Владислав Флярковский - ведущий новостей телеканала «Культура»

Человеческая интонация

8 октября 2012

Владислав Флярковский, ведущий новостей телеканала «Культура»: «Тянуть к культуре? Я не верю в такую возможность»

Владислав Флярковский: «Задача в том, чтобы возвращать человеку человеческое». © Пресс-служба ВТБ. Леонид СитникФестиваль «Живое слово», прошедший 27–28 сентября в пушкинском Болдино при поддержке ВТБ, – это не просто дань памяти великому поэту. Это прежде всего возможность для начинающих журналистов получить совет из уст признанных мастеров слова. Мастер-класс Владислава Флярковского, ведущего программы «Новости культуры» на телеканале «Культура», проходил в довольно жестких тонах. Молодым документалистам и телерепортерам досталось на орехи. Самолюбия молодых творцов Владислав Флярковский не щадил. Но по лицам начинающих телевизионщиков было видно, что это тот самый разговор, которого они жаждут: подробный, профессиональный и безжалостный разбор их работ. Сразу после преподанного молодежи урока все еще разгоряченный Владислав Флярковский любезно согласился ответить на вопросы корреспондента VTBrussia.ru.

– Владислав Пьерович, показалось, что уж слишком вы были суровы к молодежи…

Владислав Флярковский: «Многие думают, что нескучно только там, где резиновые пули летают». © Пресс-служба ВТБ. Леонид Ситник– То, что я привередливый, – это, пожалуй, верно. Но я привередлив в пределах разумного, в пределах моих представлений о профессии, которые у меня складывались годами. И я действительно довольно ревностно отношусь к тому, что делают другие, работающие со мной в моей профессии. Если просят дать оценку – делаю это, с удовольствием, но и с пристрастием.

– При таком подходе сколько же процентов эфира телеканала «Культура», вы считаете, снято безупречно, а сколько – нет?

– Что-то могло бы быть и лучше. Сколько – никто не считал, а безупречного неизмеримо больше!

– Каким образом после бурной телевизионной молодости вы оказались на телеканале «Культура»? Не было ли это попыткой сохранить независимость в новых условиях?

– Что значит «новые условия»? Что значит «сохранить независимость»? Поди разберись. Предлагаю оставить эти слова в кавычках и признать, что история моего перехода очень простая. Ничего драматического, ничего романтического – абсолютно производственная история. Мой переход – это результат поиска того места, где я мог быть наиболее эффективным, наиболее уместным со своими данными, профессиональными и человеческими. В 2001-м председатель ВГТРК Олег Добродеев, в команде которого за десять лет до того я строил «Вести», сделал мне несколько предложений, одним из которых были новости на телеканале «Культура». Он всегда умел расставлять людей, определенно он тоже понимал, где именно я сгожусь наилучшим образом в тех самых «новых условиях». Вполне служебная история.

«Многие думают, что нескучно только там, где резиновые пули летают.»

– Не скучно ли вам после всего, через что довелось пройти, работая тележурналистом? Ведь вы работали в такой горячей точке, как Ближний Восток.

– Многие думают, что нескучно только там, где резиновые пули летают. Они, кстати, на самом деле – стальные шарики в резиновой оболочке. Действительно, там было очень нескучно. Реально нескучно следить за тем, как вековые противники пытаются помириться, и при этом регулярно демонстрировать леденящую кровь картину расправы одних над другими. Но, представьте себе, даже там, на Ближнем Востоке, я без труда находил события культурной жизни, и не только на «русской улице», а как раз преимущественно на еврейской и арабской. И это всегда вызывало сильные эмоции и давало массу новой информации о людях и явлениях. Это не может быть скучно! И именно из этого целиком состоит моя нынешняя телевизионная жизнь. Новости вообще – вещица на телевидении самая нескучная. Особенно в том, как они делаются, – мы ведь с вами об этом говорим? Это подтверждают мой личный опыт и наблюдения и в легендарной «Молодежке» ЦТ СССР, и в программе «Время» накануне развала империи, и в родной программе «Вести», и в течение года на украинском ТВ, куда меня завлек Дмитрий Киселев.

– И что же это такое – делать новости на телеканале «Культура»?

