Подземная авиация

13 января 2012

Сергей Митрофанов, автор книги «Подземная авиация»:  «Моя книга о самолетах, упавших в годы войны и найденных  в наши дни».

Сергей Митрофанов

Сергей Митрофанов

Поддержка поискового движения – одно из приоритетных направлений в спонсорской деятельности тульского филиала банка ВТБ. И она не ограничивается только «финансовыми вливаниями». Волонтеры банка ухаживают за памятником и братской могилой в селе Варфоломеево. Именно там Гудериан в 1941-м году планировал замкнуть кольцо танкового окружения вокруг Тулы. Возможно, жизни павших бойцов стали именно той песчинкой, которая склонила чашу победы в нашу сторону. Сотрудники тульского представительства банка ВТБ являются самыми настоящими поисковиками и регулярно выезжают в экспедиции Вахт памяти. Банк ВТБ выступил информационным партнером книги «Подземная Авиация», которую написал известный поисковик и замечательный тульский журналист Сергей Митрофанов. Книга увидела свет в канун 70-летия обороны Тулы и Москвы, в декабре прошлого года.

– Сначала о поиске. Мне кажется, трудно определить, кто более известен: Сергей- поисковик или Сергей-журналист? Как и когда в твоей жизни появился поиск?

Фото из архива автора книги «Подземная авиация»– Это все идет с детства. Я тогда жил в Липецкой области, в месте, где не было боевых действий. Но однажды кто-то из старших мальчишек притащил откуда-то проржавевшую немецкую каску. Это была находка, которая буквально произвела фурор – как среди детворы, так и взрослых! Но, правда, отношение к ней было соответствующее: с каской сначала долго бегали, все ее внимательно рассматривали, а потом мы с одним приятелем «устроили казнь старой нацистской преступнице» – утопили ее в большом «деревенском» туалете… Кроме того, в 80-е годы было очень много фронтовиков, которые охотно делились воспоминаниями о минувшей войне. В газетах часто писали о ветеранах, шло много фильмов о войне в кинотеатрах и по телевизору.

Дальше – больше. В 90-х годах я учился в университете в Орле – и тогда началась, если можно так выразиться, моя поисковая карьера. Я стал выезжать на раскопки с представителями Орловского центра поисковых отрядов «Самолет». Теперь понимаю, как это всё символично – название центра и моя книга о самолетах...Потом я вернулся в Тульскую область, где познакомился со следопытами поискового центра «Искатель» – и уже с ними исколесил многие «боевые» районы региона, а также побывал в Калужской области и опять-таки в Орловской.

– Помнишь первого найденного бойца?

– Конечно... И даже не просто одного бойца, а сразу свыше десятка солдат. Это было в Болховском районе Орловской области. Грибники рассказали представителям поискового центра «Самолет», что в лесу они видели воронку с торчащими из нее человеческими останками. Мы направились туда «отработать информацию» – и в один день подняли из земли останки 16 красноармейцев, а также мундштук, звездочку с шапки или пилотки, гранату РГД-33. Нашли даже один медальон. Радости нашей не было границ, но когда мы его вскрыли – из него вытекла вода. Записки с именными данными бойца внутри, увы, не было. Неподалеку нашли разбросанные, скорее всего, мародерами, кости еще семи человек. С особым трепетом вспоминаю, как мне чуть позже удалось найти в Калужской области останки 3 бойцов. Там в земле, помимо прочего фронтового железа, лежали советские пуговицы с… изображением якоря! Это погибли краснофлотцы. Но откуда они в калужских лесах? Кто знает…

– Знаю, что поисковики занимаются не только полевыми исследованиями, но и ведут серьезную работу с архивами, общаются с местным населением. Наверняка за свою поисковую деятельность довелось услышать удивительные истории и подержать в руках любопытные документы?

– Российские архивы содержат массу всего любопытного. Например, в Орле я работал с уникальными документами лагеря для немецких военнопленных, которые после войны восстанавливали разрушенные города, помогали убирать урожай под Москвой, в Тульской области и других регионах. Оказывается, наши вчерашние противники вовсе не смирились с судьбой, приняв новые «правила игры», а «чудачили», как хотели: совершали побеги, занимались членовредительством, дрались, закатывали истерики и даже крутили любовь с советскими женщинами!

Часть авиационного двигателя, найденного в ходе поисковых работ.Ну, а если говорить об авиации, то вот, например, на какое свидетельство наткнулись тульские поисковики в Подольске в Центральном архиве Министерства обороны России:

«61–я армия, 149–я стрелковая дивизия. В ходе боя 7 июля 1942 года группа красноармейцев блокировала несколько ДЗОТов на южной окраине Аннино и освободила захваченного в плен со сбитого самолета нашего летчика (сбит 5.7.1942). Освобожденный 744-ым стрелковым полком летчик Спиридонов Федор Александрович, отправлен в 226 медсанбат, но жизнь спасти не удалось – от пыток фашистами скончался». Тяжелый жизненный финал. Таинственная смерть. Спиридонов, как нам думается, успел рассказать освободившим его бойцам вкратце, что его мучили, пытали. После этого и стали писать в документах о пытках. Но подробностями случившегося мы не располагаем.

Много интересного можно узнать и при общении с местным населением. Уже в этом году жители Ясногорского района Тульской области рассказали следопытам некоторые подробности гибели авиатора, Героя Советского Союза Сергея Моргунова. Он разбился после войны, в 1946 году. Искатели, используя сведения жителей, провели раскопки – и обнаружили фрагменты самолета.

– Сергей, как человек решает написать книгу? Наверное, в ее создании помог журналистский опыт?

– Да, журналистика, конечно, помогла. А решение сесть за книгу родилось вот как. Все знают, что в годы войны падало множество самолетов. Но как-то люди не задумываются о том, что эти самолеты не ушли на металлолом или еще куда-то, а до сих пор лежат в земле. В каждом районе, где были боевые действия – как минимум, один самолет до сих пор можно найти. Об этом было очень мало информации, при этом она очень разрозненная – но она есть. Рассказы поисковиков, информация на сайтах, мемуары, полевые дневники и журналы экспедиций, фотографии, беседы…. Я и сам копал в разных областях, и общался с искателями. И однажды решил обобщить и собрать под одной обложкой весь накопленный материал. Там чуть-чуть, здесь чуть-чуть.

В итоге информации набралось на целую книгу.

«Все знают, что в годы войны падало множество самолетов. Но как-то люди не задумываются о том, что эти самолеты не ушли на металлолом или еще куда-то, а до сих пор лежат в земле» 

– О чем книга? Кто помогал в ее создании, вдохновлял, поддерживал?

– Книга о самолетах, упавших в годы войны под Тулой, Орлом, Калугой и найденных уже в наши дни. О местах, где раньше были аэродромы, о случайно обнаруженном авиавооружении. Разумеется, без помощи и горячей поддержки не обошлось. Такую книгу просто невозможно написать в одиночку. Прежде всего, помог руководитель поискового движения в Тульской области Олег Золотарев, а так же поисковики практически со всей нашей страны – Андрей Марандыкин, Сергей Барулев, Адольф Мебиус, Игорь Бредихин, Сергей Новиков... Кроме того, были необходимы комментарии специалистов по военной истории и авиастроению. При идентификации самолетов по найденным от них деталям возникает множество нюансов. Порой даже профессионалы по разным вопросам спорили «до хрипоты» и не могли прийти к единому мнению. Кстати, моя супруга Светлана сразу же поддержала «книжную» идею и всячески мне помогала.

– Были ли какие-то удивительные открытия и загадки в ходе написания книги?

Автор книги «Подземная авиация» Сергей Митрофанов.– Конечно! К примеру, пять лет назад в Калужской области были найдены остатки немецкого самолета «Мессершмитт-110», разбившегося вместе с одним из членов экипажа. По номерной детали вроде бы удалось идентифицировать самолет – но в архивах значилось, что он разбился… в Норвегии! До сих пор эта тайна не разгадана – нужно больше номерных деталей для точной идентификации.

Еще одна загадка – под Тулой совсем недалеко от города найден самолет, разбившийся, судя по дате на донцах боеприпасов, не ранее 1944 года. Когда точно он упал? Что произошло с ним? Уцелел ли экипаж? Сложно сказать. Еще одна загадка: в Ленинском районе Тульской области обнаружили фрагменты … британского самолета «Харрикейн». Редкая в наших краях авиамашина. В бою он разбился или обычная авария? Пока ответа нет.

– Сергей, как ты думаешь, кому будет интересна твоя книга?

– Я думаю, что всем, кто любит не только небо и самолеты, но и историю своего края, страны. Конечно, поисковикам. Ну и людям, которым просто любопытно прочесть что-то эксклюзивное. Надеюсь, что педагоги, школьники, музейщики, ветераны с удовольствием познакомятся с моей книгой.

– А если соберешься еще писать – то о чем?

– Возможно, подготовлю к изданию сборник фотографий, сделанных в период оккупации соседней Орловской области. С небольшими комментариями. Снимков накопилось больше сотни. Некоторые просто перевернут представление людей о том, как жилось «под немцем». Редчайшие, уникальнейшие снимки.


Это интересно:

Митрофанов Сергей Александрович.
Возраст: 33 года.
Профессия: тележурналист.
Увлечения: военная археология, путешествия, краеведение, нумизматика, коллекционирование редких фотографий, сделанных в период оккупации Орла и Орловской области в 1941–1943 годах.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Социальная работа»
Новости