Парный танец

5 февраля 2013

Анна Тихомирова, победительница проекта «Большой балет» в номинации «Лучший дуэт»: «Сцена дает правдивость»

Анна Тихомирова накануне выхода на площадку «Большого балета»: «Я себе сказала: «Если это сделаю, то уже ничего не будет страшно в этой жизни». © Телеканал «Россия-Культура», Вадим Шульц
Солистам Большого театра Анне Тихомировой и Артему Овчаренко выступать вместе до проекта «Большой балет» еще не приходилось. Семейная пара Тихомирова-Овчаренко на театральной сцене танцует с другими партнерами, но программа телеканала «Культура», партнером которого является банк ВТБ, дал возможность двум близким людям поработать вместе. О том, как проходили съемки «Большого балета», выяснял корреспондент VTBrussia.ru Петр Сейбиль.

– Ваш партнер Артем Овчаренко рассказывал, что решил принять участие в «Большом балете» только ради вас.

– У Артема в тот момент было очень много работы, плюс травма, и ни о каких конкурсах не могло идти и речи. Это опасно! Но руководство театра нас попросило принять участие в проекте. Нам пришлось нелегко: новые спектакли, новые постановки. Около пяти-шести разных балетных постановок репетировали за месяц. Нужно было готовиться к проекту. Но думаю, что сейчас Тема абсолютно об этом не жалеет.

– А вы почему согласились?

– Мне интересно. Я выступала всего в одном конкурсе, в 2005 году. Понравилось! Хотелось продолжать дальше. Но так как много работы в театре, никуда не ездила. И когда рассказали, что есть такой проект, фестиваль, где можно попробовать себя в абсолютно разных амплуа, сразу загорелась. Нам предоставили выбор программы. Но были строгие критерии: хореография XX века, хореография XXI века. Конечно, хотелось попробовать то, что никогда не танцевала в театре. Поэтому я выбрала все самое сложное для себя.

– Вы выбрали. А Артем выбирал?

Анна Тихомирова и Артем Овчаренко стали лучшей парой проекта «Большой балет». © Телеканал «Россия-Культура», Вадим Шульц– Конечно, мы выбирали вместе, советовались. На самом деле нам очень много помогали. Я старалась показать нас как пару. Чтобы Тема открылся в совершенно других амплуа. В театре его позиционируют только как Принца. Он мало современной хореографии танцевал. Мой педагог Надежда Александровна Грачева сказала: «Аня, я Тему ни разу таким не видела!» И, правда, каким он был в танго, как раскрыл себя! Я видела, как он зажигается. Жалко, что было очень мало времени, просто все время бежали вперед.

– Узнали Артема с другой стороны?

– Я видела, как он работает с другими партнершами. Мне это нравилось. Артем — очень терпеливый и терпимый человек.

– А как вам эти номера?

– Каждый номер был открытием. Программа была очень разнообразной. Мы и предположить не могли, что она сформируется именно так. На канале «Культура», например, нам говорили: «К нам приехали современные хореографы. Если хотите, то у вас три дня, чтобы они вам что-то поставили». А так как параллельно шла основная работа, мы выбирались на репетиции ночами. Попросили Раду Поклитару, чтобы он дал свой номер станцевать. Номер получился самым успешным в этом проекте. А Дэвид Доусон — потрясающий зарубежный хореограф, приезжал сюда на несколько дней. Конечно, этого мало, но нам оказалось достаточно, чтобы проникнуться. Наверное, в тот момент мы были так сконцентрированы. Помню, как я себе сказала: «Если это сделаю, то уже ничего не будет страшно в этой жизни».

– И что, теперь ничего не страшно?

– Теперь по-другому подхожу к своим партиям.

– Близкие отношения — они, скорее, мешали или помогали работать?

«Когда ты смотришь спектакль, становится видно, какой человек в жизни»

– Многим парам это мешает, а нам — нет. Артем и в жизни, и на репетициях умеет уступать. Он терпимый человек, понимает, что в репетиционном процессе что-то может не получаться. И я стала более сдержанной: первые две репетиции было сложно, потом поняли, что нужно отпустить себя и почувствовать друг друга. Говорят, что на сцене человек раскрывается. Сцена дает правдивость. Когда хочешь схитрить или сфальшивить, это сразу видно. Когда ты смотришь спектакль, становится видно, какой человек в жизни. Мы любим друг друга, и на сцене это должно было раскрыться. Поэтому, наверное, и получилось, что в проекте нас очень хорошо приняли.

– Чем телепроект отличался от спектакля в театре?

– На съемках пришлось проводить целые дни: сначала грим, потом ждать выхода. В театре ты всегда знаешь, во сколько твоя музыка, за какое время нужно прийти. Приходишь, готовишься и выходишь на сцену. А тут нельзя было предугадать, сколько, например, будет говорить жюри. Говорили они после каждого выступления по полчаса. А нам нужно всегда быть «разогретыми». В общем, сложная была площадка. Все не как в театре. В метре жюри, а мы привыкли к «четвертой стене». На носу сидят люди. Видно было, как зрители реагируют, сложно абстрагироваться. Мы поняли, что нужно давать меньше эмоций. Одно дело, когда смотришь спектакль со второго яруса, видишь силуэт. А здесь все очень близко, чрезмерные эмоции могут помешать.

– А тут еще столько камер!

Анна Тихомирова: «Попросили Раду Поклитару, чтобы он дал свой номер станцевать». «Колыбельная» Раду Поклитару. © Телеканал «Россия-Культура», Вадим Шульц– Да, нас предупредили: «Сделайте маникюр, педикюр, чтобы все было красиво: видны будут малейшие детали». Чтобы пуанты были абсолютно чистыми, я перед каждым выходом зашивала и перешивала ленточки.

– Это был спектакль?

– Скорее гала-концерт. Мы показывали номера из разных спектаклей. Современных, довольно характерных. Ко мне по-прежнему подходят знакомые и незнакомые люди, говорят спасибо. Очень многие друзья, с которыми общалась еще до балета, соседи с дачи, звонят: «Вот, Анюта, мы тебя видели». Или пишут на фейсбуке, что им понравилось.

– Отвечаете?

– Стараюсь ответить всем. Я считаю, что если люди потратили время и написали, им нужно ответить. Я не сижу в Интернете, у меня, к сожалению, нет на это времени. Завела только фейсбук, потому что нужно списываться по работе, отправлять фотографии. Это очень удобно. А смотреть не успеваю.

– Помимо балета вообще на что-то время остается?

– Да, конечно! Я не отношусь к тем, кто живет только театром. Конечно, большую часть времени я отдаю работе. А на первом месте, конечно, семья. И я понимаю, что не смогу жить без общения. Мы часто ходим в караоке и в кино. Моя мама – певица, в караоке ходим вместе. Артему хорошо даются украинские песни, он же с Украины, знает язык. А еще люблю выйти погулять в лес, кормить белочек. Не могу просто сидеть часами в театре и погружаться в подготовку выступлений.

– Но для балерин это обычная практика еще с детства.

Анна Тихомирова и Артем Овчаренко в сцене из балета Chroma Уэйна Маккгрегора. Вдим Шульц. © Телеканал «Россия-Культура», Вадим Шульц– Я очень переживала по этому поводу, особенно в переходный возраст. Видела, что все вокруг гуляют, отдыхают, у них есть детство. А у меня, как тогда казалось, детства нет. В какой-то момент захотелось быть как все. Сейчас, я понимаю, хорошо, что я осталась в балете. Это мой путь, и его нужно преодолеть.

– Что вы любите больше всего в своей профессии?

