Это по любви

21 декабря 2012

Артем Овчаренко, победитель проекта «Большой балет»: «Искусство – не спорт, и оно не должно оцениваться в баллах»

Артем Овчаренко, ведущий солист Большого театра, признается, что согласился принять участие в проекте «Большой балет» телеканала «Культура» только из-за любимого человека – балерины Анны Тихомировой. Телевидение подарило им возможность танцевать вместе, сделать то, что в театре до сих пор не удавалось. Итог – Гран-при в номинации «Лучшая балетная пара». В интервью корреспонденту VTBrussia.ru Петру Сейбилю Артем Овчаренко рассказал, как ему далась эта победа.

– Артем, почему вы согласились участвовать в проекте «Большой балет», несмотря на большую нагрузку в театре?

– Это действительно было непросто – множество премьер и спектаклей. Когда со мной заговорили о том, что есть такой проект, первое, что я ответил: «Мне интересно, но я не хочу выходить вообще неподготовленным». Если бы не близкий человек, с которым мы Артем Овчаренко: «Россия – большая страна, и этот проект позволяет увидеть балет людям, которые никогда не ходили в театр». ТК «Культура», Владимир Шульцучаствовали вместе, я бы не пошел на такой риск, на эти титанические усилия. Бессонные ночи, огромная работа. Режима не было вообще никакого. Мы просто работали. Иногда что-то делаешь и начинаешь задумываться: «Смогу или не смогу?» А тут времени подумать не было: просто делал. Я рад, что нам присудили приз, но шел я не за ним. Искусство – не спорт, и оно не должно оцениваться в баллах. Изначально мне говорили, что это фестиваль. Я понимал, что не каждый может за 10 000 рублей купить билет в партер Большого театра. Россия – большая страна, и этот проект позволяет увидеть балет людям, которые никогда не ходили в театр. Меня зацепило, что я смогу что-то дать людям, которые не увидят спектакль в Большом.

– Вы где-то сказали, что никогда не танцевали в театре с Анной Тихомировой вместе, а тут вы встали в пару. Как впечатления?

Артем Овчаренко: «Все члены жюри заметили, что мы исполняли номера в разной стилистике».  ТК «Культура», Владимир Шульц

– Я замечал, что, когда начинают танцевать пары, которые живут много лет вместе, они начинают ссориться. У нас с Аней ссор не было. Полное взаимопонимание и еще одна проверка отношений. Прежде всего, я увидел, какая она в танце, какая на сцене, как мы чувствуем друг друга и вместе понимаем то, что делаем общее дело, общий танец. А они были все разными. Мы сильно рисковали, потому что танцевали на проекте номера, которые никогда не танцевали в театре. В то же время лично я не хочу быть просто танцовщиком: хочется быть артистом, развиваться, бросаться с головой в омут и раскрывать какие-то творческие грани, проверять себя. Это очень интересно! Нельзя идти против своей природы, но природу нужно развивать, направлять ее, идти постепенно по правильному пути. Это непросто, но никто не сказал, что то, что мы танцевали, было неправильно. Все члены жюри заметили, что мы исполняли номера в разной стилистике. «Ромео» Лавровского, «Хрома» Макгрегора, «Весенние воды», танго, номер Раду Поклитару. Все это было отрепетировано за считанные дни, ведь программа была снята за неделю.

– Сложно столько разных номеров удержать в голове?

«У нас с Аней ссор не было. Полное взаимопонимание и еще одна проверка отношений».

– Я вот что заметил: ты приходишь в театр, знаешь, какой там будет репертуар, и смотришь афишу, которая висит в канцелярии. Там написано: «Артем Овчаренко танцует «Спящую красавицу» такого-то числа», и у тебя есть месяц, чтобы подготовиться. И вот этот месяц ты постепенно растягиваешь, чтобы сделать этот спектакль, никуда не спешишь. Здесь ты ограничен во времени и понимаешь, что номера нужно готовить очень быстро, буквально срочно. Весь опыт, вся концентрация, все, что прожил на сцене, – все собирается сразу в кучу. А потом думаешь: «Почему же я не работал так раньше, почему не концентрировался, не был так собран, как на этом проекте?» Конечно, ты не можешь каждый раз в восемь утра быть на «Мосфильме», утром репетировать один номер, днем – другой, а третий танцевать вечером. Это очень сложно. Все хореографические, танцевальные моменты, костюмы, пожелания хореографа, педагога, партнерши – это все нужно запомнить! Каждый раз ощущение, что ты сдаешь диплом. Каждый раз должен не просто удивить, но каждым номером рассказать историю, чтобы она была интересна людям и они поняли, что ты проживаешь. Правда и вера – неотъемлемы. За эти шесть дней нужно было верить в то, что ты делаешь сам, в то, что не сломлен, в то, что все получается.

Артем Овчаренко в роли Курбского берет царские высоты на сцене Большого театра в балете «Иван Грозный».  РИА Новости, Владимир Федоренко– Но это стоило того?

– Да! Прежде всего, я получил новый опыт концентрации. Кроме того, все артисты, которые участвовали в «Большом балете», были как дружная команда. Никто не ссорился, все подсказывали, все шли навстречу и понимали, как все непросто. Я рад, что телеканал «Культура» создал проект. Я бы хотел, чтобы это был старт, первый кирпич в фундаменте других проектов.

– А соревновательность присутствовала?

– Может быть, кто-то с кем-то и соревновался. Я – нет. Мне было интересно, кто как танцует. Дело в том, что в балетном искусстве сложно соревноваться. Да и не стоит этого делать. Это не спорт.

– Вы танцуете ведущие партии в Большом театре, теперь приняли участие в телевизионном проекте. А что еще вы хотели бы попробовать?

– Я люблю драматический театр, люблю кино. Сейчас есть предложения сниматься в кино. Но я не знаю пока, как это совместить, ведь мне каждый день нужно приходить в театр. Каждый день – станок и репетиция, чтобы поддерживать физическую форму. Я понимаю, что если сейчас займусь чем-то другим, это будет отвлекать меня от балета. Разве что это будет отпуск. Хотя много лет уже не было такого отпуска, чтобы я мог уехать и забыться.

– Как вы отдыхаете?

«В балетном искусстве сложно соревноваться. Да и не стоит этого делать. Это не спорт».

– Стараюсь выехать к морю. Я родился в Украине, для меня море — это что-то такое, что должно быть всегда рядом. Съездить на Азовское море, как съездить на речку – сел в машину, три-четыре часа, и ты там. До Черного чуть дальше. Последние два года мы с друзьями отдыхали во Франции: Средиземное море тоже красивое. Не знаю, правильно или нет, но я заметил, что если отпуск провожу у моря, то зимой не болею. Море мне необходимо.

Церемония награждения: Артем Овчаренко и Анна Тихомирова названы лучшей парой проекта «Большой балет».  ТК «Культура», Владимир Шульц– А зимой, в Новый год – самая работа?

– Да, начинаются «Щелкунчики», чуть ли не каждый день утром и вечером. Восемнадцать «Щелкунчиков». Но надо танцевать, пока молод. Балет – искусство молодых. Потом будешь ездить на моря, сколько хочется. А сейчас я люблю сцену, мне нравится, что происходят премьеры, новые спектакли, постоянно, как мы говорим, «заряжен» в обойме. Не хочу потом жалеть, что где-то что-то не станцевал, не полностью выложился или схалтурил. Я буду знать, что делал максимально все, что мог.

Медиагалерея (5 фото)

  • 01

    Артем Овчаренко и Анна Тихомирова: лучшая балетная пара «Большого балета» и самая красивая пара Большого театра. ТК «Культура», Владимир Шульц

  • 02

    Артем Овчаренко: «Россия – большая страна, и этот проект позволяет увидеть балет людям, которые никогда не ходили в театр».  ТК «Культура», Владимир Шульц

  • 03

    Артем Овчаренко: «Все члены жюри заметили, что мы исполняли номера в разной стилистике».  ТК «Культура», Владимир Шульц

  • 04

    Церемония награждения: Артем Овчаренко и Анна Тихомирова названы лучшей парой проекта «Большой балет».  ТК «Культура», Владимир Шульц

  • 05

    Артем Овчаренко в роли Курбского берет царские высоты на сцене Большого театра в балете «Иван Грозный».  РИА Новости, Владимир Федоренко

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости