Команда-мечта

25 июля 2013

25 лет «КАМАЗ-мастеру»: Семен Якубов и Владимир Чагин рассказывают о рождении великой команды

«КАМАЗ-мастер» – явление уникальное. 11 раз российская команда, генеральным спонсором которой является банк ВТБ, выигрывала «Дакар», своего рода неофициальный чемпионат мира по ралли-рейдам. Кто-то может сказать, что внедорожный марафон – это не Формула-1 и добиться успеха здесь не столь сложно. Но давайте посмотрим на список участников недавнего «Дакара» в категории грузовиков: Mercedes, MAN, Iveco, Renault, DAF, Ginaf, Tatra, Hino, «МАЗ». Такому набору престижнейших мировых брендов даже Формула-1 позавидует. И на этом фоне российские гоночные грузовики (вслушайтесь только в сочетание этих слов) не просто побеждают, а доминируют! Доминируют в том виде автоспорта, где важна в первую очередь надежность. А теперь подумайте, где надежность – и где российский автопром. О разгадке этого парадокса корреспондент сайта VTBRussia.ru побеседовал с первыми лицами «КАМАЗ-мастера» во время гонки «Шелковый путь-2013», которую также выиграла команда-юбиляр.

Думал ли 25 лет назад Владимир Чагин, выигравший семь «Дакаров» за рулем летающих КАМАЗов, во что превратится это начинание?

«Не думал ни я, ни Семен Семенович Якубов, основатель команды, наверное, не предполагал, – говорит Владимир Чагин, щурясь на нестерпимое астраханское солнце. – Просто собралась группа единомышленников, нас было около 10 человек, и мы поехали на первое соревнование в 1988 году в Польшу. Затем была гонка по Африке в июле 1989 года, ну и самое главное – это было участие в «Дакаре» в 1990 году. Мы тремя машинами стартовали и все три не доехали до финиша. Казалось, невозможно даже просто финишировать в «Дакаре». Тем не менее, мы набрались злости и за год сделали машины, которые, как мы надеялись, смогут проехать всю дистанцию «Дакара». Это были еще трехосные КАМАЗы. И мы доехали до финиша».

Первые гоночные КАМАЗы были трехосными. «Летающими КАМАЗами» их тогда никто не называл. © Пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер»В чем же секрет побед «КАМАЗ-мастера»? Кто расскажет об этом лучше, чем отец-основатель команды.

«Когда я создавал команду 25 лет назад, то я создавал команду, а не отдельных гонщиков на отдельных машинах, – говорит Семен Якубов. – Именно команду, которая должна работать как единый коллектив. Где все понимают, что результат каждого – это результат команды, а неудача одного человека – это неудача всего коллектива».

Вокруг нас бурлит и грохочет бивак «Шелкового пути», еще одного детища Семена Якубова. Слова, которые медленно и вдумчиво произносит Семен Семенович, хороши, но слишком общи, чтобы объяснить что-то. Под ними подпишется любой руководитель.

«Успех гонщика, который привез хороший результат, это не столько его успех, сколько успех всего коллектива, который работал над автомобилем, создавал, проектировал его», – продолжает Семен Якубов.

Эта мысль на первый взгляд также кажется нехитрой – очередной лозунг. Приблизительно эти же слова после каждого победного финиша произносил, к примеру, Михаэль Шумахер. Но если для «красного барона» это была лишь формула вежливости, то для «КАМАЗ-мастера» – один из основополагающих принципов. Проиллюстрировать его лучше всего судьбой «русского Шумахера» – семикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина.

«Я хорошо подметал пол»

Владимир Чагин: «Мне сказали: «Хочешь стать гонщиком? Вот тебе метла: давай, подметай пол». © Пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер»«Самый мой первый день в команде был вполне обычным, – вспоминает Владимир Чагин. – Я пришел на планерку к восьми часам. Тогда направление гоночных грузовиков только развивалось, и на заводе была команда полноприводных багги. На ее базе и создавался будущий «КАМАЗ-мастер». Там были именитые спортсмены, мастера спорта международного класса. Мне было 18 лет, и меня спросили: «Для чего ты пришел, что ты хочешь?» Я ответил, что хочу стать гонщиком. «Хочешь стать гонщиком? Вот тебе метла: давай, подметай пол». Метла так метла. Я подметал, старался делать это быстро и качественно. Увидели, что я хорошо пол подметаю – дали работу посложнее: машину протирать. Машину хорошо протер – дали следующую работу. Так потихоньку приняли в штат команды».

