Евгения Мамсурова: «Наша цель – поддерживать яркие проекты»

6 сентября 2010

Вице-президент Банка ВТБ Е.А. Мамсурова
Вице-президент банка ВТБ Е.А. Мамсурова
Традиции меценатства в России уже несколько столетий. Большинство музеев, больниц, театров и университетов были созданы на деньги крупнейших предпринимателей своего времени. Среди самых ярких примеров – Третьяковская галерея, Музей А.С. Пушкина и университет С.Г. Строганова. О социальной ответственности бизнеса и ее корнях рассказала вице-президент банка ВТБ Е.А. Мамсурова.

– Уже много лет Банк занимается поддержкой культуры. В какое русло направлены усилия ВТБ в этой области?
– У банка ВТБ, как у любой уважающей себя организации,  есть  своя четкая коммуникационная стратегия. Когда мы над ней работали, то в первую очередь сформулировали главный критерий – все, что мы делаем, должно быть масштабным как наш бизнес, красивым. И как раз одно из  направлений коммуникационной стратегии – спонсорская и благотворительная деятельность. Наша цель – каждый год поддерживать несколько мощных ярких проектов. Это могут быть театральные постановки, выставки в России или за границей. Среди недавних интересных проектов можно упомянуть оперу Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» в Мариинке, балет «Ромео и Джульетта» в Большом театре, выставки Дейнеки и Левитана в Третьяковской галерее и Русском музее.

– Как, по каким критериям в Банке ВТБ принимается решение поддержать то или иное мероприятие?
– Основной принцип сформулирован в коммуникационной стратегии – событие должно быть масштабным, иметь большой резонанс. Но не всегда получается следовать четко сформулированным критериям.
Часто наши проекты, как мы называем их, «страновые». Из таких проектов – архитектурное биенале в Венеции в августе с.г., где ВТБ был официальным спонсором российской экспозиции. Этот статус дал нам возможность представить интересные девелоперские проекты группы ВТБ. Такой формат вполне органичен – ведь наш главный акционер – государство.

– А какой механизм принятия решений?
– Мы поняли, что лучший способ быть в курсе самых значимых культурных мероприятий – войти в попечительские и наблюдательные советы крупных музеев и театров. Обычно в третьем квартале определяются их планы на следующий год. Пользуясь своим особым положением, мы заранее можем выбрать проект, который нам кажется наиболее интересным.

– Роль, которую сыграли меценаты для Российской культуры, переоценить сложно. Известно, что большинство музеев и театров были созданы на деньги предпринимателей. Какую роль меценаты и ВТБ, в частности, играют сегодня?
– Пришел в голову такой пример. Надеюсь, он не покажется притянутым за уши. Как известно, меценаты часто приобретали полотна еще не признанных художников, мыслили на опережение. И вот один из наших проектов  как раз из этой серии. Совместно с Русским музеем в Санкт-Петербурге мы создаем  так называемый «Музей  ХХI века». И дело тут не в хронологии, а в сути и наполненности. Это абсолютно новый виртуальный проект, созданный в соответствии с последними достижениями науки. И мы  в России здесь флагманы. Мне кажется, это сродни деятельности меценатов, которые покупали работы молодых никому не известных импрессионистов.

– Кстати, о непризнанных художниках. Выставки Дейнеки и Левитана, музыкальные фестивали, премьеры - все это статусно и  востребовано. Есть ли шанс у молодых творческих людей получить поддержку ВТБ?
– Мы редко оказываем помощь физическим лицам. И мы считаем, что для того, чтобы делать это честно, нужно пообщаться с каждым. Иначе – это формальность. При этом, оказывая помощь Большому Театру и Мариинке, мы регулярно поддерживаем обучение молодых исполнителей, выявленных на конкурсной основе самими театрами. Мы также оплачиваем гранты студентам и преподавателям крупных университетов.

– Ваша деятельность разнообразна по своим «жанрам». И это свидетельствует о гибкой политике Банка в области финансирования проектов культуры. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Мы действительно реализовываем самые разнообразные проекты – приобретаем экспонаты для Третьяковки и Русского музея, недавно финансировали покупку собрания редчайших книг для Президентской библиотеки.  Среди них первая карта Московии, вышедшая на западе. Кстати, подобная деятельность очень важна для продвижения нашего имиджа и для повышения стоимости бренда ВТБ. За четыре года она достигла почти 2 млрд. долларов США, и наша работа сыграла в этом свою роль.

– Только что при поддержке ВТБ прошел фестиваль «Звезды белых ночей». В чем, с Вашей точки зрения, уникальность таких фестивалей? Почему для ВТБ важно поддерживать мероприятия такого формата?
– С Мариинкой и с Валерием Гергиевым у нас давние теплые отношения. «Звезды белых ночей» – один из любимых проектов. ВТБ поддерживает его уже десять лет. И нам приятно, что с годами фестиваль становится все более значимым и интересным. Билеты раскупаются за много месяцев до его начала, а среди иностранных исполнителей уже видна конкурентная борьба за право участия. Кроме того, мы с удовольствием спонсируем «Пасхальный фестиваль» Гергиева. Нам очень близка его идея – дать возможность зрителям в регионах услышать оркестровую, хоровую музыку и звоны в лучшем исполнении. В 2010 году «Пасхальный фестиваль» проходил уже в тридцати городах. Вообще, Мариинку мы воспринимаем уже как друзей. Однажды во время пожара там сгорели декорации театра, и ВТБ моментально принял решение помочь театру их восстановить. А недавно заказали и установили в Мариинском театре бюст супруги императора Александра Второго Марии Александровны. Несмотря на то, что театр назван в ее честь, памятника ей там не было. И вот спустя 150 лет справедливость восторжествовала.

