Миссия красоты

24 декабря 2013

Ольга Якубова: «Придя в мир, предметный, материальный мир, ты можешь сделать его красивее»

В команде у Ольги Якубовой огромное поле деятельности, по ее собственному емкому определению, она отвечает за красоту. © «КАМАЗ-Мастер»

В команде у Ольги Якубовой огромное поле деятельности, по ее собственному емкому определению, она отвечает за красоту. © «КАМАЗ-Мастер»

Недавно Ольга Якубова стала заслуженным художником России. Но картин она не пишет, тут куда более нетривиальный сюжет. Эта женщина увлечена КАМАЗом, она превращает могучие грузовики… в произведения искусства. И если бы только грузовики. Спортивный центр знаменитой команды «КАМАЗ-мастер», дизайн которого тоже дело ее рук, по праву признан уникальным и самым функциональным в мире. Добавьте к этому фирменный стиль, одежду, сувенирную продукцию команды «КАМАЗ-мастер», генеральным спонсором которой является Банк ВТБ. Много еще всего, к чему причастна Ольга Якубова, супруга основателя команды Семена Якубова. Взять хотя бы футболки и кепки «КАМАЗ-мастера», которые давно уже стали раритетом у коллекционеров. Заполучить и сфотографироваться в них во время ралли «Дакар» считается большой удачей и везением не только для фанатов, но и для спортсменов команд-конкурентов. О «КАМАЗ-мастере» Ольга Ивановна написала несколько книг, остановить ее, когда она начинает говорить о любимой команде, почти невозможно, да, честно говоря, и не хочется…

Архитектурные сети

– Ольга Ивановна, красивые истории чаще всего начинаются с «Жили-были». Позвольте начать в том же духе. Если же я в чем-то ошибусь, вы меня поправите. Итак: «Жила-была девочка, которая любила рисовать. Скорее всего, это были пейзажи, портреты, может быть, натюрморты…» Но что же, простите, привело вас к… КАМАЗу в конечном счете?!

Ольга Ивановна Ворошнина и Семен Семенович Якубов много лет работали на одном предприятии, пять лет жили в соседних подъездах, а познакомились на выставке в Манеже в Москве. © «КАМАЗ-Мастер»– На самом деле это, как всегда, воля случая в судьбе. Я училась на архитектора-градостроителя. Однажды на уборке урожая мы познакомились с дизайнерами, которые нам говорили, что, придя в мир, предметный, материальный мир, ты можешь сделать его красивее. Идея показалась мне настолько захватывающей, что прошло столько лет, а она живет во мне до сих пор, идея совершенствования материального мира… Идея создания какой-то особенной, прекрасной среды. Сейчас, когда границы открыты, мы видим, насколько мир красив, но тогда у нас в стране зачастую была повсеместная, угнетающая серость. Засилье серых улиц, заборов, домов и проспектов, штампованных и похожих друг на друга. А так хотелось красоты! Я для себя поняла, что нужно пробовать изменить это и, возможно, в этом мое предназначение, или, выражаясь сегодняшним языком, моя миссия.

– Но начинали вы, наверное, все-таки не с машин?

– Нет, конечно. Моей студенческой работой была мебель, потом проекты жилья в экстремальных условиях Крайнего Севера. Затем я занималась отчасти дизайнерскими, отчасти архитектурными проектами. Например, таким интересным, как реконструкция и адаптация к новым социальным условиям городской среды. Делали эти проекты применительно к Коломне, Елабуге и Тынде, где строился БАМ. Разработки для Коломны на Пражской биеннале в 1983 году даже завоевали призовое место.

В то время уже чувствовался кризис: в погоне за квадратными метрами жилья часто забывали о социально-культурных объектах. В итоге той же молодежи негде было общаться. Особенно в таких молодых городах, как Набережные Челны. Жилье и завод – все! Мы занимались изменением архитектурной сетки. Я очень горжусь тем, что нам удалось восстановить старинную церковь, лежавшую в руинах на окраине Набережных Челнов. Эта Боровецкая церковь, построенная при Петре Первом для стрельцов, останавливавшихся в этих местах, теперь замечательно смотрится в ландшафте современного мегаполиса.

«Не влюбиться в этого мужчину было невозможно!»

– Как вам удалось восстановить церковь?

– Убеждать пришлось не обычных людей, а большое начальство, занимавшееся градостроительной политикой. К счастью, мы нашли понимание! Одновременно с восстановлением Боровецкого храма на набережной построили новую мечеть. А из деревянных избушек, располагавшихся вокруг православной церкви, срубленных 100–150 лет назад, сделали мастерские для ковщиков, стеклодувов – в городе было множество замечательных мастеров, в том числе и выпускников Суриковского училища, они с удовольствием начали эти мастерские обживать. А сам проект был представлен в Москве на выставке в Манеже.

Служебный роман и история любви

– Ольга Ивановна, давайте подведем черту под прологом, хотелось бы теперь услышать о том, как, при каких обстоятельствах в вашей жизни появился «КАМАЗ». Есть подозрение, что любовь сыграла здесь не последнюю роль.

КАМАЗы умеют летать. Это заслуга очень многих людей, в том числе и дизайнера, покрасившего кузов в цвет воздуха. © «КАМАЗ-Мастер»– После окончания вуза я получила распределение на «КАМАЗ». На работу поступила в отдел главного архитектора, где начала заниматься созданием фирменного стиля. Существовавший на тот момент стиль был сформирован в самый разгар строительства социализма в 70-х годах, поэтому в основе концепции было слово «КАМАZ». В первой букве А, там, где треугольничек, была звездочка пятиконечная, и у буквы Z на конце вместо горизонтальной палочки был флаг. Это был знак, который символизировал строительство завода всей страной. Он подчеркивал, что на эту стройку приехали комсомольские вожаки, активисты, студенты, молодежь, одним словом. Спустя некоторое время, когда я уже ушла из отдела главного архитектора, меня попросили возглавить службу рекламы, заняться продвижением КАМАЗов на зарубежные рынки. С подобным корпоративным знаком мы выступить не могли, я предложила его изменить, а заодно освежить и имидж КАМАЗа в целом. Я начала обдумывать эту тему и достаточно быстро пришла к выводу, что молодость для автомобильной компании – не самое выгодное качество, нужен пиджачок посолиднее. Продолжая размышления, я поняла, что хорошо бы вернуться к стилистике пятидесятых, когда в моде была анималистика. Анималистика сразу же, бессознательно ассоциируется с основательными и солидными пятидесятыми! Дальнейшая цепочка выстроилась таким образом: русские степи и просторы, любые грузы на всех широтах, потому что наши машины были потрясающе универсальными, гамма включала в себя 95 типов автомобилей! Все это могла объединить тема мустанга, тема лошади. Она и в зимнее время повезет сани, и в гору поднимется, и на легкой парадной коляске прокатит. Новый логотип в виде скачущего во весь опор мустанга я представила внушительному совету директоров, главных конструкторов, и все согласились, что лошадка – это тепло, красиво, универсально. По сегодняшний день лошадка остается нашим всемирно известным брендом…

– И тут появляется он – Семен Якубов…

– Да. Я работала директором рекламного агентства «КАМАЗа», мы проводили большие выставки, корпоративные съезды, и одна из выставок проходила в Москве. Восемьдесят восьмой год. Наши спортивные КАМАЗы только что вернулись из Польши с первого нашего международного ралли «Ельч» и привезли оттуда сразу два призовых места. Такой успех – то, что нужно для продвижения бренда! В тот момент мы с Семеном Семеновичем Якубовым, возглавлявшим Научно-технический центр «КАМАЗа», знакомы еще не были. Познакомились только через несколько месяцев после возвращения наших грузовиков с гонки, на той самой выставке в Москве, о которой я уже упоминала. На тот момент Семен Семенович был увлечен такой неординарной идеей… Лыжи, велосипед – это все, конечно, хорошо, но у директоров заводов должно быть свое особенное хобби – «раллийное»!

