Семен Якубов: «Мы ждали от Дакара 2011 года усложнения маршрута, и это случилось»

17 декабря 2010

Руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Якубов Семен.
Руководитель команды
«КАМАЗ-Мастер» Якубов Семен.
До старта самого престижного мирового ралли-рейда «Дакар» осталось совсем немного времени. Как и в прошлом году, знаменитую гонку примет у себя Южная Америка, но на сей раз, организаторы значительно усложнили трассу. Команда «КАМАЗ-мастер», многолетним спонсором которой выступает банк ВТБ, приезжает на «Дакар-2011» в роли фаворита. В этом году команда впервые выставит на ралли-рейд сразу 6 машин. По словам руководителя «КАМАЗ-мастер» Семена Якубова, это добавит трудностей.

– Семен Семенович, еще в начале года Вы сказали, что с удовольствием вернулись бы в Южную Америку на «Дакар-2011». Чем же южноамериканский «Дакар» превосходит африканский?
– О каком-то превосходстве одного маршрута над другим я бы говорить не стал. Трассы, которые организаторы ралли прокладывают в Южной Америке, настолько интересны, разнообразны, красивы, и в то же время сложны, что смело можно утверждать – южноамериканский «Дакар» превзошел самые смелые ожидания. К тому же, повторяющиеся африканские пейзажи иногда неплохо бы менять. И хотя решение о переезде «Дакара» в Южную Америку было вынужденным, в выигрыше оказались все. Думаю тот опыт, который получило ASO в серьезном расширении,  географии будет распространен в будущем и на другие континенты. 

– Организаторы ралли «Дакар-2011» заявили, что протяженность песочных этапов в этом году увеличится, а некоторые дюны будут настолько велики, что проходить их придется только поверху. Эта информация как-то повлияла на подготовку пилотов и грузовиков к ралли?
– Мы ждали от Дакара 2011 года изменений в сторону усложнения маршрута и это случилось. Совершенно естественно, что с каждым годом, как и в Африке, трудностей становится  больше. В этом году организаторы увеличили часть трассы, которая проходит по Чили, и зашли на самый север, где предлагают нам интересные пески и дюны, по величине не уступающие знаменитым мавританским пескам. Будет сложно, но интересно. Есть, где померяться силами. Поэтому мы приняли решение отправить в Тунис наших молодых пилотов, чтобы  на тяжелых высоких дюнах провести тренировки. Эта поездка была очень полезна. Год прошел после тяжелых песков – нужно восполнять опыт. Сегодня и Николаеву, и Решетникову, и Мардееву, да и Чагину, эта тренировка очень поможет. Появилась уверенность в том, что наша молодежь сможет более грамотно преодолевать аналогичные пески в Чили. 

– Команда «КАМАЗ-мастер» готова к «Дакару-2011» на 100% или остались какие-то нерешенные проблемы?
– Начиная с позапрошлого года, когда «Дакар» переместился в Южную Америку, сроки подготовки автомобиля сократились. Уже в середине ноября машины должны быть готовы для участия в технических комиссиях и погрузки на паром. А с появлением ралли «Шелковый путь», время на подготовку еще уменьшилось. Тем не менее, команда «КАМАЗ-мастер», заранее распланировав время на этот год, смогла успешно подготовиться к Дакару, и отправила машины в Европу в соответствии с графиком. Были определенные сложности с новой машиной Чагина, но нам удалось устранить все неисправности в короткий срок. Экипаж Владимира  непременно будет участвовать в ралли. 

– Пилоты команды Владимира Чагина и Эдуарда Николаева перед «Дакаром» уехали в Тунис на тренировку. Почему состав пилотов именно такой, что входит в тренировочный план?
– Экипаж Николаева впервые самостоятельно едет в тяжелые пески и, конечно, им надо было потренироваться. Эдик должен был понять, что его ждет. Решетников выезжает в качестве пилота автомобиля технической поддержки  команды X-рейд, ехать он будет боевым маршрутом и ему тоже нужна была тренировка. Экипаж автомобиля, который мы предоставили нашим казахстанским коллегам, также не настолько опытен. И хотя они принимали участие в ралли на легковых автомобилях,  но на грузовиках в пески выезжают впервые. Поэтому  мы включили их в тренировочную группу. Одновременно молодой состав команды: и Мардеев Айрат, и Андрей Каргинов получили возможность поездить в песках  для  повышения опыта и более качественного участия в предстоящем ралли «Шелковый путь 2011».
 
– Управление каждого гоночного грузовика уникально, есть ли смысл отрабатывать технику не на боевых машинах, ведь боевые уже уехали на «Дакар»?
– Боевые машины не используют для тренировок. Это обычная практика. Что касается техники пилотирования, то после тренировочных  машин управлять боевыми, учитывая их большую продвинутость, маневренность  пилотам  будет намного легче. Как говорится тяжело в учении, легко в бою.

– На «Дакаре-2011» роль GPS будет сокращена, радиус действия составит всего 400 метров. С учетом того, что на «Шелковом пути» экипажи Чагина и Кабирова потеряли по 40 минут на поиски «отброшенной» контрольной точки, что делается командой для устранения подобных промахов в дальнейшем? 
– Я не считаю, что экипажи Чагина и Кабирова допустили промах на ралли Шелковый путь. Они действовали в соответствии с их опытом, а опыт у них огромный. Но они не предполагали, что при прокладке трассы допущена ошибка, а ландшафт и привязки, совершенно случайно, совпадают с прописанными в легенде. Ошибка заключалась в том, что контрольная точка была отнесена на километр в сторону, но на старте экипажи наших грузовиков изменений в GPS не получили. Эти изменения вносятся и на расстоянии по радиосвязи, но по техническим причинам на части грузовиков обновления в GPS не произошло. То есть, 95% участников ралли новую информацию получили, а наша команда и еще несколько грузовиков – нет. Произошел сбой при перепрограммировании. Этого не знали ни пилоты, ни организаторы.  Так что это не промах экипажей. Это досадная ошибка техники, которая должна была осуществить перепрограммирование GPS.

– Впервые на ваших «КАМАЗах» поедут не только пилоты «КАМАЗ-мастер», но и гонщики других команд (казахстанская «Астана» и техничка БМВ). Это усложнило задачу подготовки?
– Безусловно.  Во-первых, автомобилей будет больше. Вместо 3 привычных, у нас едет 6 машин. Это усложнило задачу подготовки боевых автомобилей,   машин технической поддержки, и всей команды. Но мы считаем, что должны это преодолеть и извлечь  из этого необходимый опыт, чтобы и в дальнейшем можно было работать с клиентскими командами, дать людям возможность выступать на автомобилях КАМАЗ.  Без помощи команды «КАМАЗ-мастер», у них уйдет значительно больше времени на адаптацию, на тренировки, на приобретение опыта.
 
– Поставляя в другие команды свои грузовики, не боитесь ли выдать «секрет фирмы»?
– У нас нет секретов фирмы, которые могли бы получить те, кто едет в наших грузовиках. Конструкция автомобиля предполагает омологацию и  получить эту информацию очень легко через FIA. Что касается секретов пилотирования, которые, безусловно, есть, то они постигаются со временем, с опытом участия в различных соревнованиях. Но мы считаем, что автомобиль КАМАЗ – наиболее подготовленный грузовик для прохождения ралли-рейдов. И все те, кто выберет КАМАЗ для участия в «Дакаре» или «Шелковом пути», не пожалеют об этом.  Наш автомобиль сделан специально для участия в ралли-рейдах.  В нем есть много усовершенствований, которые позволяют получать на них лучшее время. 

