Летающий Камаз-мастер. Дакар 2017
Путеводитель по
«Дакару»

Вспоминаем самые-самые «Дакары» в истории команды «КАМАЗ-Мастер»

18 лет в легендарном марафоне участвует команда «КАМАЗ-Мастер». Мы составили свой хит-парад «Дакаров», каждый из которых запомнился чем-то особенным. 

Старт «Париж — Дакар» в центре французской столицы Старт «Париж — Дакар» в центре французской столицы

Самый первый

Российские «КАМАЗы» впервые пожаловали на «Дакар» в 1991 году. Из 109 грузовиков, стартовавших в Париже, до сенегальской столицы доехали всего 44. Из них – все пять «КАМАЗов»! При этом экипаж во главе с Йоэлем Таммекой занял второе место. 

Всех удивила не только прыть молодой команды, но и тактика, выбранная ее руководителем Семеном Якубовым. Два боевых пилота  – Таммека и Владимир Гольцев – регулярно ждали друг друга по ходу спецучастков.

- Гольцов, и Таммека спорили, доказывали, что это гонка, и каждый должен ехать сам по себе, - вспоминал Якубов. – Но когда на трассе начались поломки, оба с моей позицией согласились. Ведь если бы каждый из наших гонщиков ехал без оглядки на другого, экипажам пришлось бы сойти. А помогая друг другу они в итоге добрались до финиша.


Виктор Московских в кабине боевого КАМАЗа Виктор Московских в кабине боевого КАМАЗа

Первый победный

Спустя пять лет после дебюта, «КАМАЗ-Мастер» одержал в «Дакаре» первую победу – в 1996 году заветный трофей российской команде принес Виктор Московских. 7979 километров по маршруту Гранада – Дакар он преодолел быстрее всех соперников по классу, на финише последнего этапа эффектно, на вираже, опередив чеха Карела Лопрайса. 

Боевые «КАМАЗы» в аэропорту Парижа — на ралли их доставляли самолетами) Боевые «КАМАЗы» в аэропорту Парижа — на ралли их доставляли самолетами)

Самый долгий

12 427 километров пришлось преодолеть участникам марафона в 1992 году  – стартовав в Париже, гонщики финишировали спустя три недели в Кейптауне (ЮАР). Кстати, в истории «Дакара» был маршрут и подлиннее - в 1986-м. Тогда дистанцию в 15 000 км преодолел всего 21 экипаж из 100. Но 30 лет назад «КАМАЗы» в марафоне еще не участвовали.

КАМАЗ показывает самую высокую среднюю скорость среди грузовиков КАМАЗ показывает самую высокую среднюю скорость среди грузовиков

Самый быстрый

Гоночный «КАМАЗ» может развивать и 200 км/ч, но по соображениям безопасности максимальная скорость грузовиков на «Дакаре» ограничена отметкой в 140 км/ч.

- В 2015 году мы проехали дистанцию марафона со средней скоростью 100-110 км/ч, - вспоминал пилот технички российской команды Дмитрий Сотников. – Марафон вышел тяжелый, было много поломок. Но по сравнению с соперниками мы потеряли меньше времени из-за ремонтов. Поэтому и удалось показать столько высокий темп.

На фоне таких гор даже могучие КАМАЗы кажутся игрушечными На фоне таких гор даже могучие КАМАЗы кажутся игрушечными

Самый горный

После переезда из Африки в Южную Америку пустыни и саванны сменились горными массивами. В 2016 году организаторы подняли марафон на невиданную – в прямом смысле – высоту.

- Нас ждали подъемы до 4800 метров на уровнем моря, - рассказывал Айрат Мардеев. – В боевом режиме мы раньше никогда так высоко не забирались. Переезжали подобный перевал на границе Аргентины с Чили, но это было не по ходу гонки. А тут случилось настоящее испытание для пилотов и техники!

Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров были главными соперниками друг для друга Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров были главными соперниками друг для друга

Самый песчаный

В 2003 году участники держали путь на Синайский полуостров. Более 7 000 км пришлись на пустыни. Никогда за окнами «КАМАЗов» по ходу марафона не было столько пыли и песка! Но пилоты и машины справились – Владимир Чагин снова стал лучшим в общем зачете, Фирдаус Кабиров занял 3-е место.

