«Пляжный отдых? Это не для меня!»

22 июня 2016

Самый титулованный пилот России о том, что опаснее – ралли или охота на медведя

Едва ли в отечественном автоспорте есть пилот более титулованный, чем Сергей Успенский. За свою карьеру он 14 раз становился чемпионом страны в различных дисциплинах – от классического ралли до зимних трековых и кольцевых гонок. Однако в последние годы Сергей пробует себя и в иной дисциплине – ралли-рейдах. При поддержке банка ВТБ команда Успенского «УРТ» в ближайшее время планирует выступить на «Шелковом пути 2016». Для заслуженного мастера спорта России это будет первый ралли-рейд столь крупного масштаба.

– Что подвигло вас, классического раллиста, на участие в ралли-рейдах? 

– Вообще-то, классические раллисты довольно часто продолжают свою карьеру именно в рейдах. Вспомните хотя бы Юху Канккунена, Карлоса Сайнса или Себастьяна Лёба. Одна из причин банальна – это возраст. Классическое ралли требует от гонщика постоянной предельной концентрации и мгновенной реакции на протяжении каждого километра спецучастка, и с возрастом конкурировать с молодыми пилотами становится сложнее. В то же время тяга к гонкам и драйву не ослабевает. Правда, стоит отметить, что сегодняшние марафоны разительно отличаются от рейдов двадцатилетней давности, которые больше походили на путешествия с приключениями. Я заметил, что даже за два последних года темп таких гонок значительно вырос. Быстрые автомобили и серьезный инжиниринг всегда меня привлекали не только как гонщика, но и как инженера по образованию и по духу. Создание хорошего автомобиля для ралли-рейдов – очень интересная задача. И это еще один стимул для участия в марафонских гонках.

За свою карьеру Сергей Успенский 14 раз становился чемпионом страны в различных дисциплинах – от классического ралли до зимних трековых и кольцевых гонок © Евгений Волчков, ТАСС – Как вы оцениваете итоги недавно завершившегося ралли-рейда «Золото Кагана»? Чем остались довольны, а чем – нет? 

– Для нас в этой гонке было куда важнее проверить себя и машину, чем добиться какого-то значимого спортивного результата. В Астрахани мы свои задачи выполнили, протестировали автомобиль по полной программе. К поломкам мы, разумеется, были готовы, но на тестах у нас вдруг появился так называемый микки-маус – неопределяемый дефект в электропроводке, который просто выключал машину. К моменту старта, передергав все клеммы, мы его все-таки устранили. На «Шелковый путь» проводку мы, конечно, модернизируем. А в целом автомобиль показал свою конкурентоспособность, да и наш интерес к ралли-рейдам только усилился. 

– А не возникало желание сменить дорожный песок на пляжный?

– Пляжный отдых просто не для меня. Мне обязательно нужно действовать, поэтому предпочитаю отдыхать в своем охотничьем хозяйстве, где я всегда могу найти себе занятие.

– Ралли-рейды пока для вас не совсем привычная дисциплина. Насколько вам удалось к ней адаптироваться?

– Я к любым автогонкам адаптируюсь достаточно быстро. Пилотирование вопросов не вызывало, хотя искусство вождения в песках имеет свою специфику. Прекрасно понимаю, что на марафонских гонках быстро ездить можно, но далеко не везде. В этом их главное отличие от классического ралли. 

«Главное – что в душе, а не в паспорте»

– «Африка-Рейс 2014» закончился для вас серьезной аварией. Не осталось страха, опаски перед бездорожьем?

– Нет, ведь эта авария произошла давно, с тех пор я не раз участвовал в автогонках, выигрывал этапы. Так что ощущение скорости вернулось. Конечно, никто, даже самые опытные пилоты, не застрахован от аварий. К тому же на рейдах приходится ехать по дорожной книге, которая не всегда на сто процентов точна. Поэтому нужно ехать внимательно и в то же время быстро.    

– Вы владелец собственной фирмы, вице-президент РАФ, заслуженный мастер спорта. Вам уже никому и ничего не надо доказывать. Банальный вопрос: зачем вам вообще все это нужно? До сих пор, как в молодости, чувствуете себя водителем-испытателем?

– Спасибо, что вспомнили – первая запись в моей трудовой книжке действительно «водитель-испытатель». Но и сейчас я себя «пенсионером» никак не ощущаю, скорее наоборот. Ведь главное – что в душе, а не в паспорте. 

