Отступление перед штурмом

20 января 2012

«КАМАЗ-мастер» на «Дакаре-2012»: без медалей, но с опытом и уверенностью в будущем

«КАМАЗ-мастер» давно приучил своих болельщиков к победам. С двадцати последних «Дакаров» команда из Набережных Челнов привезла десять «Золотых бедуинов». Поэтому любая неудача камских автогонщиков воспринимается как сенсация. Но так уж устроена жизнь, что всякая победная серия рано или поздно заканчивается.

На минувшем «Дакаре» никто из гонщиков «КАМАЗ-мастер» на пьедестал почета не поднялся. Впервые с 2001 года. Экипажи Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева финишировали на четвертом и пятом местах, уступив раллийным ассам Жерару де Рою и Хансу Стейси. Камский завод на подиуме представлял лишь бронзовый призер рейда Артур Ардавичус, ныне выступающий за казахстанскую «Астану». Тем не менее, бессменный руководитель «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов на традиционной московской пресс-конференции сразу после возвращения с «Дакара» назвал выступление своей команды успешным.

Цена перемен

«Три «КАМАЗа» в пятерке лучших – о таком можно было только мечтать, – подчеркнул Якубов. – С учетом смены поколений в команде и непредвиденных трудностей, результат замечательный. Ведь победы от наших молодых пилотов никто и не требовал. Сейчас главное для них – набраться опыта. Да, мы не привезли с «Дакара» призовых мест, но наша молодежь получила бесценный опыт».

Трудно не согласиться с главным менеджером «КАМАЗ-Мастер», что шансы российской команды на «Дакаре-2012» были минимальными. Места «зубров» ралли-рейдов Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, которые на двоих завоевали для «КАМАЗ-мастер» девять «Золотых бедуинов», заняли дебютанты Андрей Каргинов и Айрат Мардеев. А для нынешнего лидера команды Эдуарда Николаева минувший «Дакар» стал всего вторым в карьере. Именно нехваткой опыта Владимир Чагин, ставший тим-менеджером «КАМАЗ-мастер», объяснил причины неудач россиян на трассе.

В частности, вызвавшую широкий резонанс дисквалификацию экипажа Николаева после столкновения на трассе с внедорожником. Впрочем, дисквалификацией Николаева проблемы «КАМАЗ-мастер» не ограничились. Сразу у двух грузовиков, Айрата Мардеева и того же Николаева, из строя вышли моторы. Подобных технических трудностей российская команда не испытывала со злосчастного 2001 года, когда с трассы сошли все четыре машины. А ведь перед стартом гонки Семен Якубов уверял, что именно надежности двигателей при подготовке уделялось повышенное внимание.

«Объяснить все эти поломки действительно очень трудно, – недоумевает Владимир Чагин. – Раньше такого не случалось. Моторы на машинах Эдика и Айрата были стандартной ярославской сборки. Разумеется, оба движка тестировались на стенде, никаких дефектов мы не выявили. В то же время, собранные нами самими двигатели на грузовиках Каргинова и Ильгизара Мардеева нас не подвели. Будем разбираться».

В итоге, честь камской команды пришлось отстаивать двум оставшимся гонщикам – дебютанту Андрею Каргинову и водителю боевой технички Ильгизару Мардееву. И с поставленной задачей они справились, хотя до пьедестала чуть-чуть не дотянули.

«Мог ли выступить еще лучше, чего не хватило? – переспрашивает Андрей Каргинов. – Конечно, мог! А не хватило опыта. На «Дакаре» выигрывает тот, кто меньше ошибается. Надо было вести машину еще аккуратней. Зачастую не вписывался в повороты, сдавал назад. На одном из этапов решил объехать застрявшего в броде мотоциклиста – по кабину провалился в реку. Думал, не «выплывем». Но удалось вытянуть грузовик на берег. Конечно, избежать ошибок нельзя, но можно сократить их до минимума. Хотя результатом я доволен. Перед стартом думал, что хорошо бы зацепиться за десятку». По мнению Чагина, пока нашей молодежи не под силу выдерживать темп де Роя, Стейси, Алеша Лопрайса.

Хитрость де Роя

Впрочем, выше камазовцы подняться могли, ведь по ходу всего «Дакара» не ослабевала дискуссия, а соответствует ли грузовик Жерара де Роя техническому регламенту? Для улучшения плавности хода хитроумный голландец поднял подвеску на 10 сантиметров выше позволенной величины.

«На бивуаке мы пришли к Жерару и попросили показать его подвеску, – вспоминает Владимир Чагин. – Он глаза спрятал, но машину показал. Действительно – 40 сантиметров вместо положенных 30-ти. А это огромное преимущество! Не знаю, может у них в Голландии подобное в порядке вещей, но я считаю, что де Рой поступил не по-мужски. Против наших необстрелянных пацанов, да еще и на нарушающей регламент машине... Но пусть это останется на его совести, я бы не стал гордиться таким победами. Другие участники ралли, узнав об этом эпизоде, явно не одобрили действий Жерара». По иронии судьбы Жерару де Рою выступить на «Дакаре-2012» помогли… реабилитологи «КАМАЗ-мастер», а точнее – доктор Сергей Бубновский. Именно он поставил голландца на ноги после травмы спины и неудачной операции на Родине. Впрочем, Семен Якубов зла на Жерара не держит.

«Де Рой был фаворитом «Дакара», самым подготовленным гонщиком, поэтому в его победе нет ничего удивительного, он ее заслужил, – заявил руководитель российской команды. – А протест мы не подали потому, что хотим выигрывать в честной борьбе, а не путем дисквалификаций соперников. Не сомневаюсь, что в будущем мы найдем способ опередить Жерара де Роя на трассе».

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Новости