Большие гонки

21 июля 2011

«Шелковый путь» – путевые заметки

Личные впечатления пресс-экипажа ВТБ и цитаты пилотов «КАМАЗ-мастер» в дневнике ралли «Шелковый путь».


День первый. КАМАЗы грязи не боятся.
Ралли «Шелковый путь» стартовало на Куликовом поле в праздничной, слегка расслабленной атмосфере. Но гонка с самых первых километров начала преподносить сюрпризы. Например, у легендарного Стефана Петранселя, явного фаворита ралли уже на первом этапе возникли проблемы с электрикой автомобиля. Он едва добрался до финиша, отстав от лидеров почти на два часа. Это отставание стало для него роковым - он до конца гонки так и не смог его ликвидировать. Мы наблюдали за промежуточным финишем гоночного пелетона в Липецкой области. КАМАЗы не ехали по грязи – они скользили по дороге, балансирую на грани срыва в неуправляемый занос. Ярких эмоций добавил сильный ливень: огромные грузовики на максимальной скорости выскакивали из леса, в боковом скольжении проходили повороты, разбрасывая вокруг себя центнеры липкого чернозема. На фоне этой грязищи КАМАЗы, были похожи на слонов, играющих на водопое. Публика реагировала на появление КАМАЗов и других автомобилей отечественного производства восторженными криками, при этом весьма скептически отзываясь о внедорожных качествах раллийных иномарок: «Смотри, смотри, BMW ползет! Не может лужу проехать. Сейчас заглохнет!» Да, есть еще вещи, которые могут разбудить в русской душе патриотизм. И это, оказывается, не только балет, хоккей и ракеты.

Фирдаус Кабиров: «Говорить о стратегических моментах гонки пока преждевременно. Первый день прошел нормально – молодые спортсмены не подвели, проехали первый этап, на хорошем уровне. Этап был необычно трудным, по сравнению с прошлым годом он изменился, в этом году ехали по мокрому скоростному участку. Усложнилась и навигация: из-за высокой травы было трудно отыскать заросшие дороги. Зато пыли, как в прошлом году, не было. Очень красивая трасса, проходит по нашей русской равнине, по балкам, оврагам, руслам рек, полевым проселкам – глаз радуется. Изменение движения за считанные пять километров происходили 2-3 раза в противоположную сторону. Завтра будет очень ответственный день, начнутся сложные пески…»

Айрат Мардеев: «Грязно и скользко было всюду, особенно на финише».

Ильгизар Мардеев: «Сегодня был «вкаточный» день. Не длинный, не короткий. Главная сложность в том, что было грязно и скользко, словно это не земля под колесами, а мыло. Стекла становятся грязными моментально. Вначале были проблемы с навигацией, но выбрались. Наша команда проехала ровно, вкатываемся в гонку нормально (хотя даже у именитых гонщиков лопались колеса – то ли из-за неправильно выбранного темпа, то ли из-за неверно рассчитанного давления в шинах). Радует то, что все успешно финишировали. Не зря, значит, тренировались в Ульяновске. Чего хотим от завтрашнего дня? Да того же, что и все – победы, но главная задача – без потерь дойти до финиша»


День второй. Найти свой путь.
Всю ночь на бивуаке в аэропорту Липецка гоночные машины отмывали от грязи. На фоне всего этого «автомобильного чернозема» особенно трогательно выглядели девушки в белых платьях, пришедшие посмотреть на красивые автомобили. С утра «Пресс-экипаж ВТБ» встал пораньше, чтобы постараться перехватить лидеров ралли в степях. Преодолев почти 600 км, мы выбрали точку наблюдения на песчаных дюнах и стали ждать КАМАЗы. Лидеры промчались мимо нас на огромной скорости, буквально завалив пылью. Но потом поток гоночных автомобилей иссяк. Как оказалось, многие экипажи сбились с маршрута и обошли нашу «пристреленную» точку через ближайшую деревню. То-то был сюрприз для местного населения.