– А как ваши близкие относятся к тому, что вы продолжаете заниматься таким рискованным видом спорта?

– Мне кажется, поддерживают. Хотя бы потому, что понимают: я по-другому не умею и не могу. Убежден: жить надо так же, как и преодолевать дистанцию на автогонках, – в своем привычном режиме, не сбавляя темпа. Благодаря активности, драйву, куражу мы и живем. А риск существует всегда, даже когда дорогу на зеленый свет переходишь.

– Вы выступаете на собственном автомобиле-прототипе. Каковы шансы победить на нем заводские команды?

– Изначально наш автомобиль тоже заводской подготовки, это прототип на базе пикапа «Ниссан», который был модернизирован – в частности, на него установлен более мощный двигатель. Конечно, некоторое преимущество у заводских команд будет, но и на ралли Марокко, которое мы проехали целиком, и на «Африка-Рейс», где до аварии мы располагались на очень хорошей позиции, автомобиль продемонстрировал, что способен бороться с любыми соперниками. 

«Охота – это не пальба по дичи»

– На заре карьеры вы были не только гонщиком, но и автослесарем. До сих пор можете собрать машину с нуля?

– Автослесарем в душе я остаюсь и по сей день, поэтому – конечно, смогу. В песках астраханского ралли при наличии всего нескольких гаечных ключей мне пришлось полностью разобрать задний мост, чтобы снять редуктор, а потом собрать обратно. И это при том, что мост был нестандартным.

– Ваша фирма занимается строительством и доводкой машин для классического ралли. Есть ли планы собирать автомобили и для ралли-рейдов?

– Пожалуй, об этом стоит задуматься, но пока главная цель другая – «Шелковый путь». Очень хотелось бы проехать всю гонку до финиша с достойным результатом. А потом уже можно будет строить планы на будущее.

«Всегда вспоминаю одну победу, которая стоит для меня особняком. Это была «Гонка звезд» в Раменском на «восьмерках» по льду без шипов, по-моему, в 1993 году. Она важна для меня тем, что я тогда в одиночку опередил всю команду «АвтоВАЗа»»

– Вы не только гонщик, но и заядлый охотник. Можете назвать свой любимый трофей? 

– Достойных трофеев у меня много, а вот нелюбимый точно есть. Это кабан, который разрезал мне ногу клыками на охоте в Аргентине. Слава Богу, обошлось десятью швами, а не порезанными сухожилиями или артерией. Тогда я охотился с копьем и проявил неосторожность – остался против кабана весом в центнер один на один, хотя по инструкции необходимо не меньше трех охотников. Я лишь успел выбить ему клык, как он опрокинул меня и набросился на ногу. До больницы было далеко, так что мне повезло, что легко отделался.

– А в автоспорте особенный трофей есть?

– Всегда вспоминаю одну победу, которая стоит для меня особняком. Это была «Гонка звезд» в Раменском на «восьмерках» по льду без шипов, по-моему, в 1993 году. Она важна для меня тем, что я тогда в одиночку опередил всю команду «АвтоВАЗа».

– Что опаснее: ралли или охота на медведя, дикого кабана?

– Если на охоте не делать глупостей, к примеру, не подходить к раненому медведю, то автогонки, разумеется, опаснее. Кстати, вопреки расхожему мнению медведь вовсе не так страшен. На человека нападают только очень голодные звери, обычно им вполне хватает лесного рациона. 

– Никогда не испытывали на охоте угрызений совести? Все же ружье против когтей…

– Не только против когтей, но и клыков, рогов и копыт, а также звериных глаз, ушей и носа, которые намного чутче человеческих. Охота – это не пальба по дичи, а ее добыча. Упрекать охотника может разве что ортодоксальный вегетарианец. Претензии от мясоедов, покупающих мясо в магазинах, – лицемерие. К тому же я никогда не бросаю добытого зверя. Всю дичь я готовлю.

Вице-президент РАФ Сергей Успенский во время пресс-конференции по вопросам проведения автомобильного фестиваля «Формула Сочи» © Юрий Машков, ТАСС – А готовите сами? Какое любимое блюдо?

– Вы удивитесь, но практически вся дичь съедобна и вкусна. К примеру, я и сам не знал, что мясо рыси – деликатес, настолько оно нежное. Вопреки всеобщему заблуждению очень хороша медвежатина, но ее обязательно нужно термически обрабатывать. Другое дело – лось. Большой стейк с кровью или карпаччо из свежей лосиной вырезки – настоящее объедение.