– Больше всего люблю процесс подготовки к спектаклю. Мой педагог, Надежда Александровна Грачева, дает такой мощный посыл. Возникает энергия, появляются силы, задор. Она учит не только балетным па. Мы много разговариваем о том, как нужно раскрывать тот или иной образ. Стараюсь делать все с удовольствием, поэтому, наверное, и получается.

– А желание заниматься есть всегда?

– Ну, бывает, что спать хочется. Мы же уходим из театра в двенадцатом часу, а в десять надо быть уже в классе. Иногда хочется переночевать в театре. Раз в год две недели отдыха. Но пока мы молодые, организм помогает. Так что пока держимся.

– Удается общаться с кем-то кроме коллег?

«После спектакля, когда груз ответственности спадет, думаю: «Вот теперь уже можно и нормально потанцевать!»

– Конечно, у меня много друзей вне балета. Но общаться получается редко, друзья обижаются: «Почему вы пропали?!» А мы в театре, у нас новая премьера. Приходится оправдываться, людям не объяснишь, что есть у всех выходные – суббота и воскресенье, а у нас это рабочие дни. Но вот вчера к нам приезжали друзья – сидели до ночи, болтали.

– Дома балет обсуждаете?

– Дома стараемся о балете не говорить. Многие удивляются — наоборот, должны всем косточки перемывать. Но мы договорились обойтись без этого. Когда есть время, я готовлю. По праздникам пеку торты. А у Темы очень вкусно получается мясо. Стараемся жить обычной жизнью: если зацикливаться на театре, можно просто сойти с ума.

– Удается смотреть что-то в театре не профессиональным взглядом, а получать удовольствие?

– От балета – сложно. Когда приезжают другие труппы, сидишь и не можешь абстрагироваться – оцениваешь. Когда мы были на гастролях, дважды подряд сходили на Cirque du Soleil. Меня поразило – они делают не просто акробатические трюки, а настоящий спектакль. Иногда хочется на какой-то концерт сходить, но график работы очень сложный и покупать билеты заранее не могу. Только за два-три дня.

– А в Новый год — «Щелкунчики»?

Анна Тихомирова: «Мы любим друг друга, и на сцене это должно было раскрыться». © Телеканал «Россия-Культура», Вадим Шульц– Танцуем «Щелкунчика» 31-го утром и вечером. В одиннадцать я уже дома. Новый год встречаем с родителями – семейный праздник. Однажды только поехали после этого к друзьям. Но не могу сказать, что мне очень понравилось. Больше люблю просто выйти на улицу, гулять. В клубы можно сходить и так, без Нового года.

– Неужели танцевать?

– После спектакля, когда груз ответственности спадет, думаю: «Вот теперь уже можно и нормально потанцевать!» Иду в клуб и танцую в свое удовольствие. Так все делают. На гастролях особенно – после спектакля появляется такой драйв, который нужно выплеснуть. А вот до спектакля за несколько дней стараюсь себя ограничивать.

Медиагалерея (4 фото, 1 видео)

  • 02_302_687x450.jpg

    Анна Тихомирова накануне выхода на площадку «Большого балета»: «Я себе сказала: «Если это сделаю, то уже ничего не будет страшно в этой жизни». © Телеканал «Россия-Культура», Вадим Шульц

  • 03_953_687x450.jpg

    Анна Тихомирова: «Попросили Раду Поклитару, чтобы он дал свой номер станцевать». «Колыбельная» Раду Поклитару. © Телеканал «Россия-Культура», Вадим Шульц

  • 04_235_687x450.jpg

    Анна Тихомирова и Артем Овчаренко в сцене из балета Chroma Уэйна Маккгрегора. Вдим Шульц. © Телеканал «Россия-Культура», Вадим Шульц

  • 05_246_687x450.jpg

    Анна Тихомирова: «Мы любим друг друга, и на сцене это должно было раскрыться». © Телеканал «Россия-Культура», Вадим Шульц

  • Анна Тихомирова и Артем Овчаренко стали лучшей парой проекта «Большой балет». © Телеканал «Россия-Культура», Вадим Шульц

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости