководство российской команды не подает протесты на маленькие дакаровские хитрости, на которые организаторы ралли традиционно закрывают глаза? Расчет простой. Наша команда желает доказать, что превосходит соперников не в юридических тяжбах, а на дистанции самого тяжелого ралли-марафона в мире! Превосходит в надежности, в скорости, в командной работе, в силе характера, наконец.

В начале гонки Эдуард Николаев угодил в такую траншею, что оторвало все амортизаторы на передней подвеске. А Андрей Каргинов проехал «Дакар», по сути, со сломанной ногой! Впрочем, об этом гонщики расскажут сами в интервью, которые вскоре будут опубликованы на нашем сайте. Сейчас же хочется отметить: именно Андрей Каргинов, который и ходил-то с заметным трудом, который на подиуме в Сантьяго лишь с помощью товарищей забрался на кабину своего автомобиля, чтобы по традиции поднять над головой «Бедуина» за третье место, – именно он доказал, что КАМАЗы не уступают не только в надежности, но и в скорости. Потеряв из-за поломки сцепления на одном из начальных этапов полтора часа, Андрей дальше ехал настолько агрессивно и быстро, что ему удалось выиграть три этапа, отыграть гигантское отставание и выйти на второе место в общем зачете. Водные преграды КАМАЗам приходилось преодолевать не часто. В основном они боролись с пескамиИ лишь драма на самых последних километрах отбросила его на нижнюю ступень пьедестала почета. Уже на последних, так называемых зрительских километрах Андрей пробил шину! Понимая, что де Рой дышит ему в спину, россиянин сумел завершить марафон на трех колесах! От голландца в конце труднейшего маршрута длиной 8121 км его отделяло всего три минуты!

«В этом году нашим ребятам пришлось соперничать как минимум с десятью опытными, уверенными в себе гонщиками, каждый из которых, мягко скажем, ни в чем им не уступал», – говорит Семен Якубов.

«Новое, молодое поколение гонщиков полностью оправдало наши ожидания, – подводит итог «Дакара-2013» Владимир Чагин. – Они сами, буквально своими руками изготавливают свои автомобили. Благодаря этому они досконально их знают и берегут в гонке. Мы, ветераны, очень довольны таким отношением к делу. Это не наемные пилоты-клиенты, которые только и делают, что ломают машины. Это гонщики нашей школы!» 

Это интересно:

Генеральная классификация грузового зачета ралли «Дакар»

1. Э. Николаев/С. Савостин/В. Рыбаков (КАМАЗ) – 39:41:43
2. А. Мардеев/А. Беляев/А. Мирный (КАМАЗ) + 00:37:10
3. А. Каргинов/А. Мокеев/И. Девяткин (КАМАЗ) + 00:37:57
4. Ж.Де Рой/Колсоул/Родевальд (IVECO) + 00:41:16
5. М. Клоломы/Килиан/Килиан (TATRA) + 01:01:47
14. И. Мардеев/В. Мизюкаев/А. Хисамиев (КАМАЗ) + 05:27:44 


Медиагалерея (9 фото)

  • 01_Dakar_final_2013_687x450.jpg

    Победители «Дака -2013» (слева на право): Айрат Мардеев (второе место), основатель команды «КАМАЗ-Мастер» Семен Якубов, Эдуард Николаев (первое место), Андрей Каргинов (третье место)

  • 05_Dakar_final_2013_687x450.jpg

    Водные преграды КАМАЗам приходилось преодолевать не часто. В основном они боролись с песками

  • 07_Dakar_final_2013_687x450.jpg

    КАМАЗ Айрата Мардеева на одном из этапов попал в аварию, но гонку не прекратил

  • 08_Dakar_final_2013_687x450.jpg

    Победителя Дакара Эдуарда Николаева и занявшего второе место Айрата Мардеева на финише в Сантьяго встречал основатель команды КАМАЗ-Мастер Семен Якубов

  • 09_Dakar_final_2013_687x450.jpg

    Руководитель команды КАМАЗ-мастер, легендарный гонщик Владимир Чагин поздравляет с бронзой пилота Андрея Каргинова

  • 14_Dakar_final_2013_687x450.jpg

    Экипаж Айрата Мардеева занял в классификации грузовиков 2-е место

  • 15_Dakar_final_2013_687x450.jpg

    Экипаж пилота Эдуарда Николаева под № 501 прошел Дакар наиболее стабильно

  • 16_Dakar_final_2013_687x450.jpg

    Эдуард Николаев – победитель «Дакара – 2013»

  • 17_Dakar_final_2013_687x450.jpg

    Андрей Каргинов занял третью ступеньку в грузовом зачете Дакара, выступая со сломанной ногой

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Новости