– В этом году число участников в зачете «грузовиков» выросло с 52-х до 68-ми. Означает ли это существенное усиление конкуренции для «КАМАЗ-мастер»?
– Конечно! Миновал финансовый кризис, Южная Америка становится привычным местом проведения «Дакара», поэтому в 2011-ом на ралли приедут те, кто в прошлом году его проигнорировал.  Число участников увеличилось на 20%,  у наших постоянных конкурентов появились новые машины. MAN возвращается в ралли, теперь уже как частная команда. Это говорит о новом всплеске интереса к «Дакару» и том, что  борьба на трассе ожидается более острая.

– Какие команды видятся Вам главными соперниками «КАМАЗ-мастер»?
– Соперники наши всем известны. Добавится MAN. Остальные просто «накачали бицепсы» и в этом году выезжают наиболее подготовленные с точки зрения опыта и с более продвинутыми автомобилями. Практически все едут на обновленной технике. 

– Каким итоговым результатом будете довольны? Есть программа-максимум и программа-минимум?
– Программа-максимум у нас всегда одна – победить. Программу-минимум мы не обозначаем. Определяя программу-минимум, себя расхолаживаешь. Мы должны быть на подиуме, причем не просто на подиуме, а на первом месте!

– Командой будете руководить «на месте» или из России? 
– Я выезжаю вместе с командой. И как всегда буду  на месте анализировать ситуацию, контролировать действия, принимать решения. Вместе со всеми буду радоваться победам или огорчаться поражениям. Почему? Потому что на месте, хотя и труднее, но эффективнее. 

– Все ли технические проблемы с боевой машиной Владимира Чагина удалось решить до отправки, или придется доделывать что-то «на лету» в Южной Америке?
– Новая машина Чагина полностью готова, ничего доделывать не нужно, учтены все мелочи. Грузовик прошел испытания и может стартовать хоть завтра. Впрочем, это касается не только машины Владимира, но и всех остальных. Этап, когда что-то делается «вдогонку и впопыхах», команда «КАМАЗ-мастер» давно прошла. Сегодня у нас достаточно опыта, чтобы все делать вовремя. «Шелковый путь-2010» выявил некоторые недостатки в конструкции нового автомобиля Чагина, но это были весьма незначительные дефекты, которые присутствуют в каждом новом автомобиле. Принципиально они никак не повлияли на технические характеристики грузовика. 

– По словам организаторов ралли «Дакар-2011» протяженность песочных этапов в этом году увеличится, а некоторые дюны придется проходить только поверху. Какие-то изменения в конструкцию машины в связи с этим фактом были внесены?
– Никаких изменений в конструкцию машины мы не вносили. Машина должна быть готова к преодолению песков любой высоты и сложности. К этому мы всегда стремились,  и считаем, что добились результата.
 
– Владимир Чагин уехал тренироваться в Тунис, но какой в этом смысл, если тренировки проходят не на боевой машине? Ведь управление у всех разное…
– Так это даже лучше, когда более тяжелый, как по весу, так и в управлении,  автомобиль применяется во время тренировок. Потом будет намного легче ехать на более совершенной машине. К тому же, это не такая дешевая операция – подготовить для тренировок новые боевые автомобили. К сожалению, пока наш бюджет этого не позволяет, поэтому мы используем грузовики предыдущих поколений. 

– Почему не отправили в Тунис боевую технику? Боялись поломок? Или просто не успевали потом подготовить ее к «Дакару»?
– На тренировку боевую технику не отправляют. И не только потому, что возможны поломки.  Самое главное – вырабатывается ресурс спортивных машин, и это может сказаться на работоспособности узлов и агрегатов. Машины прошли испытания, их проверили на «Шелковом пути», и после этого они были подготовлены для участия в Дакаре. Этого вполне достаточно.  К тому же «боевые»  машины уже в конце ноября надо грузить на паром и отправлять в Южную Америку, поэтому потренироваться на них в любом случае не получалось.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Новости