«Завод стоял, а команда не просто работала, она развивалась бешеными темпами»

– Почему именно «раллийное»?

– А чтобы на разных покрытиях – и летом, и на зимнем ипподроме совершенствовать и свое собственное вождение, и саму конструкцию машины. Он организовал нечто, сейчас именуемое словом «тусовка», а применительно к тому времени скорее уместным будет название «Мужской клуб по интересу». Семен Семенович считал, что помимо всего прочего в его клубе будет легче решать и производственные вопросы. Без формальностей. Поймите, ведь «КАМАЗ» – огромный организм, в который входило 12 заводов, научно-технический центр как самостоятельное звено, дилерская система, занимающаяся сферой продаж. Директорский корпус насчитывал человек 40–50, каждый работал по своему направлению под началом генерального директора. И вот Семен Семенович придумал ралли «Директор», на него приезжали даже наши компаньоны из-за рубежа, наши поставщики, они сражались друг с другом на трассе, а некоторые и элементарно водить учились, поскольку просто не умели водить, была машина с личным шофером – и, как говорится, слава богу! Но задор Семена повлиял на них: захотели учиться, почувствовали своей мужской душой, как это здорово – пронестись по льду на машине, а потом собраться всем вместе за столом, попариться в баньке. Особенно иностранцам нравилось погружение в российский антураж.

– Зрителей на ралли «Директор» много собиралось?

Вот она, знаменитая камазовская лошадь. Конь, приносящий удачу своему хозяину. Символ, объединивший множество культурных, исторических и современных смыслов. © «КАМАЗ-Мастер»– Полные трибуны, даже в самый жестокий мороз! Причем из мальчишек, ездивших поболеть, с годами выросло новое поколение гонщиков, механиков, они заразились этим азартом, пошли заниматься картингом, и теперь многие из них в нашей команде. Учтите, ралли «Директор» проходило в феврале, люди возвращались с «Дакара», а февральские морозы у нас обычно самые сильные. Иногда бывало минус пять, а порой и минус 35, несколько раз гонки проходили в оттепель, по воде, так что впечатлений – с избытком. И вот сначала все намерзнутся, кто «крышу поймает» (перевернется. – Прим. авт.), кто последним приедет, а кто-то и выиграет. А вечером накрывались столы, бурное обсуждение и… просмотр фильма. Поскольку гонки еще и снимались на камеру! Они там, как мальчишки, забывали обо всем на свете… Им это было так нужно, это же директора: постоянная ответственность, напряжение. Завод – это железо, план, который ни в коем случае нельзя срывать. А тут можно расслабиться. А я, глядя на этого мужчину…

– Семена Семеновича!

– Не влюбиться в него было невозможно! Это привело к огромным изменениям в моей судьбе, через некоторое время я уже вместе с ним работала в его команде. Примерно в это время началось покорение КАМАЗами знаменитого «Дакара». Впервые наши машины отправились на эту гонку в 1990 году. Но, к сожалению, ни одна машина не добралась до финиша. Мы не знали многих нюансов… Не имея опыта, невозможно подготовить технически машину так, чтобы она не ломалась. В штабе каждый день вывешивалось сообщение: «Сошел такой-то КАМАЗ, еще один, еще…» Но уже в следующем году мы стали на «Дакаре» вторыми и третьими, в Кремле нашим экипажам были вручены ордена, для страны это стало огромным событием. А для Семена Семеновича ралли сразу перестало быть хобби, он понял, насколько это интересно и серьезно. Но испытания продолжались.

Школа выживания и умение побеждать

– Сгорел завод двигателей КАМАЗа.