Триумф 2015 года: первые три места заняли три КАМАЗа, и весь подиум окрасился в синий Триумф 2015 года: первые три места заняли три КАМАЗа, и весь подиум окрасился в синий

Самый успешный

Самых успешных «Дакаров» в истории «КАМАЗ-Мастер» сразу три, и все они пришлись на период сотрудничества с банком ВТБ, который стал генеральным спонсором команды в 2005 году. В 2011, 2013 и 2015 годах пилоты «КАМАЗов» заняли все места на пьедестале в итоговом зачете! В первом случае свой последний титул завоевал Чагин, двумя годами позже лучшим стал Эдуард Николаев, в 2015-м – Айрат Мардеев.

- На самом деле, мы очень любим конкуренцию, - отмечал Николаев. – В этом же вся интрига! Когда соперник сильный, это для нас хорошо. В конце концов, чем острее борьба – тем приятнее ее выигрывать. А уж, занять все места на пьедестале – бесценно!

Даже задержка перед финишем не помешала экипажу Андрея Каргинова попробовать победное шампанское Даже задержка перед финишем не помешала экипажу Андрея Каргинова попробовать победное шампанское

Самый дружелюбный

В 2014 году Андрей Каргинов, рискуя собственной победой, бросился на помощь гонщику из Китая. На заключительном этапе марафона лидировавший пилот «КАМАЗа» мчался на финиш, когда увидел перевернутый внедорожник. Экипаж россиян остановился и помог менее удачливому участнику. Организаторы не оставили без внимания этот случай и время, потраченное Каргиновым на помощь китайскому пилоту, вычли из результата. Андрей получил заветный кубок, хотя его прямые конкуренты и протестовали.

- Я до сих пор вспоминаю тот случай, - признается Каргинов. – Якобы, нам нельзя было возвращать время… Но мы же остановились не по технической причине, не по физическому состоянию. Мы остановились помочь людям!

Экипаж машины технической поддержки достает пилота из разбитой машины Экипаж машины технической поддержки достает пилота из разбитой машины

Самый тяжелый

В 2007-м в аварию попал самый успешный пилот грузовиков в истории марафона. Владимир Чагин не заметил при обгоне скорости 120 км/ч груду камней, которыми помечали края трассы и налетел на валуны. Итог – искорёженный грузовик, сотрясение мозга у Чагина, перелом руки у штурмана Семена Якубова и компрессионный перелом позвоночника у механика Сергея Савостина.

Медицинский вертолет ждали недолго, но оказалось, что в нем нет слесарного оборудования. Только когда подоспела боевая техничка «КАМАЗ-Мастер» Сергея Решетникова, удалось высвободить застрявшего в кабине Чагина. К счастью, все члены экипажа поправились, а Чагин еще дважды после этого выиграл «Дакар» (в 2010 и 2011 годах). 

Машина Андрея Каргинова финиширует на трех колесах) Машина Андрея Каргинова финиширует на трех колесах)

Самый курьезный

В 2013 году Андрей Каргинов шел на втором месте, уступая только Николаеву. На последнем спецучастке ралли-рейда он проколол колеса. Поврежденная шина на скорости начала разрушаться.  Сзади нагоняли Айрат Мардеев и Жерар де Рой. Голландец перед стартом этапа уступал Андрею всего 7 минут, на замену колеса нужно 12. «Едем так!» - принял решение Каргинов.

Изумлению болельщиков не было предела – поднимая клубы пыли, грузовик на трех колесах накатил на финиш. Мардеев сумел опередить партнера. Но Де Рой все-таки не смог подняться на подиум.

-  Обидно, что допустил ошибку, а не то, что вторую позицию потерял, - вспоминал потом Каргинов. – Ни одного колеса не проткнул за столько тысяч километров, а тут – за 10 километров до финиша и сразу такое…



К сожалению, ваша версия браузера устарела. Если вы хотите просмотреть страницу, пожалуста, обновите браузер.

Просто кликните на иконку, и вы попадете на страницу загрузки.