– То есть на медведя вы тоже охотитесь?

- Постоянно, потому что люблю его мясо и сало. Охочусь, правда, не с копьем, а с ружьем. К слову, надо отдать должное нашим предкам, которые выходили на медведя с рогатиной и ножом. Были на Руси богатыри!

«Было ощущение, что меня пришли закапывать»

– Вы придерживаетесь какой-то особой диеты во время гонок?

– В принципе, нет. Конечно, объедаться перед гонкой не стоит, но и выезжать голодным на этап ралли-рейда, который может длиться целый день, тоже нельзя. Есть самые общие рекомендации: на завтрак желательна каша с сухофруктами или орешками, а дальше, во время гонки, уже не до еды. Но для поддержания сил можно погрызть шоколад.

– Во время вашего первого ралли-рейда в Марокко организаторы не эвакуировали вашу сломанную машину из пустыни. Ночевка в пустыне под звездами посреди бескрайних песков – романтика? Или не до романтики по соседству со змеями и скорпионами?

– Нет, определенная романтика, безусловно, была. Но когда я уже отчаялся дождаться помощи, то попытался связаться по рации с организаторами и случайно нажал кнопку SOS, чем здорово всех переполошил. Убедившись, что со мной все в порядке, меня попросили подождать до утра. Пока я нажимал на кнопки, мой бесстрашный штурман Андрей Русов отважно пустился пешком по песку в 5-километровый путь до КП в надежде найти техничку. Встретив по пути сломанную «Татру», он позаимствовал у чешского экипажа колбасу и воду и отнес все это мне, а затем снова отправился на КП ждать помощи. Так что благодаря Андрею я переночевал в машине довольно комфортно, не страдая от голода и жажды. Мне даже удалось каким-то чудом поймать связь, взобравшись на один из барханов, и отправить СМС-сообщение. Но утром повод для волнения снова появился. Прямо как «В белом солнце пустыни», автомобиль вдруг обступила группа бедуинов. У меня даже появилась мысль: сейчас, наверное, будут закапывать. Готовясь к худшему, я вцепился в лопату – единственное оружие, которое было в машине, и вылез из автомобиля. Но тут из толпы вышел парламентер, протянувший мне мятую белую бумажку, на которой знакомым почерком одного из российских штурманов было написано: «Сергей, этих людей прислал я, они тебе помогут». И действительно, хоть и не на верблюдах, а на старых пикапах, но вытащили нас из песков.

– Запланированы ли еще какие-то тестовые гонки перед стартом «Шелкового пути 2016»? Или будете доводить машину в рабочем порядке?

– К предстоящему ралли-рейду мы относимся очень серьезно. Мы планируем тесты, на которых будем проверять все агрегаты, даже запасные, а также настройки подвески и самого автомобиля в боевых условиях.

Для справки

Ралли «Шелковый путь 2016» стартует 8 июля на Красной площади в Москве. Его маршрут проходит по территории трех стран. Участникам предстоит увидеть красоту древней Казани и футуристическую архитектуру Астаны, оставить позади казахский мелкосопочник, углубиться в пески великой пустыни Гоби и промчаться через сердце Внутренней Монголии, чтобы 24 июля достичь финишного подиума в Пекине. Десять тысяч насквозь пропитанных потом километров и шестнадцать дней напряженной борьбы не только с соперниками, но и с собой. Хочется пожелать Сергею Успенскому удачи в этом грандиозном спортивном событии.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

6 июня 2016

КАМАЗ-4326 готовится к своему первому настоящему испытанию. Курс на восток
КАМАЗ-4326 готовится к своему первому настоящему испытанию.

26 января 2016

Пилоты команды «КАМАЗ-Мастер» Айрат Мардеев и Антон Шибалов  рассказали о «Дакаре» и об Africa Eco Race Айрат Мардеев: победа ценна, когда она добыта в честной борьбе
Пилоты команды «КАМАЗ-Мастер» Айрат Мардеев и Антон Шибалов  рассказали о «Дакаре» и об Africa Eco Race

14 декабря 2015

Узнавайте новые интересные факты о самом знаменитом ралли-марафоне и смотрите на «Дакар-2016» изнутри глазами участников команды «КАМАЗ-Мастер»» «Дакар-2016» глазами участников
Узнавайте новые интересные факты о самом знаменитом ралли-марафоне и смотрите на «Дакар-2016» изнутри глазами участников команды «КАМАЗ-Мастер»»
Новости