– А денег, чтобы его восстановить, ни у кого уже не было. Кошмарные девяностые. Генеральный открыто сказал Семену: «Я не могу больше все это финансировать. Хочешь продолжать – продолжай, но как ты это сделаешь, я не знаю». Семен Семенович не собирался сдаваться. Начался поиск. Мы встретили замечательных людей, особого упоминания заслуживает, разумеется, компания «Мастер» с Феликсом Бажановым во главе, он четыре года спонсировал все программы, в том числе и по созданию новой машины. Начали опять же с нового фирменного стиля. Занималась графикой, экипировкой. Завод стоял, а команда не просто работала, она развивалась бешеными темпами. На заводских проходных каждое утро стояли люди, а их не пускали на завод, завод закрыт. Рабочих увольняли, сокращали, те, кого оставили, работали всего по два дня в неделю. Но они все равно приходили утром: «Не можем мы сидеть дома! Пусть нам не платят зарплату, но наши ребята там выигрывают, дайте хоть что-нибудь сделать для них, мы готовы бесплатно, а потом когда-нибудь все потихоньку наладится, мы будем ждать!» Наши победы не давали им сникнуть, упасть духом! А мы, в свою очередь, не могли позволить себе их подвести.

Когда побеждает «КАМАЗ-мастер», это победа целого завода

– Теперь я не удивляюсь, что вы написали о КАМАЗе несколько книг.

– Наша первая книга «Мой финиш горизонт» была написана в 1998 году. К тому времени команде уже исполнилось 10 лет, нам уже было чем поделиться с широкой общественностью, хотелось рассказать о людях, о том, как начиналась наша история покорения «Дакара», накопился богатейший фотоархив. Успех этого издания и его востребованность вдохновили меня на то, чтобы продолжить летопись «КАМАЗ-мастера». Правда, вторая большая книга увидела свет только через одиннадцать лет. Ее выход был приурочен к юбилею Семена Семеновича, и ее название «Жизнь измеряется в Дакарах» говорит само за себя. В этой книге мы просто обязаны были сказать спасибо руководству страны и Республики Татарстан, партнерам команды, друзьям, всем тем, кто так или иначе поучаствовал в нашей судьбе и без кого невозможно было бы представить «КАМАЗ-мастер» таким, каким он сейчас является. В год юбилея прекрасным подарком всем стали триумфальные январские победы команды на «Дакаре-2013» и «Африке Рейс 2013». Потенциал, накопленный в команде, школа, созданная Семеном Семеновичем, и тренерский талант Володи Чагина позволили блестяще реализовать стратегию смены поколений и показать, что в «КАМАЗ-мастере» воспитана достойная смена, которая еще впишет немало славных страниц в историю отечественного автоспорта. Отдать дань уважения ветеранам команды, сказать им спасибо – главная идея книги «КАМАЗ-мастер: легенда продолжается», вышедшей в этом году.

– Чем вы особенно гордитесь?

Государственную премию в области литературы и искусства Ольге Якубовой вручает президент России Владимир Путин. © «КАМАЗ-Мастер»– Все, о чем я могла бы рассказать, в одном интервью передать немыслимо. Самым главным нашим достижением я все-таки считаю создание специализированного спортивного центра «КАМАЗ-мастер» в Набережных Челнах. Я особо хочу отметить, что проект строительства спортивного центра не был бы реализован, если бы в нем не участвовал ВТБ, с которым мы сотрудничаем с 2005 года. Спонсорские средства от ВТБ целевым образом направлялись строго на эту стройку. Результат всем понравился. Нигде в мире ничего подобного нет! Мы же ездили и на «Ситроен», и на «Феррари». В Америке были в нескольких компаниях. Что-то видели вживую, что-то почерпнули из документальных фильмов. И, получив этот опыт, мы решили все сделать по-своему.