Фирдаус Кабиров: «Сегодня день для команды неудачный. Сломались три автомобиля, все по разным причинам. Николаев еще не приехал. Но остальные экипажи, с которыми ничего не произошло, ехали нормально. Трасса была интересна своим разнообразием, к вчерашней пересеченной местности, балкам и оврагам, добавилась песчаная извилистая дорога, которая перешла в дюны. Пески не сложные, но организаторы усложнили задачу поиском точек. Чтобы собрать все четыре контрольные точки приходилось ехать поперек дюн. Точки были удалены друг от друга на 4-5 км, приходилось идти напрямик, прокладывая себе дорогу. Последний 150-километровый кусок был хороший, быстрый, скоростной. Собственно, вся вторая половина этапа изобиловала штурманскими ловушками. Да еще все усложнялось высокой травой, съехать на бездорожье было нелегко… Каким будет завтрашний день? Не знаю, пока трудно судить. Впереди – ночь ремонта…»

Ильгизар Мардеев: «Трасса с самого начала была быстрая, очень хорошая, весело ехали. Но день оказался тяжелым для нас. У Айрата вышли из строя тормозные барабаны – потеряли время. Мы застряли в броде – тоже много потеряли. Выбрались, тут начали греться вязкостная муфта вентилятора, стрелка температуры двигателя зашкаливала, вылили два ведра воды на капот и вперед, Эдик Николаев ждал запчасти (сломался компрессор). Доехали – встали рядом с ним. Сначала попытались его отремонтировать – не получилось. Тогда исправили нашу машину, поехали дальше. Километров через 20-30 у нас тоже лопнул тормозной барабан, оставшуюся часть ехали полегоньку. Пески? Я бы хотел, чтобы «песочница» была бы до самого финиша… Почему поломка за поломкой? Причина, пожалуй, в том, что уже вчера сильно грелись. У наших соперников это сказалось на результатах первого дня: грелись тормоза, взрывались колеса, они ломались. А у нас то, что было нагрето в первый день гонки – проявилось на второй. Жалко! Ехали ведь хорошо…»


День третий. Сон в грохочущую ночь.
Первые потери у «КАМАЗ-мастер». Из-за технических проблем сошел Эдуард Николаев. Но в команде никакой паники. Лидерство в зачете подхватил опытный Фирдаус Кабиров. В Волгограде к пресс-экипажу ВТБ присоединился Рустем Адагамов, известный в ЖЖ под ником «Другой». Любопытно было посмотреть на его реакцию. Попал, человек, как говориться, с корабля на бал. Вышел из цивильного гражданского самолета, нагруженный фотоаппаратурой и ворохом московских проблем, и сразу оказался в центре жизни гоночного бивуака: грохот пневмоинструментов, рычание тестируемых моторов, шипение воды на мойке. И все это в свете мощных газоразрядных лап, освещающих суетную, но логичную жизнь гоночного бивуака. Рустем не стал ужинать, «взвел курок» фотоаппарата, и устремился в гущу событий. На третий день гонки я заметил, что рев мотора грузовика – отличная «колыбельная». Мы научились засыпать быстро, не обращая внимания на грохот.

Эдуард Николаев: «Это же спорт. Обидно, досадно, но ладно. Кто сегодня первый? Айрат? Молодец!.. Пусть вне зачета, но хочу ехать дальше…»

Айрат Мардеев: «Сегодня хорошо все было, ни разу не останавливались, старался держать один темп. Стартовали сзади, попали в пыли в трафик, объезжали грузовики, джипы. «Жинаф» обгоняли – один раз только посигналили, сразу уступил. Джипы немного сопротивлялись, но на бездорожье и они отступали без промедлений. Я не ожидал, что приду первым. Думал, в первой пятерке… В принципе по себе чувствую, что появился накат хороший, темп возрос. Это вполне объяснимо: руководство команды вывозит нас на всевозможные соревнования и тренировки. Соперничать с Кабировым, Лопрайсом – это школа!..»

Фирдаус Кабиров: «Мы ехали спокойно. Навигация такая сложная, что торопиться особо не стоило. Собьешься…»

Андрей Каргинов: «Сегодня был продолжительный спецучасток, да и лиазон, большой перегон, в какой-то степени выматывает. Первая часть была скоростной, ехали на пределе. Вторая часть медленнее: много песочниц, большое количество точек, съездов на бездорожье, где надо быть особо внимательным. Лопрайс обогнал нас, он ехал быстро и стабильно. Стейси виднелся вдалеке, но мы его так и не догнали. Машина позволяет ехать очень быстро, но на пути то и дело возникают ямы, ухабы, рытвины, трамплины, песчаные дороги – все то, чем славится Астрахань. Надо быть очень внимательным…. Завтра – пески…»


День четвертый. Долгая дорога в дюнах.
Выезжали из Волгограда почти полтора часа. Жители города-героя смотрели на гоночные экипажи, как на полоумных – спортивные машины должны были успеть к месту старта, расположенному в 60 км к югу от города, поэтому многие нарушали правила. Нарушали спортсмены – пострадали мы. На выезде из Волгограда наш экипаж не заметил знака «Обгон запрещен». В итоге, почти час «разборок» на посту ГАИ. Через 300 км прямой, как стрела дороги вдоль Волги, сворачиваем в калмыцкие степи. По щебеночной проселочной дороге проезжаем 40 км. Вернее едем не по дороге – она вся разбита, а по колее, проложенной прямо в степи. По песку наша Mazda BT-50 идет довольно мягко, позволяя разгонятся почти до 100 км/ч. Мы начинаем ассоциировать себя с «боевым экипажем», участвующем в ралли. Впрочем, когда добрались до песчанных дюн, мы поняли, что до «настоящих гонщиков» нам еще – как до луны. Стояли почти два часа под палящим солнцем на вершине высоченного бархана. КАМАЗы мы опередить не сумели, поэтому наблюдали за аутсайдерами. Внедорожники штурмовали высоченный бархан в поисках контрольной точки. Один из экипажей на УАЗИке заблудился, и приехал к нам на дюну. Мы пытались объяснить пилоту с совершенно ошалевшим взором, что контрольная точка не у нас, а на вершине соседнего бархана. Казалось, он нас не слышит. Господи, как же они это терпят? Обратную дорогу по разбитому проселку провели молча, колдобины обсуждать было как-то неудобно.

Фирдаус Кабиров: «Сегодня столько рулежки было, сколько не было за все предыдущие три дня. Нет смысла ехать быстро, если все равно заблудишься. В основном средняя скорость была 50-60 км/ч, самая высокая – 110. Проблема идущих впереди в навигации. Те, кто сзади, едут по накатанным следам. Если бы Лопрайс пошел первым, мы бы его однозначно обогнали, я Айрата обгонял раза два. Он – молодец, тоже быстро ехал. Песчаные бугры, дюны – большая знакопеременная нагрузка на трансмиссию при езде на такой местности, последствия скажутся завтра-послезавтра. Хотя по преодолению пески несложные и невысокие, разве что беспорядочные, с острыми провалами. Этап получился долгим и медленным, растянутым, ехали на два часа дольше, чем вчера, хотя этап на 60 км короче. Где-то в трех местах немножко сбились. Этим и воспользовалась «Татра». Ралли-марафон просто так, гоночным наскоком, не возьмешь, это не трековые гонки, где нужно иметь смелость и чувство автомобиля, чтобы нестись на полную мощь. В ралли-марафоне результат зависит не только от пилота и технической подготовки. Половина успеха, а то и больше, зависит от штурмана (особенно, два последних дня). Начинаешь с хорошим настроением ехать, быстро, а тут раз и заблудился, пока ищешь дорогу – тебя уже нагнали. Ну ладно, едешь дальше, причем быстро, но если собьешься снова, опять придется вернуться, и тут снова нагоняют… Если бы не это, то можно было бы очень хорошо идти, с запасом времени. Каждая навигационная ошибка – 3-4 минуты, как минимум.

Айдар Мардеев: «Когда стартовали, то чуть-чуть заблудились, потом в зеркала увидел Фирдауса Кабирова, пропустил вперед и ехал за ним, так и ехали вместе… В песках они чуть-чуть ошиблись, мы обогнали, затем снова поменялись… Потом Лопрайс накатил… А тут очередное блуждание, я встал впереди, а за мной – Лопрайс, Кабиров… Сегодня нарулились и очень устали физически…»


День пятый. 
Рыбный день. 
Гоночный бивуак обустроили на военном аэродроме в Астрахани. Экипажи отправились гоняться по круговому этапу на востоке от Астрахани, а для нас это был день относительного отдыха. Не надо было совершать многокилометровый пробег, устраивать гонку за лидерами в поисках наиболее оптимальных точек для съемок. Успели съездить в город и купить копченой рыбы: толстолобика, сома, судака. Вечером устроили маленькую «рыбную вечеринку». Пригласили коллег из пресс-службы «КАМАЗ-мастер». Они уже во всю «вербуют» нас на Дакар и следующий «Шелковый путь». Утром отправили на вертолете съемочную группу «России 2» на старт этапа. Потом долго искали их в степи. Старт не обошелся без происшествия. Французский медик, от нечего делать, решил покататься на коне, принадлежащему местному жителю. Животное не оценило выучку наездника, взбрыкнуло, и сбросило француза. Медика пришлось госпитализировать.

Ильгизар Мардеев: «Очень скоростные, степные дороги… Первая часть этапа была особенно пыльной, обогнать кого либо было практически невозможно, пока кто-нибудь не ошибется и не заблудится. Ошиблись 40-м киллометре, когда ехали вдоль канала, большая группа машин ушла прямо. Я когда увидел, сбавил скорость (мне же нужно замыкать, последнего КАМАЗа дождаться). В середине этапа встал 307 (Айрат Мардеев). Но запас времени видимо был очень хороший, потому что пока менял два колеса, никто не проезжал. Только в завершении работ подъехали «МАН» и «Ивеко» (Стейси). Навигации хватало весь день, полевых дорог ведь много, приходилось быть все время начеку, чтобы не увести экипаж по ложному следу. Но в общем-то справились нормально… Этап очень красивый, особенно, когда по холмам поехали. С них открывается красивый вид на поймы рек… На финише нас встречали казаки, очень эмоционально, по-дружески…»

Андрей Каргинов: «В самом начале, на первых пяти километрах, заблудились немного, потом чуть подсели, застряли в луже, откопались, дальше поехали, наглотались пыли, но до финиша добрались…»

Фирдаус Кабиров: «Этап прошел под флагом штурманской работы. Главная особенность этого этапа – его протяженность, но это не так сказывалось, как проблема навигации. Собственно, вся гонка проходит под знаком штурманской работы. Усилия пилотов сводились быстро на ноль, если экипажу не удавалось справиться с навигационными сложностями. Они не носили надуманный характер и не возникали из-за того, что быстро ехали. Нет, даже Лопрайс, который старался держать темп на прямых участках, тут же сбрасывал скорость, давая возможность штурману сориентироваться, но даже это ему далеко не всегда помогало. Поэтому мы постоянно ехали, держа друг друга в поле зрения, постоянно меняясь позициями. Стоило впереди идущему экипажу ошибиться в направлении, второй экипаж тут же становился лидирующим. За 60 км до финиша Лопрайс ехал правильно, но штурман видимо засомневался…»


День шестой. Штраф за скорость.
Из Ставрополя в Майкоп добирались через живописную долину. Успели снять противостояние лидера «КАМАЗ-мастер» Фирдауса Кабирова и чеха Алеса Лопрайса на Tatra. Было видно, что лидирующий в общем зачете Кабиров, не спешит. Он отпустил Лопрайса на расстояние «вытянутой руки» и ждет его ошибки. Но в итоге, оказалось, что ошибся сам Кабиров. Его экипаж на выезде с бивуака в Ставрополе превысил скорость на дороге общего пользования и получил от организаторов ралли часовой штраф. В итоге преимущество в 52 минуты. Знай Кабиров о штрафе, он, конечно, ехал бы на последнем этапе по-другому.

Фирдаус Кабиров: «Короткий этап, ничего особенного не было, штурманская работа снова была крайне важной, тем более что в роуд-буке изменения были внесены, один раз сбились с трассы. И еще одна задержка была – впереди идущий джип (команда БМВ) занесло, чуть не улетел в пропасть, двумя колесами уже там, вытащили и поехали на финиш».

Андрей Мокееев: «Овраг вдоль поля и скользко в траве. В левом повороте джип на краю обрыва висит, Половина на том свете практически («БМВ»). Стоят с веревкой, подъехали, вытащили. Впереди идущие автомобили проехали мимо…»

Ильгизар Мардеев: «Главной помехой стал красный джип. Он стартовал между мной и Каргиновым, ушел со старта первые 200 метров и перевернулся. Когда мы подъехали, он уже встал на колеса и скорее, чтобы нас не пропустить, понесся впереди. Мы думали, попробует уйти, но нет… Смотрю в зеркала – «ЛИАЗ» догоняет, пришлось прибавить, а джип не уступает. Сигналим, не отвечает. Перед финишем мы его обошли. Джип и «ЛИАЗ» не пропустил, а тот ведь за результат борется. У нас от этих маневров загорелись тормоза. А вообще короткий, скоростной этап, места красивые – по всему видно, уборочная. Понятно, что стараемся в поля не заезжать (житница же!), возможно, кто-то и заденет, но не по злому умыслу. Зрителей много стоит, некоторые со столиками и стульчиками, на финише столпотворение».

Финишировал «Шелковый путь» в Сочи. В Красной поляне. Последний этап, проходивший по дорогам общего пользования, уже не имел спортивного значения. Надо было просто доехать. Доехать, и, наконец, выпить холодного шампанского. Его заслужили все те, кто прошел этот долгий, но очень красивый «Шелковый путь».

P. S. В материале использовались цитаты пилотов «КАМАЗ-мастер» опубликованные на сайте «КАМАЗ-мастер».
Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Новости