Генералы песчаных карьеров

31 октября 2012

Команда «КАМАЗ-мастер» готовится к трансконтинентальному ралли-марафону «Дакар»

Танки грязи не боятся, а «Камазы» – еще и песка. © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»Водитель ловко маневрирует по трассе, ведущей из аэропорта Бегишево в Набережные Челны. Здесь, в центре России, на левом берегу реки Камы стоит огромный промышленный комплекс – завод КАМАЗ, шестнадцатый среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей. Здесь же размещается производство уникальных грузовиков для гонок по бездорожью – самое большое в мире. База самого успешного автоспортивного проекта в России размещается по соседству с научно-техническим центром КАМАЗа. «КАМАЗ-мастер» – это команда, которая своими победами делает несмешными многочисленные анекдоты о российском автопроме.

Безумие по расчету

С 1991 года «КАМАЗ-мастер» десять раз увозил главный приз легендарного ралли-марафона «Дакар» – «Золотого бедуина». Статуэтки с гордостью выставлены на всеобщее обозрение в холле. Напротив, за большим и чистым стеклом, – технический центр, гордость и главная материальная ценность команды «КАМАЗ-мастер». В свое время именно спонсорский взнос банка ВТБ стал важным финансовым рычагом, с помощью которого удалось поднять эту стройку. Техническая база «КАМАЗ-мастер» – это полноценное, современное производство. Конечно, оно имеет свою – грузовую – специфику, но, в принципе, мало чем отличается от цехов ведущих мировых автоспортивных команд. В том числе команд Формулы-1.

В команде «КАМАЗ-мастер» постоянно работают около 120 человек. © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»Спортивные грузовики аккуратно расставлены напротив «пещер» – боксов с инструментами. По приблизительным подсчетам сейчас в «КАМАЗ-мастер» трудится около двухсот человек: сто двадцать – постоянный состав, остальные – привлекаются в момент пиковых нагрузок. Золотые руки автоспортивного завода: пилоты, штурманы, механики, инженеры. Они знают свои грузовики до самой мелкой детали. Год кропотливой совместной работы ради того, чтобы на протяжении двух недель «Дакара» все сработало так, как надо.

КАМАЗ стал первым производителем грузовиков в мире, который собрал собственную команду по ралли-рейдам. Так промышленный гигант в 1988 году пытался решить вопросы продвижения своей продукции. Этот необычный эксперимент в то время казался безумной затеей даже на взгляд многих камазовцев. В 1993 году пожаром был полностью разрушен завод двигателей. Семен Якубов, главный энтузиаст камазовского автоспорта, основатель проекта, вынужден был искать спонсора на стороне. Помогло московское объединение «Мастер». Контракт заключили на четыре года. Так в названии заводской команды появилось еще одно слово. Слово, задавшее планку, ниже которой команда уже не могла опуститься.

Легендарный Владимир Чагин на фоне стенда с призами, почетное место на котором занимают дакаровские «Бедуины». © РИА Новости, Рамиль СитдиковРегламент «Дакара» строго предписывает: автомобиль должен быть серийным, то есть завод обязан выпустить несколько десятков таких машин на продажу. Инженерные открытия тестируют на полигоне на берегу Камы, но проверить надежность нововведений по-настоящему можно только на 8000 километров «Дакара».

А покататься?

По берегу Камы – пожалуйста! Автомобиль с журналистами проносится мимо предупреждающего знака: «Проезд запрещен». С одной стороны – трасса М-7 «Волга» и железнодорожные пути, с другой – лес, а между ними шесть-семь километров песка. Вдоль маршрута стоят несколько сотрудников с рацией, следящих за передвижением машины и прогоняющих с дороги зазевавшихся грибников.

«КАМАЗ стал первым производителем грузовиков в мире, который собрал собственную команду по ралли-рейдам.»

Мы подъезжаем к точке старта, где нас ждут раллийный грузовик и машина сопровождения – предмет зависти соперников. В машине две спальни, кухня, душ, аудиосистема и кондиционер, – все, что так необходимо в дороге, уводящей далеко от удобств цивилизации. В боевой машине вместо кондиционеров устанавливают вентиляторы. Они меньше весят и не столь сильно отбирают мощность у двигателя. Тест-драйв проводит пилот Андрей Каргинов, финишировавший четвертым на первом в своей карьере «Дакаре». Небольшой инструктаж, мне вручают шлем, и я карабкаюсь в кабину, с трудом протискиваясь между мощными трубами каркаса безопасности. В боевом КАМАЗе три места: для пилота, штурмана и механика. Мне по-джентльменски уступают место штурмана – говорят, там меньше трясет. Механик Фоат Бигашев помогает пристегнуть пятиточечный ремень безопасности – чувствую себя младенцем, зафиксированным в детском кресле – и подключает шлем к переговорному устройству.