Я очень трепетно восприняла задание Семена Семеновича о разработке дизайна центра, понимая, что наше детище должно стать для нас каждодневным праздником, вдохновляющим на новые свершения. Оно должно стать выражением фирменного стиля команды, благодаря которому совершенно в ином свете будет выглядеть и наше родное предприятие. Нужно сближать в понимании людей, с одной стороны, КАМАЗ, до сих пор воспринимающийся многими как неповоротливый и устаревший пережиток советского автопрома, и, с другой стороны, успешную, динамично развивающуюся и блистающую на мировых подиумах команду «КАМАЗ-мастер». Не случайно мы стали брендом всего Камского автомобильного завода, главной составляющей его имиджа. Сегодня это уже в крови каждого члена нашей команды и в крови каждого камазовского работника. И когда побеждает «КАМАЗ-мастер», это победа целого завода.


Для справки

Ольга Ивановна Ворошнина (по мужу Якубова) родилась 28 декабря 1953 г. Художник, дизайнер, создатель имиджа команды «КАМАЗ-мастер». В понятие имиджа входит и внешний вид кабины, кузова, рабочего места спортивного автомобиля. Это и экипировка, к которой относятся одежда, фирменный флаг, аксессуары, бивуак команды. Но прежде всего Ольга Якубова – хранительница «семейного очага» спортивной команды. Ольга Ивановна оберегает имидж команды, который создавался на протяжении 25 лет. Творческая деятельность и дизайнерские разработки Ольги Якубовой широко известны в профессиональных кругах дизайнеров, архитекторов и художников. Работы в области продвижения имиджа спортивной команды «КАМАЗ-мастер» и фирменного стиля ОАО «КАМАЗ» отмечены многочисленными наградами. Дизайн спортивного центра «КАМАЗ-мастер» – это последнее достижение Ольги Якубовой. Ее авторству принадлежит цветовое решение и интерьер помещений. Каждый квадратный метр центра продуман, просчитан и подчинен законам красоты и комфорта, что и составляет суть дизайна. 


Медиагалерея (5 фото)

  • vtbrussia.ru_1KAMAZ.JPG

    В команде у Ольги Якубовой огромное поле деятельности, по ее собственному емкому определению, она отвечает за красоту. © «КАМАЗ-Мастер»

  • vtbrussia.ru_2KAMAZ.jpg

    Ольга Ивановна Ворошнина и Семен Семенович Якубов много лет работали на одном предприятии, пять лет жили в соседних подъездах, а познакомились на выставке в Манеже в Москве. © «КАМАЗ-Мастер»

  • vtbrussia.ru_3KAMAZ.jpg

    КАМАЗы умеют летать. Это заслуга очень многих людей, в том числе и дизайнера, покрасившего кузов в цвет воздуха.  © «КАМАЗ-Мастер»

  • vtbrussia.ru_4KAMAZ.jpg

    Вот она, знаменитая камазовская лошадь. Конь, приносящий удачу своему хозяину. Символ, объединивший множество культурных, исторических и современных смыслов.  © «КАМАЗ-Мастер»

  • vtbrussia.ru_5KAMAZ.jpg

    Государственную премию в области литературы и искусства Ольге Якубовой вручает президент России Владимир Путин.  © «КАМАЗ-Мастер»

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

5 февраля 2013

Андрей Каргинов, призер ралли-марафона «Дакар-2013»: «Мне за рулем проще сидеть, чем ходить» Переломный момент
Андрей Каргинов, призер ралли-марафона «Дакар-2013»: «Мне за рулем проще сидеть, чем ходить»

30 января 2013

Победитель ралли-марафона «Дакар-2013» Эдуард Николаев: «Иностранцы поражаются нашей технике, тому, насколько она живучая» Победное солнце пустыни
Победитель ралли-марафона «Дакар-2013» Эдуард Николаев: «Иностранцы поражаются нашей технике, тому, насколько она живучая»

22 января 2013

«Такого «Дакара» еще не было!» – утверждает победитель легендарного марафона Эдуард Николаев Возвращение синей армады
«Такого «Дакара» еще не было!» – утверждает победитель легендарного марафона Эдуард Николаев
Новости