Уйти, чтобы остаться

18 марта 2011

Семен Якубов: «К решению Владимира Чагина отношусь с пониманием»



Руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Якубов Семен
Для «КАМАЗ-мастер» выступление на «Дакаре-2011» стало самым успешным за всю историю. Четыре гонщика команды заняли первые четыре места в зачете грузовиков – достижение, ранее не удававшееся никому! Владимир Чагин в седьмой раз поднял над головой «Золотого бедуина», побив рекорд легендарного Карела Лопрайса. Однако абсолютный триумф команды «КАМАЗ-мастер», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, получился немного грустным. После «Дакара-2011» Владимир Чагин заявил о завершении своей гоночной карьеры. «Пришло время уступить дорогу молодым, – сказал на своей прощальной пресс-конференции Царь пустыни. Об уходе Владимира Чагина из большого спорта, о перспективах и задачах команды «КАМАЗ-мастер» состоялся наш разговор с ее руководителем Семеном Якубовым.


– Как вы восприняли решение Владимира Чагина завершить карьеру автогонщика, стало ли оно для вас полной неожиданностью, неприятным сюрпризом? 
– Этот вопрос обсуждался  в течение пяти лет, так что к отставке Чагина я был готов. 2011 год стал годом абсолютного триумфа команды «КАМАЗ-мастер» на «Дакаре». В январе Чагин стал рекордсменом как по числу побед на «Дакаре» в классе грузовиков, так и по количеству выигранных этапов и выбрал хорошее время для того, чтобы уйти. Поэтому я с пониманием отнесся к его решению. Чагин многое сделал для нашей команды и для российского автоспорта. Владимир – один из самых известных гонщиков мира, он заслужил право самому решать, когда прощаться с большим спортом. Да, я с грустью это  воспринял, но с его мнением необходимо считаться. Такое право он заслужил.
 
Чагину всего 41 год – возраст совсем не пенсионный. Не кажется ли вам, что Владимир совершает опрометчивый поступок? Не пытались его отговорить?
– Пять лет это обсуждалось. Но каждому спортсмену когда-то приходится завершать карьеру. Уйти спортсмену раньше, конечно, жалко и неправильно, но уйти позже – еще хуже. Чагин уверен в своем решении, и если он на нем настаивает, значит, у него есть основания. 

Какова доля Чагина в общих успехах «КАМАЗ-мастер»? Не «осиротеет» ли команда без него?
– Долю Чагина в успехах команды легко подсчитать – семь побед на «Дакаре» из наших общих десяти. Конечно, основная доля – его. И не только как гонщика, но и как руководителя и как инженера, который участвует в создании новых автомобилей. А что, касается Чагина как пилота, – безусловно, команде будет сложнее без него, это всем понятно и никто не делает из этого секрета. И конечно мы не можем говорить о стопроцентной уверенности  в победе без него. 

Преемником Владимира считается Николаев, но не кажется ли вам, что Эдуард пока не готов к победам на «Дакаре»? Ведь на прошедшем рейде он не выиграл ни одного этапа…
– Да, это так. Пока Эдуард не готов к победам на «Дакаре». Мы это знаем, поэтому так тщательно его готовим и не требуем от него победы на Дакаре и  побед на этапах не требовали, перед ним стояла другая задача. На сегодняшний день для Николаева главное – плавно войти в число лидеров Дакара, адаптироваться в этой обстановке, выработать дакаровскую тактику, стать марафонцем. Речь сегодня не идет о том, что Эдуард должен выигрывать Дакар. Победы придут со временем, здесь спешка может только навредить.  

Не кажется ли вам, что сила «КАМАЗ-мастер» заключалась в том, что команда располагала двумя равными по силам гонщиками, но с противоположным стилем пилотирования – агрессивным у Чагина и аккуратным у Фирдауса Кабирова? Получается, что после ухода Владимира «КАМАЗ-мастер» стал вдвое слабее?
– Сила нашей команды всегда заключалась в том, что у нас было даже не два, а три равных по силам гонщика, которые могли бы заменить друг друга в случае необходимости. У каждого из них свой стиль управления и это один из базовых элементов тактической подготовки команды. Согласен, что теперь мы стали слабее, ну а вдвое, втрое… Я бы не стал тут цифры применять. 