– Коктебель, в котором  Банк поддерживает реконструкцию Дома-музея Максимилиана Волошина, – это уже другая страна. Какие еще культурные программы ВТБ осуществляет на постсоветском пространстве?
– У ВТБ есть программа бизнес - присутствия на постсоветском пространстве. Следуя интересам бизнеса, мы строим культурную программу, которая включает проекты и некоммерческие связи со странами СНГ. Так, мы  спонсировали гастроли московских театров на Украине и в Армении, поддерживаем издание журнала «Русский клуб» в Грузии. Хочется попытаться восстановить то лучшее, что было в нашей общей истории. Проект с «Киммерией М.А.Волошина» тоже пришел из географии бизнеса – у нас дочерний банк на Украине. Это очень хороший проект, который и для ВТБ создает правильный резонанс. Мы поддерживаем реконструкцию дома Волошина. И, глядя на наш пример, многие украинские бизнесмены начали принимать участие в реставрации местных музеев.

– Известно, что Банк финансирует издания по искусству. Что Вы можете сказать об этом направлении деятельности Банка?
– Это очень интересное направление. Нам важно, чтобы люди узнавали новое. Если мы издаем книги, очень часто используем их и как презентационные материалы – вручаем партнерам в качестве сувениров. Как правило, все бывают в восторге. Мы не можем позволить себе издавать плохо. Наши издания – это фундаментальные работы, часто с уникальной подборкой иллюстраций неизвестных ранее произведений. Такими, например, были альбом Зинаиды Серебряковой, совершенно невероятный сборник старинных литографий Санкт-Петербурга. Ведь это уникальный город, жемчужина Европы. Сегодня он стремительно меняется, и мы попытались таким образом сохранить его в памяти. Кроме того, мы часто издаем каталоги выставок, которые спонсируем.

– В деле благотворительности ВТБ можно назвать флагманом в России.  Расскажите, что в вашем понимании социальная ответственность бизнеса.
– Мы гордимся этой частью нашей работы. Социальная ответственность – это не просто – дать денег на какой-то проект. Это в первую очередь ответственность бизнеса перед социумом вообще. Несколько десятков лет назад какие-то неглупые бизнесмены поняли, что нельзя бесконечно уничтожать окружающую среду. Рано или поздно, им просто некому будет продавать свой товар. И они решили возмещать урон, который наносят природе. С этого все и началось. Однако экологическая деятельность – это всего лишь один пласт КСО. Бизнес сегодня осознал необходимость демонстрации высокого уровня гражданского сознания, заботы об экологии, своих сотрудниках и клиентах, об обществе в целом. В связи с активной инвестиционной деятельностью Банка, в том числе за границей, а также в связи с расширением географии бизнес-присутствия ВТБ, внедрение принципов корпоративной социальной ответственности в деятельность Банка крайне актуально для нас. Кроме того, с увеличением числа акционеров одной из главных задач для нас стало выполнение обязательств перед нашими акционерами, как институциональными, так и миноритарными. Мы понимаем всю полноту ответственности, которую должна нести крупная финансовая организация – такая, как ВТБ, и надо сказать, что такая позиция Банка полностью соответствует ожиданиям наших стейкхолдеров. Необходимо также отметить, что сегодня во многих европейских странах компании обязаны наряду с финансовой отчетностью, предоставлять и нефинансовую. И мы переняли этот опыт и готовим уже второй отчет, где систематизируем всю нашу некоммерческую полезную деятельность. Даже страшно стало – сколько всего получилось! Сейчас уже РСПП и ТПП готовят законодательную инициативу с тем, чтобы закрепить практику обязательных нефинансовых отчетов в России. И ВТБ со своей стороны всячески поддерживает это начинание.

– Занимаясь поддержкой культуры, нужно ли ее любить или лучше относиться как к любой другой работе?
– Мне, как ни странно, дочь недавно задала такой вопрос. Конечно, эту работу нужно грамотно выстраивать. Но невозможно это не любить! Наверное, есть люди, которым по складу ума культура не интересна. Но в нашем управлении большинство сотрудников – гуманитарии. И при этом все они обладают должными менеджерскими навыками и соответствующим кругозором.

– Какие проекты запомнились больше всего?
– Я очень люблю вспоминать проект, связанный с приобретением для питерского института русской литературы, так называемого «Пушкинского Дома», автографа А.С. Пушкина – подлинного стихотворения, написанного им собственноручно. Очень понравилась из последнего выставка Дейнеки – оказалось, что мы его не знали вообще. Замечательная была выставка в Третьяковке: «Цветы – остатки рая на земле». Изображения цветов на полотнах разных художников. Я была поражена, как много цветов писали на иконах. Был март 2009 года, в разгаре – экономический кризис, и нам хотелось всех чем-то порадовать. Выставка получилась по-настоящему весенней. Театр «Мастерская Петра Фоменко» – на наш взгляд самый необычный и лучший современный драматический театр России. Каждый сезон – потрясающие премьеры, невероятные актеры, прекрасные ученики – режиссеры и сам неповторимый Петр Наумович Фоменко. Я одну только «Войну и мир» смотрела четыре раза. Четыре с половиной часа идет спектакль – что-то невероятное! А вообще хожу на все наши мероприятия, – обязательно все нужно самой видеть!

– Расскажите, кто и как прививал Вам художественный вкус? Есть ли люди, чье мнение для Вас важно?
– Художественный вкус прививали родители – оба очень хорошо образованные, с хорошим вкусом, много видевшие и много читавшие люди. За что я им очень благодарна.

Беседу вел Петр Сейбиль


 

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Социальная работа»
Новости