Эдуард Николаев о КАМАЗ-Мастер и Дакар-2013

Победное солнце пустыни

30 января 2013

Победитель ралли-марафона «Дакар-2013» Эдуард Николаев: «Иностранцы поражаются нашей технике, тому, насколько она живучая»

Победитель «Дакара-2013» Эдуард Николаев повторил достижение мотоциклиста Марка Кома, выиграв гонку без побед на отдельных этапах. © РИА Новости, Евгений БиятовСпрашивать Эдуарда Николаева о том, что он чувствует, выиграв свой первый «Дакар», было излишним. Силу эмоций ощутили все, кто видел, как молодой гонщик выбрался из кабины после финиша последнего спецучастка. Эдуард просто-напросто разрыдался. Отпустило дикое напряжение, которое гонщик испытывал с того момента, когда стал лидером гонки. Без везения тут не обошлось, но ведь это преимущество еще надо было донести до финиша, не расплескав в происшествиях и поломках на дорогах «Дакара». Вечером в одной из гостиниц пригорода Сантьяго Эдуард уже выглядел привычно спокойным и улыбчивым, хотя все еще чуть ошалевшим от счастья.

В день победы

– Эдуард, поздравляем с победой!

– Спасибо! Я так долго мечтал об этом! Эта мечта появилась пять лет назад, когда я впервые сел в гоночный КАМАЗ простым механиком. Захотелось когда-нибудь выиграть «Дакар», и вот я сделал это!

– Вы повторили уникальное достижение мотоциклиста Марка Кома, который в 2006 году выиграл «Дакар», не выиграв ни одного этапа. Это заранее продуманная тактика?

– Нет, так получалось. Конечно, мне хотелось выиграть этап. Но когда мы вышли в лидеры, победы на отдельных спецучастках отошли на второй план: самое главное было ехать в своем темпе и не отдавать завоеванное преимущество, не позволить соперникам приблизиться. Для этого надо было ехать надежно: не рвать колеса, не рисковать. Выиграв этап, я мог приплюсовать к отрыву пару минут от силы. А пробив колесо – потерять минут 15 минимум.

– И тем не менее вы на предпоследнем этапе решились остановиться и вытащить застрявшую в песке машину Айрата Мардеева...

Победители: механик Владимир Рыбаков, штурман Сергей Савостин, пилот Эдуард Николаев. Для Сергея Савостина это уже восьмая победа на «Дакаре». © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»Айрат завис на гребне дюны. Видимо, ошибся со скоростью или неправильно выбрал передачу. Когда я подъехал, ребята уже стояли с готовым фалом, и я сдернул их с дюны. Много времени не потерял, минуты две, не больше. Естественно, все эти ситуации заранее продумываются. Мы перед каждым этапом собираемся и обсуждаем, как действовать при возникновении тех или иных проблем. Разумеется, если бы на помощь Айрату, шедшему на тот момент вторым, потребовалось много времени, я поехал бы дальше.

– Вы – молодой гонщик. Неужели не подмывало поддать газку?

– Руководителем нашей команды является Владимир Чагин. Он семь раз выигрывал «Дакар». Чагин очень хорошо знает и умеет объяснять, что надо, а что не надо делать. Кроме того, я начинал как механик в его экипаже. Я непосредственно видел и слышал, какой он придерживался тактики. Разные случались ситуации, и, конечно, какой-то опыт есть. В том числе и негативный. Прошлогодний «Шелковый путь», в котором мы очень обидно сошли на последнем этапе, тоже кое-чему научил. К тому же наш экипаж – это не только молодость, но и опыт. Наш штурман Сергей Савостин выиграл свой восьмой «Дакар»! В некотором смысле он превзошел самого Чагина!

– Владимир Чагин сказал, что по технике пилотирования никаких советов вам давать не надо, что в этом смысле он вас уже ничему научить не может.

– Ни у одной команды в мире нет такого тренера, как у нас. Владимир Геннадиевич Чагин – семикратный чемпион «Дакара», легенда. На каждой тренировке он нам дает все новое и новое, новое и новое. Но, конечно, он и сам не скрывает, что когда-то это кончится. Техника идет вперед, мастерство идет вперед, и он говорит: «Давайте, вникайте сами. Я вам даю то, чему я научился, чему меня научили, а вы старайтесь превзойти меня, понять, как можно сделать еще лучше. Есть мой совет, а есть ваше решение, и оно может быть другим, и вы будете быстрее ехать». Он не заставляет ехать так, как ездит сам. Все перешло на индивидуальные особенности и манеру вождения. Мы Владимиру Геннадиевичу иногда говорим: «Давайте, сядьте за руль, покажите!» Он отвечает: «Нет, я уже все, рассказать могу, а показать – нет». Если человек не ездит, ему нужно вкатиться, ему нужно время. Это как гимнаст садится на шпагат, один день не потянулся, и ему уже больно. Так и здесь: чтобы ездить, нужно ездить.

– Чагин строгий учитель?

– Конечно, может и накричать, и высказать, и отвести в сторону, но это должно быть у тренера.

Люди и механизмы

– Сильно на вас давил страх случайной поломки или ошибки?

На финише эмоции захлестнули Эдуарда Николаева. © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»– Последние три дня я все ходил вокруг машины в бивуаке, осматривал ее. Мы, пилоты, тоже участвуем в ремонте, но все-таки минимально. Потому что есть режим: на бивуаке пилот должен уделить какое-то внимание машине, потом себе, на массаж – и спать. Но последние три дня я сам вникал во все мелочи. Не для того даже, чтобы не допустить какой-то поломки, но прежде всего для себя, чтобы себя как-то успокоить. Механики даже обижались: «Ты чего, не доверяешь, что ли?» Я им говорю: «Ребята, вы поймите, мне это нужно для самоуспокоения, чтобы мне ехалось хорошо, я должен поднять кабину и сам увидеть, что этот шланг на своем месте, что тот трос закреплен как надо». Это меня успокаивало перед стартом. У меня был мандраж, что какой-то небольшой болтик может загубить огромную работу. Когда я ездил механиком с Владимиром Чагиным, то тоже очень тщательно осматривал машину. И это, наверное, вошло в привычку. А вот Владимир Геннадиевич доверял, у него не было привычки смотреть за механиками. У меня, наверное, еще возраст такой, что хочется убедиться самому.

– После того как голландец де Рой, ваш главный соперник, сломался и потерял уйму времени на одном из самых простых участков, вам, казалось, нужно просто доехать до финиша гонки?

«Механики даже обижались: «Ты чего, не доверяешь, что ли?»

– На «Дакаре» не бывает простых участков, которые надо «просто доехать». Участок, на котором сломался де Рой, тоже совсем не прост. На этом же спецучастке Алес Лопрайс в 2009 году просто снес себе всю подвеску. Переборщил в повороте. Его выбросило на обочину, а там булыжники. А на нынешнем «Дакаре» ошибки вдвойне губительны. Все грузовики едут очень плотно. Наверное, только в грузовом зачете такая интрига. Все едут друг от друга в минутах, в секундах. Раньше смотришь – на дюнах всегда два, три грузовика висели. Сейчас никого нет. Дюны голые, пустые. Все научились ездить. Мчатся куда-то как на крыльях. Чуть сбился по навигации или чуть притормозил – сразу скатываешься на две-три позиции. Я не выигрывал этапов, поэтому стартовал не первым и видел, как стартуют наши конкуренты, как они нервничают, как переживает де Рой. Все это видно. Когда со старта уезжали автомобили МАN, то они просто рвали машину. Судьи аж убегали, такая пыль подымалась. Что-то небывалое творилось в этом году в зачете грузовиков.

– Сами-то сильно нервничали на последнем этапе, когда до победы остался один шаг?

– Я очень переживал, чтобы ничего не произошло. Запросто можно было наломать дров, было очень узко для грузовиков: серпантин довольно высокий, да еще камни торчат из склона. Местами грузовик едва проходил, и везде три восклицательных знака в легенде – очень опасно для грузовиков, малейшее не то что неверное движение, а дерганье руля или педали газа – и можно было улететь. Плюс пыль и джипы. Этот участок в принципе джиповский, раллийный, а мы местами в повороты заходили со второго раза, угла не хватало. Естественно, легковые автомобили накатывали, сигналили, и надо было пропускать их, конечно же. Потом на финише они жалуются, пишут бумаги, об этом нас заранее предупреждают: надо пропускать во избежание осложнений и каких-то санкций. Надо было очень сосредоточенно ехать.

– Довольны своим автомобилем?

На предпоследнем этапе Эдуард Николаев помог выбраться из песчаного плена Айрату Мардееву. © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»– Автомобилем доволен, не было потерь времени из-за поломок, механики сработали хорошо, хотя в этом году «Дакар» был для них очень сложным, очень много было работ не только с гоночными автомобилями, но и с техничками. Ночной ремонт шел до утра. Ребята мало спали, много работали. И не потому даже, что ломались машины, а потому, что больше уделяли времени осмотру и проверкам. Всем памятны неудачи прошлого года.

– Как проходит рабочий день пилота на «Дакаре»?

– Все зависит от протяженности спецучастка. Утром встаешь за полтора часа до выезда, немного можешь размяться, тут уже индивидуально, каждый для себя решает. Еды никакой. Только чай с хлебом. Но тут тоже все индивидуально. Смотрим, какой лиазон (маршрут по дорогам общего пользования от бивуака до начала спецучастка и от финиша спецучастка до следующего бивуака. – Прим. ред.). Если лиазон короткий, то минимум воды. Останавливаться по нужде некогда. Если лиазон подлиннее, то можно даже что-то перекусить. Затем садимся в машину, выезжаем, лиазон, спецучасток. После финиша, пока едем до бивуака, обсуждаем с механиком все дефекты, он пишет список, по приезду рассказываешь ситуацию руководству, встречаешься с командой. Обсуждаешь день, проблемы. Потом к своей машине, даешь рекомендации механикам, потому что ты как пилот знаешь, где ты нагрузил машину, какой узел. Потом массаж, ужин – и отдыхать. Пилот обязательно должен спать не меньше пяти часов.

Драма в пустыне

– Самый острый момент гонки?

«Мы остановились, амортизаторы открутили, бросили их на землю и поехали дальше»

– Была авария на одном из первых этапов. Я влетел в небольшой овраг, что повлекло за собой поломку амортизаторов. Их просто оторвало. И нам еще повезло, что обошлось без более серьезных последствий. Была длинная привязка, девять километров, и в легенде знак «внимательно» с двумя восклицательными знаками по краям дороги. Максимальная скорость и белый песок, который слепил и сливался перед глазами. Солнце здесь очень яркое, не видно ничего. Дорога виляет, и ты чуть-чуть подрезаешь, чтобы не вилять. И вот в том месте я решил спрямить, буквально метра два от дороги, а там – русло высохшего ручья, и так получилось, что моей стороной ударяемся наискосок в берег. Мосты сыграли, но не так, как подвеска работает, а в сторону, и амортизаторы просто срезало. Мы остановились, амортизаторы открутили, бросили их на землю и поехали дальше. Потеряли относительно немного времени – 13 минут. Для такой аварии это практически ничего. Можно было там и остаться.

– Физически удар был сильный?

– Нет. Но если честно, иностранцы меня на следующий день спрашивали: «Как здоровье, как спина?» Я говорю: «Да все отлично!» Они поражаются нашей технике, тому, насколько она живучая. Сейчас наша подвеска позволяет воспринимать очень серьезные удары. Если бы мы ехали на старой подвеске, то, наверное, без травм не обошлось бы, а здесь все для нас закончилось благополучно. Нагрузку приняли на себя амортизаторы, которые сколько могли – выдержали, а потом их просто оборвало. Ехали остальную часть просто на рессорах, немножко приходилось бороться с машиной, ее раскачивало, но это «Дакар», здесь надо быть готовым ехать на чем придется. Чагин в своем последнем «Дакаре» ехал вообще без амортизаторов и рессор. Не увидел яму, оторвал все на свете, сломал рессору, загнул тягу, отломал все четыре амортизатора. Поменяли тягу и на сломанных амортизаторах финишировали.

– «Дакар» – это еще и умение ориентироваться. У многих были проблемы с навигацией на второй день гонки, в знаменитой пустыне Наска. Некоторые так и не смогли отыскать контрольную точку номер 13. Говорили даже о какой-то аномалии…

Эдуард Николаев выиграл «Дакар», хотя проблемы с двигателем не позволяли ему поддерживать максимально высокий темп. © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»– Да, в тот день блуд был у всех. Крутились вокруг контрольной точки, но никак не могли ее взять. Все крутились, не мы одни. Еще когда подъезжали, видели, как грузовики MAN кружат, едут туда, потом обратно, выходят друг другу в лоб. Ну и мы покружились. На других внимания не обращали, сами старались во всем разобраться. Потом чувствуем, что потеряли уже на этой точке больше, чем за нее штрафа дадут. И тут вдруг загорелся зеленый сигнал в том месте, где и не ожидали. Надо было просто за дюну перевалить, куда-то в сторону от маршрута. Тут должна быть штурманская «чуйка». Вчера, к примеру, на предпоследнем этапе многие разворачивались, почувствовав, что курс «не бьет». Он и в самом деле «не бил». Дорога вела к контрольной точке, но курс почему-то показывал в другую сторону. Но мы увидели вдалеке людей и подумали, что там контрольная точка, поехали туда и вышли на правильный путь.

– Осторожность – не единственный фактор, который не дал вам выиграть ни одного этапа. Говорят, у вас были проблемы с мотором…

– Мы почти что каждый день возились с мотором, поменяли три топливных насоса, потому что я никак не мог удержаться за соперниками. Я видел, как они на глазах уезжают от меня. Я уже не знал, что делать. Мы советовались с Чагиным. Он говорит: давай этот насос, давай другой, с мотористами разговаривали, потом увидели, что даже у наших моторы получились чуть-чуть помощнее. У Андрея Каргинова вообще шикарный моторчик был, он позволял нагнать потерянное время, выигрывать этапы. У меня этого не было. Так что мне терять вообще ничего нельзя было, я бы уже не нагнал. Особенно нелегко приходилось на участках, где были длинные тягуны, где нужен мотор, и на одном этапе я убедился, что проблемы реально существуют: когда ко мне подъехали и Айрат, и Андрей, они просто от меня уехали. И в чем проблема, так и не выяснили. Дома будем ставить на стенд, разбираться.  


Медиагалерея (5 фото, 1 видео, 1 виртуальный тур)

  • 01_pobednoe_solntse_687x450.jpg

    Победитель «Дакара-2013» Эдуард Николаев повторил достижение мотоциклиста Марка Кома, выиграв гонку без побед на отдельных этапах. © РИА Новости, Евгений Биятов

  • 02_pobednoe_solntse_687x450.jpg

    Победители: механик Владимир Рыбаков, штурман Сергей Савостин, пилот Эдуард Николаев. Для Сергея Савостина это уже восьмая победа на «Дакаре». © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

  • 03_pobednoe_solntse_687x450.jpg

    На финише эмоции захлестнули Эдуарда Николаева. © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

  • 04_pobednoe_solntse_687x450.jpg

    На предпоследнем этапе Эдуард Николаев помог выбраться из песчаного плена Айрату Мардееву. © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

  • 05_pobednoe_solntse_687x450.jpg

    Эдуард Николаев выиграл «Дакар», хотя проблемы с двигателем не позволяли ему поддерживать максимально высокий темп. © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

  • Банк ВТБ поздравляет «КАМАЗ-мастер» с юбилеем

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Новости