С учетом того, что Николаеву пока еще не хватает «дакаровского» опыта, не кажется ли вам, что Чагин торопится с уходом, не считаясь с интересами команды?
– На ситуацию можно посмотреть и с диаметрально противоположной стороны. Ведь не только Чагин обязан считаться с интересами команды, но и команда – с интересами Владимира. Он это заслужил.

Кто теперь будет третьим пилотом команды? Ильгизар Мардеев? А кому перейдет «боевая» техничка?
– Обсуждать этот вопрос преждевременно. Перед «Дакаром-2012» нас ждет почти год серьезной подготовки, тренировок. Поэтому решение по распределению обязанностей в команде мы примем в конце года. 

Возвращаясь к «Дакару», если оценивать выступление «КАМАЗ-мастер» на прошедшем ралли по десятибалльной шкале, какую оценку вы бы поставили команде?
– По какой шкале не считай, мы показали максимальный результат. Четыре наших машины заняли четыре первых места. 

В первый же день ралли сошел с дистанции один из самых опасных соперников «КАМАЗ-мастер» Жерар де Рой, это известие вас обрадовало или, наоборот, огорчило?
– Безусловно, огорчило.  Без Жерара де Роя «Дакар» выглядит менее интересно, чем с ним.

Алес Лопрайс на этом «Дакаре» выиграл два допа, прервав серию побед «КАМАЗ-мастер» на 24-х этапах подряд. Это говорит о возрастающей силе Лопрайса и «Татры», или об уязвимости «КАМАЗ-мастер»?
– Алес – сильный пилот, выступающий на очень хорошей машине, поэтому шансы на победу в ралли-рейде у него приблизительно такие же, как и у пилотов «КАМАЗ-мастер». Но спорт – есть спорт, здесь выигрывает тот, кто лучше подготовился. Во всех отношениях. 

В этом году на «Дакар» вернулся МАН, его первый пилот Франц Эхтер сразу же занял пятое место в общем зачете. На следующий год МАН станет серьезным конкурентом «КАМАЗ-мастер»?
– МАН и в этом году был серьезным конкурентом, а на следующий – станет еще сильнее. У меня в этом нет никаких сомнений. На мой взгляд, потенциал команды МАН позволяет ей в будущем рассчитывать на победу в «Дакаре».

Вы всегда были адептом командной тактики на ралли-рейдах. После того, как сошел Лопрайс, стало очевидно, что тройку призеров составят гонщики КАМАЗа. Разрешили ли вы им бороться в полную силу? Или распределение мест было определено заранее?
– Мы никогда не распределяем места между нашими пилотами, если между ними возникает соперничество. Мы допускаем это соперничество, я считаю, что это правильно. Выигрывать должен сильнейший. Но у наших гонщиков есть голова на плечах, поэтому даже в пылу борьбы друг с другом они не имеют права рисковать интересами команды.   

На «Дакаре-2011» пилоты «КАМАЗ-мастер» потеряли много времени на смене колес после проколов шин. В чем причина такого большого числа проколов? Некачественные покрышки? Ошибки пилотирования? Или стиль пилотирования (слишком много скольжения и заносов)?
– Не последнюю роль сыграла сложность трассы. А большое число проколов было только у Чагина, но это объяснимо. Владимир должен был навязать соперникам такой темп, который они не смогли бы поддержать. Более жесткая и агрессивная манера пилотирования всегда приводит к большему числу проколов. 

«КАМАЗ-мастер» показал на «Дакаре-2011» стопроцентный результат, к чему будете стремиться теперь?
– Будем стремиться его повторить. Тем более, что с уходом Владимира Чагина добиться этого результата будет. намного сложнее.
Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Новости