Владислав Флярковский: «То, что я привередливый, – это, пожалуй, верно. Но я привередлив в пределах разумного». © Пресс-служба ВТБ. Леонид Ситник– Это дело невероятно увлекательное. Хотя события культурной жизни имеют свойство плыть прямо в руки, они почти всегда планируются заранее. Запланированные новости – это парадоксально, почти абсурдно, скучно. Но это свойство диктует необходимость узнавать больше, чем то, что лежит на поверхности, не сливки снимать, а проныривать к самому донышку. Пронырливый журналист (то есть хороший журналист) всегда будет искать и найдет ответы на вопросы «А что к этому привело?», «А кто за этим стоит?», «А какие возможны последствия?». Приведу пример. Готовится к открытию выставка, хорошая выставка хорошего автора. Но задолго до того, как порог зала переступил зритель, наш репортер знакомится с ее содержанием, и у него возникает подозрение, что в экспозиции много предосудительного и даже провокационного. Он интервьюирует авторитетных, очень известных критиков, но те дают высочайшую оценку произведениям, которые невероятно актуальны и к тому же наполнены глубоким смыслом. А другие знакомые с творчеством автора эксперты сомневаются в художественном качестве работ и поносят их на чем свет стоит. Репортер при этом обнаруживает группировку, которая готовится учинить погром в день открытия выставки, поскольку представленное на ней оскорбит их самые святые чувства. Заканчивается история столпотворением с участием ОМОНа в день вернисажа. К сожалению, нечасто так получается.

– Вы на телеканале «Культура» работаете для людей, которые интересуются культурой, или для людей, которые нуждаются в культуре, но совсем в другом смысле, которых надо тянуть к культуре. Это же кардинально разные вещи?

«Пушкин – великая тема, вампиры – грандиозная тема. Их встреча могла бы иметь преинтереснейший ракурс.»

– Тянуть к культуре? Я не верю в такую возможность. Если изъять из продажи мясо и заполнить магазины овощами, люди не превратятся в вегетарианцев, народ просто взбунтуется. Лучше позаботиться о том, чтобы вся пища была качественной. Продукт «Культуры» – высококачественный. Для кого он предназначен? Наверное, для людей мыслящих. Не праздных. Тех, кто что-то пережил. Кое в чем разбирается. Устал. Смотрит и слушает таких, как я и мои коллеги, чтобы не начать ненавидеть всех вокруг.

– Значит, задача пропаганды достижений культуры, как это было в советские времена, перед вами не стоит?

– Пропаганда – грубое орудие узурпаторов, у которых, как правило, извращенное представление о том, что в культуре следует признавать достижением. Я всегда считал, что задача телевидения, подобного нашему, нашей «Культуре», в том, чтобы возвращать человеку человеческое, избавлять его от всего наносного, лживого, превратного, нажитого на столбовой дороге цивилизации случайным образом, от налипших на подошвы сомнительных ценностей. Жизнь будет становиться лучше или хуже, жестче или мягче, ярче или тусклее – телеканал «Культура» будет напоминать людям о том, что есть природная человеческая интонация жизни, что человек человеку не враг, что человек не только разрушает, но и создает, что человек всегда умел сделать красиво, и прочее, прочее.

Владислав Флярковский: «Мы работаем для тех, кто устал, кто слушает таких, как я и мои коллеги, чтобы не начать ненавидеть всех вокруг». © Пресс-служба ВТБ. Леонид Ситник– Может, телеэкран – не совсем подходящее место для элитарного канала? Среди интеллектуалов модно заявлять: «Я не смотрю телевизор!» Телевидение зачастую воспринимается как средство промывания мозгов. И вдруг – «Культура». Здесь есть некоторое противоречие.

– Не вижу противоречий. И какие резоны не смотреть наш телеканал? «Культура» не пугает, ни к чему не принуждает, не вызывает отвращения ни в целом, ни фрагментарно. Канал сделан так, что человек, переключившись на него, сознательно или случайно, ловит ту самую свойственную ему, как существу одушевленному, интонацию, и остается с ним. Кто-то не остается. Но что мы еще можем сделать?

– Существует ли для вас такое понятие, как контркультура? Я имею в виду не сериалы, с этим все ясно, а некие явления, которые проводятся как проявления культуры. К примеру, всякие перформансы, включая обмазывание художников себя в голом виде каким-то вещами и прочее.

– Обмазанный художник – это не контркультура, это способ высказывания, той или иной степени художественности. То есть это явление культуры, которое заслуживает не менее серьезного изучения, чем творчество Кандинского или Гергиева. Стоит потрудиться, а не фыркать и отмахиваться.

– Предположим, появляется фильм на потребу современным вкусам: «Пушкин – охотник на вампиров», – с чтением стихов и кроваво-эротическими сценами в духе жанра. Это культура?

– Ну а как же? Пушкин – великая тема, вампиры – грандиозная тема. Их встреча могла бы иметь преинтереснейший ракурс. И такой фильм может стать ярким явлением культуры, но только при одном условии – если делать его будут талантливые люди, которые блестяще знают Пушкина и глубоко разбираются в вампиризме.

Владислав Флярковский: «Пушкин – великая тема, вампиры – грандиозная тема. Их встреча могла бы иметь преинтереснейший ракурс». © Пресс-служба ВТБ. Леонид Ситник– В 90-е годы многим казалось, что русский язык захлебнется от хлынувшего в него с бурлящих улиц «живого слова». Вот и на этом фестивале прозвучал доклад о том, что с осени 2011 года началось что-то неладное. Вы чувствуете, что с русским языком что-то происходит?

– Это речь шла об «оккупай Абай» и прочих новых поступлениях в язык. Так и что? С русской словесностью все время что-нибудь происходит, и Пушкин, между прочим, писал: «Словесность русская больна. Лежит в истерике она И бредит языком мечтаний». Вот, кстати, именно это я, пожалуй, и прочту завтра с крыльца болдинской усадьбы, – здесь, на фестивале, это обязательно. А сам-то Пушкин что совершил? Взял да и развернул русскую словесность в новом направлении. Вот таких Пушкиных сегодня нет. Только об этом стоит глубоко сожалеть. А печалиться над тем, что словечки новые в язык заползают или ударения в словах перемещаются, смешно и глупо.

– Последний вопрос: на события конца 80-х годов вы вместе с Листьевым, Любимовым, Политковским и другими создателями «Взгляда» оказали, быть может, большее влияние, чем тогдашние члены Политбюро. Ваши взгляды со времен «Взгляда» изменились? Ведь многое пошло не так, как хотелось? Не ощущаете себя слепым орудием истории?

– Вы превозносите нас в наших собственных глазах, допуская, что мы – ОРУДИЕ ИСТОРИИ! Предпочитаю быть поскромнее. И потом, что значит «многое пошло не так»? Все пошло не так хорошо, как хотелось бы, но не так плохо, как могло бы быть. Эту формулу на все случаи жизни подсказал мне писатель Александр Кабаков. 25 лет назад программа «Взгляд» вышла в эфир, потому что Политбюро дало добро, Александр Николаевич Яковлев персонально, а у нас в то время обострилось желание перестать делать казенное телевидение, морочить людям голову. Было ощущение того, что мы точно не лишние и не делаем ничего дурного – такое ощущение и осталось, у меня, по крайней мере. И простите, люди добрые, ежели что не так… 


Медиагалерея (5 фото, 1 видео)

  • 01_Intonatsiya_DSC0562_687x450.jpg

    Владислав Флярковский: «Задача в том, чтобы возвращать человеку человеческое». © Пресс-служба ВТБ. Леонид Ситник

  • 02_Intonatsiya_DSC0637_687x450.jpg

    Владислав Флярковский: «Многие думают, что нескучно только там, где резиновые пули летают». © Пресс-служба ВТБ. Леонид Ситник

  • 03_Intonatsiya_DSC0587_687x450.jpg

    Владислав Флярковский: «То, что я привередливый, – это, пожалуй, верно. Но я привередлив в пределах разумного». © Пресс-служба ВТБ. Леонид Ситник

  • 04_Intonatsiya_DSC0620_687x450.jpg

    Владислав Флярковский: «Пушкин – великая тема, вампиры – грандиозная тема. Их встреча могла бы иметь преинтереснейший ракурс». © Пресс-служба ВТБ. Леонид Ситник

  • 05_Intonatsiya_DSC0579_687x450.jpg

    Владислав Флярковский: «Мы работаем для тех, кто устал, кто слушает таких, как я и мои коллеги, чтобы не начать ненавидеть всех вокруг». © Пресс-служба ВТБ. Леонид Ситник

  • Видео: как делают «Новости культуры»

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости