Триумф КАМАЗa

20 января 2017

Четырнадцатый раз первые на «Дакаре»

Очередным триумфом российской команды «КАМАЗ-мастер» завершился 38-й по счету ралли-рейд «Дакар». Экипаж Эдуарда Николаева завоевал золото в зачете грузовиков, а Дмитрий Сотников впервые поднялся на вторую ступень пьедестала почета. Если бы не стечение обстоятельств — машина Айрата Мардеева на одном из этапов завязла в песчаной ловушке, — российские гонщики могли бы рассчитывать на весь подиум самого престижного ралли-марафона современности. Тем не менее «Золотой бедуин Дакара» уже в четырнадцатый раз отправляется в Набережные Челны, а команда «КАМАЗ-мастер», генеральным спонсором которой с 2005 года выступает банк ВТБ, снова доказывает свое превосходство в классе спортивных грузовиков.

Экипаж Эдуарда Николаева завоевал золото в зачете грузовиков — Эдуард, поздравляем вас с победой! Теперь вы трехкратный победитель «Дакара»: дважды в качестве пилота, и один раз — механика. Третий титул какой-то особенный?

Эдуард Николаев: Да, потому что он дался труднее, чем два предыдущих. После преследовавших меня последнее время неудач важно было доказать себе и команде, что я способен добиваться наивысшего результата. Мы очень серьезно готовились к «Дакару» — и физически, и технически, и даже психологически. Адаптировали наш грузовик к нетипичным для внедорожных гонок быстрым раллийным трассам, которыми грешил прошлогодний «Дакар», усовершенствовали тормозную систему, так необходимую на горных участках. Уделяли внимание даже расположению запасок, чтобы лучше сбалансировать машину и выиграть несколько дополнительных секунд. Вдвойне приятно, что «Золотого бедуина» мы завоевали в напряженной борьбе с нашим главным соперником — голландцем Жераром де Роем, которому мы уступили в прошлом году.

— У вас не так давно родилась дочка. Наверное, посвящаете победу ей?

Эдуард Николаев: Не только ей, но всей моей семье — и супруге, и родителям. А также нашей команде «КАМАЗ-мастер», потому что мы тоже одна большая семья, которая уже много лет объединена работой над одним большим делом!

— Дмитрий, вы уже побеждали в ралли «Шелковый путь», но на «Дакаре» финишировали в тройке призеров впервые. Долгожданный успех?

Дмитрий Сотников: Конечно, давно об этом мечтали, но достичь желаемого было не так-то просто, ведь на прошлых «Дакарах» мы выступали в роли боевой технички. В этот раз ехали налегке и достигли результата! Гонка сложилась для нас почти идеально: победа на этапе, лидерство в генеральной классификации. До первого места не хватило совсем чуть-чуть... Но если говорить в двух словах — я очень доволен, ощущения самые приятные.

На просторах «Дакара» — Айрат, в скорости вы не уступали партнерам по команде, но два часа, потерянные на восьмом этапе, лишили вас возможности бороться за победу. Как вас угораздило попасть в ту злосчастную песчаную яму?

Айрат Мардеев: Пришлось объезжать застрявшую в песке на дне пересохшего русла машину — MAN Ханса Стейси. Ушли в сторону, казалось, что грунт там твердый, но под ним оказались грунтовые воды. Верхняя корка веса нашего грузовика не выдержала, мы провалились, машину буквально засосало в жижу. Подоспела техничка Антона Шибалова, но в одиночку вытащить нас не смогла — только буксировочный трос порвали. Спасибо, что конкуренты помогли. Вытягивали машину тремя грузовиками, порвали четыре троса, но за два часа справились. К сожалению, отыграть такую фору практически невозможно. Поэтому довольны даже итоговым пятым местом, хотя перед стартом, разумеется, рассчитывали на большее.

— Нынешний «Дакар», если не учитывать природные катаклизмы — засуху, потоп, и гигантский оползень, из-за которого был отменен девятый этап, — чем-то удивил?

Дмитрий Сотников: Скорее порадовал! Организаторы наконец-то прислушались к участникам и вернули в гонку классические дакаровские трассы: пески, дюны и бездорожье. Все же предыдущий «Дакар» был перегружен скоростными раллийными участками. На этот раз, как это обычно бывает на «Дакаре», холод сменялся жарой, засуха — ливневыми дождями, низины — высокогорьем до пяти тысяч метров. Все это предопределило острую конкуренцию и жесткую борьбу на трассе.

Эдуард Николаев: А мне прошедший «Дакар» запомнился удивительно доброжелательной атмосферой. Даже принципиальный соперник Жерар де Рой не чурался общаться с нами, иногда по-доброму подшучивал. В условиях борьбы за каждую секунду подобное — большая редкость.

Айрат Мардеев: Конечно, потоп в Боливии запомнился больше всего, потому что организаторы трассы, наоборот, готовили нас к засухе. А в итоге пришлось надевать резиновые сапоги прямо в кабине машины, иначе даже на бивуаке был риск утонуть в грязи. Мне кажется, забавная ситуация.

Дмитрий Сотников впервые поднялся на вторую ступень пьедестала почета— Многие участники критиковали дорожную карту и нововведенные контрольные точки, которые подчас было трудно обнаружить. Антон Шибалов даже назвал навигацию на этих отсечках «лотереей»…

Эдуард Николаев: Вопрос больше к штурманам, но они действительно иногда жаловались на неточную легенду. Однако, как верно подметил руководитель нашей команды Владимир Чагин, дорожная карта — одна для всех. Кто в ней лучше разобрался, тот и получил преимущество. К следующему «Дакару» штурманы к таким неожиданностям подготовятся лучше.

Айрат Мардеев: Мне понравилось введение новых скрытых контрольных точек. Оно добавило живинки в решении навигационных задач. Кстати, никто из топовых пилотов на них особо не жаловался.

— Эдуард, последние полгода вы занимались тестированием нового капотника «КамАЗ-мастера», на котором даже выступали в ралли-рейде «Шелковый путь». Тяжело было вновь переключиться на пилотаж стандартного грузовика команды?

Эдуард Николаев: Очень! Это совсем разные автомобили, но на то мы и водители-испытатели, чтобы побеждать на любой технике. Время нашего капотника еще придет, я не сомневаюсь. Нам лишь нужен надежный и мощный двигатель, работа над которым уже ведется.

— К вопросу о двигателях: в 2018 году на «Дакаре» вводится новый регламент, лимитирующий объем мотора грузовиков тринадцатью литрами. Это значит, что движки в очередной раз придется менять. Уже даже появились пугающие слухи о том, что команда «КАМАЗ-мастер», возможно, не будет принимать участие в следующем «Дакаре» по этой причине…

Айрат Мардеев: Давайте не будем забегать так далеко вперед, тем более что следующий «Дакар» мы все же сможем пройти на нынешних моторах. Однако новый двигатель также находится на стадии разработки. Поэтому вполне вероятно, что уже в 2018 году мы представим грузовик с тринадцатилитровым мотором.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

26 декабря 2016

Узнай больше о предстоящем ралли и самых-самых «Дакарах» в истории команды «КАМАЗ-Мастер», следи за ходом соревнования в режиме LIVE Вперед, КАМАЗ!
Узнай больше о предстоящем ралли и самых-самых «Дакарах» в истории команды «КАМАЗ-Мастер», следи за ходом соревнования в режиме LIVE

19 декабря 2016

Насколько хорошо вы разбираетесь в главном ралли-рейде планеты? Сможете ли вы отличить правдивые факты о «Дакаре» от вымысла? Ответить на эти вопросы поможет наш тест. «Дакар»: правда или вымысел?
Насколько хорошо вы разбираетесь в главном ралли-рейде планеты? Сможете ли вы отличить правдивые факты о «Дакаре» от вымысла? Ответить на эти вопросы поможет наш тест.

18 ноября 2016

Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха Правила жизни Владимира Чагина
Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха
Новости