«КАМАЗ-мастер» – это самое большое в мире производство спортивных грузовиков. © РИА Новости, Рамиль Ситдиков– Готовы? – спрашивает Каргинов. Мы поднимаем вверх наши большие пальцы. Кстати, журналистов, имеющих травмы позвоночника, попросили воздержаться от поездки. Езда по «гребенке» – рытвинам и колеям – серьезный стресс для организма. Гонщики-профессионалы к своим космическим нагрузкам готовятся в спортивном зале по системе доктора Бубновского, московского специалиста по лечебной физкультуре.

Двигатель мощно взревел и мгновенно сорвал 9,5-тонную машину с места. Я цепляюсь в поручень на передней панели и ногами упираюсь в металлический пол. Голову при этом нужно немного наклонять вперед. Пара поворотов, скорость свыше 100 км/ч, и получается думать только об одном: «Как все это можно выносить?» Трамплин, «КАМАЗ» отрывается колесами от земли, и сдвоенные амортизаторы смягчают мою участь при приземлении. Потихонечку я привыкаю... Закрадывается мысль, что ездить по такой трассе можно... Но тут начинается «гребенка». Шестьдесят метров по «стиральной доске» – не самые лучшие впечатления.

Справа висит монитор, где проецируется картинка с трех видеокамер, направленных на мотоотсек, на середину и зад платформы КАМАЗа. Монитор заменяет водителю зеркало заднего вида, поскольку зеркало – вещь ненадежная, во время гонки часто разбивается. Еще одно специфическое оборудование – около кресел закреплены трубочки, через которые можно пить воду. Ведь бутылку в руках при такой тряске не удержишь.

Прокатиться на боевом КАМАЗе – это не для слабонервных. Зато сколько впечатлений! © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»В этом году на «Дакар» отправятся четыре экипажа и четыре машины: Эдуард Николаев – Сергей Савостин – Владимир Рыбаков; Айрат Мардеев – Айдар Беляев – Антон Мирный; Андрей Каргинов – Андрей Мокеев – Игорь Девяткин; Ильгизар Мардеев – Вячеслав Мизюкаев – Алмаз Хисамиев. Три машины с молодыми пилотами и опытными штурманами. Ильгизар Мардеев, как обычно, будет осуществлять техническую поддержку. Разработанную КАМАЗом тактику «боевые машины плюс служба помощи» быстро переняли зарубежные команды.

Во время ралии-рейдов кажется, что опасность исходит отовсюду: незнакомая местность, бездорожье, нет времени на полноценный сон и еду, животные, которые так и норовят кинуться под колеса. Аварий и смертей во время гонки, к несчастью, бывает предостаточно. В ущелье в Монголии ветер сбросил камни на мотогонщика, в 1996 году на мине подорвался грузовик Mercedes... За историю существования ралли «Дакар» погибло более 50 человек. Когда знакомишься с этой статистикой, понимаешь, почему руководство команды – и Семен Якубов, а теперь и Владимир Чагин – на вопрос о планах на гонку всегда отвечают: «Мы будем бороться за самые высокие места. Но главное, чтобы ребята доехали до конца гонки». 

Это интересно:

Ралли «Дакар» в пятый раз пройдет на территории Южной Америки. Гонку, которая продлится с 5 по 20 января 2013 года, примут три страны: Перу, Аргентина и Чили. Пустынные песчаные этапы появятся уже в первые дни, сразу после старта в Лиме. 11 ноября команда «КАМАЗ-мастер» отправляется во французский Гавр для участия в технических проверках, затем машины будут погружены на паром, отбывающий в Южную Америку. Непосредственно в Аргентину команда несколькими группами вылетит в конце декабря.


Медиагалерея (5 фото)

  • 01_generaly_687x450.jpg

    Танки грязи не боятся, а «Камазы» – еще и песка. © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

  • 02_generaly_687x450.jpg

    В команде «КАМАЗ-мастер» постоянно работают около 120 человек. © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

  • 03_generaly_687x450.jpg

    Легендарный Владимир Чагин на фоне стенда с призами, почетное место на котором занимают дакаровские «Бедуины». © РИА Новости, Рамиль Ситдиков

  • 04_generaly_687x450.jpg

    «КАМАЗ-мастер» – это самое большое в мире производство спортивных грузовиков. © РИА Новости, Рамиль Ситдиков

  • 05_generaly_687x450.jpg

    Прокатиться на боевом КАМАЗе – это не для слабонервных. Зато сколько впечатлений! © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Новости