Будущий 7-кратный победитель «Дакара» не был гоночным вундеркиндом. Да и пилотом стал, по сути, случайно. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

«Мы создали несколько моделей спецтехники, аналога которым в мире нет».

«Я долго шел к своей цели, – вспоминает Чагин. – Семен Семенович Якубов меня как гонщика не воспринимал, но первый мой экзамен состоялся на «Дакаре» 1991 года. Я был механиком экипажа Евгения Доронина на быстрой техничке, одном из двух тяжелых «слонов» с запчастями и инструментами. Раньше все грузовики шли по трассе, не было такого, чтобы кто-то от бивака к биваку ехал по дороге. На одном из спецучастков перед днем отдыха пилот сломал руку – выбило руль. Евгений с трудом доехал до бивака, пошел к медикам – и вернулся с гипсом. Надо было либо сходить с дистанции, либо попробовать ехать за рулем мне. Семен Семенович сказал: «Попробуй!» Мне было 20 лет, я на грузовике до этого не ездил никогда, только чуть-чуть пробовал, никаких тренировок не было, потому что я о карьере пилота в то время лишь мечтал. Проехали один день, все у меня получилось, нигде не застряли. Второй день, третий, даже начали улучшать результаты. Вторую половину гонки я проехал за рулем. Семен Семенович взял это на заметку, но роль пилота он мне доверил только спустя пять лет. «Дакар-96» – это был мой дебют. «Дакар-2011» спустя 15 лет – последняя моя гонка».

Это «КАМАЗ-мастер»! Здесь нет приглашенных звезд. Гонщиков здесь воспитывают в своем коллективе. Вот таким образом, как это произошло с великим Чагиным.

Но вернемся к секретам команды. Принципы – это очень хорошо. Но гонки выигрывают не принципы, пусть и самые правильные, а автомобили. Каким образом КАМАЗ оказывается быстрее и надежнее Mercedes?

Боевая машина

Семен Якубов: «Я просто хотел попробовать сделать то, что считалось на тот момент самым трудным. Это был «Дакар». © Пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер»«На самом деле мы не просто спортивная команда, – признается Семен Якубов. – Мы – минизавод, который может делать все что угодно. Мы делаем не просто гоночные автомобили. Мы делаем спецтехнику. Мы доказали, что можем проектировать спецтехнику на базе собственных разработок, можем эту технику создавать, испытывать и готовить ее для использования в условиях, в которых она будет вести себя лучше, чем что-либо другое».

Не секрет, что заказчиками автомобилей, спроектированных и изготовленных Научно-техническим центром, базовым предприятием «КАМАЗ-мастера», являются силовые структуры и спецслужбы.

«Мы создали несколько моделей спецтехники, аналога которым в мире нет, – продолжает свой рассказ Семен Якубов. – Эта ниша свободна, а ведь именно такие машины нужны для использования в горячих точках, и они там используются очень успешно. Мы гордимся этим. Мы с самого начала поставили цель не догонять, а опережать соперников в плане создания спортивной техники».

«Хочешь стать гонщиком? Вот тебе метла: давай, подметай пол».

Вот и еще одна ключевая фраза в понимании успешности «КАМАЗ-мастера». Если бы в Набережных Челнах занимались лишь тем, что пытались копировать и воспроизводить технические решения, применяемые именитыми соперниками, то, наверное, до сих пор бы только догоняли их. А ведь, по сути, именно этим и занимался весь советский автопром с первых лет своего существования. В отличие от советской космонавтики. Причина надежности гоночных КАМАЗов в том, что их разрабатывали не только для спорта.

«В конце концов мы пришли к выводу, что машина не может быть заточенной только с одной стороны, только на спорт, – поясняет Семен Якубов. – Это должно быть обоюдоострое оружие. Эта машина должна проходить жесткие испытания в условиях гонки, а затем приносить пользу людям. Мы продолжаем дальше развивать спортивную технику, и все наработки применяем на спецтехнике. И тогда получается уникальный автомобиль».

Владимир Чагин: «Казалось, невозможно даже просто финишировать в «Дакаре». © Пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер»«Конечно, этот автомобиль мы готовим не одни, – говорит Владимир Чагин. – Это очень сложное производство, в котором задействовано много поставщиков. Нужно найти все лучшее, что придумано и производится в мире. Безусловно, это очень затратно, и без участия наших партнеров такой автомобиль подготовить невозможно. Большая заслуга в наших успехах принадлежит банку ВТБ. У нас давние партнерские отношения, и я очень рад сказать, что они со временем стали дружескими. Мы очень легко находим общий язык, быстро договариваемся, и я рад, что мы друг другу полезны. Надеемся, что наше сотрудничество еще не раз приведет к успеху, и мы сможем всему миру доказать, что российская команда можем быть быстрее всех мировых брендов. Спасибо банку за доброе отношения и за то, что он делает для нас!»

Главный секрет «КАМАЗ-мастера»

Бивак «КАМАЗ-мастера» – самый большой на «Шелковом пути». На земле расстелены полотнища брезента. На ящике с инструментами сидит механик, ожидая возвращения машины «из боя». Пророкотав, на брезент вкатывается первый КАМАЗ. К нему тут же кидаются, закипает работа, которая будет продолжаться до утра. Главный секрет команды из Набережных Челнов весьма прост – люди: не один волшебный гонщик, а весь коллектив.

Семен Якубов: «Я хорошо знаю, как готовится за рубежом автомобильная техника. Таких центров больше нет». © РИА Новости, Алексей Насыров«У нас нет временщиков, нет тех, кто хочет решить свою собственную задачу и уйти, – утверждает Семен Якубов. – Разумеется, мы создаем комфортные условия для работы. Кто был у нас в центре, видел это. У нас на работе можно не только устать, но и отдохнуть. Можно позаниматься своим здоровьем. Можно покушать, а это тоже здоровье. Это тоже нужно для работы. Мы собираем детей наших работников, делаем для них спектакли. Это объединяет людей. Дети развиваются. Развиваются и родители. Сами пишут песни, сами пишут музыку, сами исполняют, сами слушают (смеется). Но у нас работают энтузиасты, которые пережили в том числе и нужду. В 90-е годы завод стоял, зарплату не платили, но люди приходили и работали. Команда должна была прекратить свое существование в те годы. Когда сгорел завод двигателей «КАМАЗа», всем было вообще не до нас, прекратилось финансирование. Но мы устояли, потому что нашли людей, которые смогли нам помочь».

Семен Якубов говорит о последнем, но весьма важном условии: для того, чтобы добиться цели, нужны средства.

«Компания «Мастер», молодые ребята, в трудные годы пришла нам на выручку и купила все необходимое «железо», из которого мы сделали наш первый двухосник. В благодарность за эту помощь команда до сих пор называется «КАМАЗ-мастер», – Семен Якубов вспоминает самый критический момент в истории коллектива.

Решив проблему выживания, «КАМАЗ-мастеру» надо было развиваться дальше. А для решения амбициозных задач и поддержка должна быть соответствующей.

Четверть века назад Владимир Чагин и Семен Якубов и не предполагали, каких высот достигнет их команда-мечта. © РИА Новости, Егор Алеев«Такой серьезный спонсор, как ВТБ, появился в самое нужное для нас время, когда мы стали создавать базу команды, – вспоминает Семен Якубов. – На том пяточке, на котором мы работали, дальше производить машины и готовиться к соревнованиям было невозможно. Это было уже несерьезно. Поэтому родилась идея построить свой корпус. Нам дали недостроенный дизайн-центр, в котором были только стены, да и то не все, и на деньги ВТБ, «КАМАЗа», а также при поддержке республики Татарстан, мы смогли достроить его. Там каждый вложенный рубль виден. Мы архитекторов не приглашали, сами строителям говорили, что нам надо и как правильно строить, переделывали, если они ошибались. Таких центров я больше не видел. Их нет. К нам приезжают и спортсмены, и руководители команд, и серьезные бизнесмены – все говорят одно и то же. Да я это и без них знаю. Я хорошо знаю, как готовится за рубежом автомобильная техника. Таких центров больше нет».

«Думал ли я 25 лет назад о мировой славе? – удивляется вопросу Семен Якубов, вернувшись к беседе после очередного звонка, кои раздавались из его мобильника поминутно. – Я же не провидец! Я просто хотел попробовать сделать то, что считалось на тот момент самым трудным. Это был «Дакар». Мы попробовали и поняли, что мы там не последние, что надо научиться и может получиться. Некому было нас учить. В стране не было таких специалистов. Это был новый для нас спорт. Но я сказал ребятам: мы победим. И мы победили».

«Все удивляются: как мы добились всех этих побед? – итожит беседу Семен Якубов, возвращаясь к началу нашего разговора. – Если бы вы 20 лет назад мне задали этот вопрос, я бы затруднился на него ответить. А сейчас все совершенно понятно: мы пошли правильным путем. Начали думать прежде всего о том, что нужно собрать людей, которые готовы работать в единой команде. Без зависти к успехам друг друга, с доверием, с пониманием. Я себе именно так представлял свой коллектив и всегда именно так работал с людьми с того момента, как стал мастером на заводе. По-другому я не мыслил. И я воплотил свою мечту в жизнь, а затем эта мечта стала известна всему миру».


Медиагалерея (7 фото, 1 видео, 1 виртуальный тур)

  • vtbrussia.ru_01_KAMAZ_25_687x450.jpg

    Семен Якубов и Владимир Чагин. 1996 год. Первая победа команды на «Дакаре» и дебют Чагина в роли пилота. © Пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер»

  • vtbrussia.ru_02_KAMAZ_25_687x450.jpg

    Первые гоночные КАМАЗы были трехосными. «Летающими КАМАЗами» их тогда никто не называл. © Пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер»

  • vtbrussia.ru_03_KAMAZ_25_687x450.jpg

    Владимир Чагин: «Мне сказали: «Хочешь стать гонщиком? Вот тебе метла: давай, подметай пол». © Пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер»

  • vtbrussia.ru_04_KAMAZ_25_687x450.jpg

    Семен Якубов: «Я просто хотел попробовать сделать то, что считалось на тот момент самым трудным. Это был «Дакар». © Пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер»

  • vtbrussia.ru_05_KAMAZ_25_687x450.jpg

    Владимир Чагин: «Казалось, невозможно даже просто финишировать в «Дакаре». © Пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер»

  • vtbrussia.ru_06_KAMAZ_25_687x450.jpg

    Семен Якубов: «Я хорошо знаю, как готовится за рубежом автомобильная техника. Таких центров больше нет». © РИА Новости, Алексей Насыров

  • vtbrussia.ru_07_KAMAZ_25_687x450.jpg

    Четверть века назад Владимир Чагин и Семен Якубов и не предполагали, каких высот достигнет их команда-мечта. © РИА Новости, Егор Алеев

  • Банк ВТБ поздравляет «КАМАЗ-мастер» с юбилеем

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

5 февраля 2013

Андрей Каргинов, призер ралли-марафона «Дакар-2013»: «Мне за рулем проще сидеть, чем ходить» Переломный момент
Андрей Каргинов, призер ралли-марафона «Дакар-2013»: «Мне за рулем проще сидеть, чем ходить»

30 января 2013

Победитель ралли-марафона «Дакар-2013» Эдуард Николаев: «Иностранцы поражаются нашей технике, тому, насколько она живучая» Победное солнце пустыни
Победитель ралли-марафона «Дакар-2013» Эдуард Николаев: «Иностранцы поражаются нашей технике, тому, насколько она живучая»

24 января 2013

Команда «КАМАЗ-мастер» с победой вернулась на родину. Вспомним, через что ей пришлось пройти! Все страсти «Дакара»
Команда «КАМАЗ-мастер» с победой вернулась на родину. Вспомним, через что ей пришлось пройти!
Новости