Романсы о финансах

18 октября 2012

Максим Леонидов: «Двадцатые годы – яркое и разнузданное время»

Максим Леонидов в «Растратчиках» выступает в качестве исполнителя главной роли, автора музыки и помощника режиссера. © Пресс-служба Театра мюзиклаПремьера мюзикла «Растратчики» по повести Валентина Катаева состоится 16 ноября на сцене московского Театра мюзикла при поддержке ВТБ. Это история о любви, риске и финансовых интригах времен НЭПа. Максим Леонидов – один из создателей спектакля, автор музыки и исполнитель главной роли – встретился с корреспондентом VTBrussia.ru после очередной репетиции.

– Максим, как родилась идея мюзикла и как вы вошли в этот проект?

– Идея принадлежит моему соавтору, режиссеру-постановщику Александру Шаврину, заслуженному артисту России, артисту Театра Маяковского. В театре Et Cetera он посмотрел спектакль «Продюсеры», где я играю Макса Бялостока, и ему пришла в голову благодатная мысль сделать что-то на почве отечественной литературы. Мы начали искать, и Саша набрел на повесть Катаева «Растратчики». По этой же повести в 1927 году Катаев написал короткую пьесу, которая шла во МХАТе в постановке Николая Горчакова. Потом НЭП упразднили, пьесу сняли, и она была забыта на многие годы. Собственно говоря, мы взяли за основу и повесть, и пьесу. Что-то прибавляли от себя, что-то меняли, и в итоге получилась вот такая история. Автором либретто и стихов стал Александр Шаврин.

– Вы писали музыку под уже готовые стихи?

Максим Леонидов ставит одну из сцен мюзикла. Удивительно наблюдать, как из хаоса рождается действо. © Евгений Лавров (tesey.livejournal)– По-разному. Иногда я писал сначала музыку, а Саша стихи на готовый музыкальный размер. Иногда я получал от него стихотворение, а появлялась музыка.

– Вы ведь задействованы в постановке не только как актер и композитор?

– Мы стараемся друг другу помогать, потому что это наш первый опыт постановки музыкального спектакля. Конечно, опыта большого нет. Я не режиссер, но как автор проекта время от времени вмешиваюсь в постановочный процесс.

– Что самое главное в мюзикле?

«В 1927 году Катаев написал короткую пьесу, которая шла во МХАТе в постановке Станиславского.»

– Все: и музыка, и стихи, и хореография. Это синтетическое искусство. Плохо, если что-то хромает. На мой взгляд, важны и драматургия, и режиссура, и актерский разбор: исполнителям необходимо понимать, что происходит между людьми. Иначе получается, что они просто произносят текст по очереди, а потом поют. Это неинтересно.

– Рассчитываете ли вы, что какие-то музыкальные номера «Растратчиков» могут стать хитами?

Максим Леонидов показывает, как играть девицу легкого поведения. © Евгений Лавров (tesey.livejournal)– Трудно рассчитывать на такое, потому что все они привязаны к драматургии и сюжету. Но я надеюсь, я практически уверен, что, уходя из зала, люди будут напевать какие-то темы из этого мюзикла. В спектакле примерно двадцать музыкальных номеров, самостоятельных около шестнадцати, ведь у каждого героя есть лейтмотив, который повторяется иногда из номера в номер.

– Когда вы работали над музыкой в стиле двадцатых годов, как вы погружались в это время: смотрели фильмы, читали книги?

– Во-первых, есть музыка из фильмов, которую мы знаем с детства, музыка Дунаевского, Прокофьева, Шостаковича. Этот советский симфонизм должен был здесь присутствовать. И потом в мюзикле много «жанра», который не требует погружения: цыганские песни, солдатские, городской романс и так далее.

«Может быть, я не гениальный актер, но обученный – ремеслом владею.»

– Как вам кажется, откуда вдруг взялся такой интерес к двадцатым годам? Практически одновременно вышли фильмы «Артист», «Полночь в Париже» Вуди Аллена. Это симптом или совпадение?

– Думаю, это совпадение. Мы делали спектакль, потому что нашли повесть. Специально никто к этому не стремился. Время было яркое и разнузданное. Страна жила вразнос. Новая экономическая политика вытащила очень многое, что было почти задавлено и спрятано. И повылезало это в уродливом виде, гипертрофированном. Поэтому период жирный и сочный, так и тянет делать по нему мюзиклы.

– Вы пишете музыку, стихи, играете в театре и кино. А что доставляет удовольствие больше всего?

Александр Шаврин – автор идеи, стихов и режиссер-постановщик «Растратчиков». На мысль об этом мюзикле его навела игра Максима Леонидова. © Евгений Лавров (tesey.livejournal)– Я всегда старался делать то, что мне интересно, и всему этому учился у хороших учителей. Музыкальное, актерское образование... Может быть, я не гениальный актер, но обученный – ремеслом владею. А это очень важно, порой даже важнее, чем талант. О таланте пусть зрители рассуждают. А меня научили, «как». И с музыкой, и с театром. И поскольку я знаю, «как», мне интересно работать в этом ключе и помогать тем, кто не очень знает. А делить себя на Леонидова – автора текстов, автора музыки или исполнителя в мюзиклах я бы не стал, потому что это все один человек. Писать мюзикл было интересно: это шаг за рамки того, что делал раньше. Когда ты пишешь песни, то сам себя вгоняешь в некий стандарт, из которого потом сложно выйти. У людей при этом складывается ошибочное мнение, что Леонидов – это «Привет, сегодня дождь и скверно» или «Девочка-видение». Это они слышали по радио, а ведь есть очень много песен, которые на радио не попадают. Не потому, что они хуже, а потому, что они не являются радиоформатом. Когда ты пишешь крупную форму, да еще про такое интересное время, появляется возможность «похулиганить».

– Вы живете в Петербурге, а репетиции проходят в Москве. Как справляетесь с постоянными переездами?

Максим Леонидов показывает, как играть метрдотеля. Среди персонажей «Растратчиков» банкиры, бандиты, солдаты, цыгане, мужики и даже булочник, похожий на Николая Второго. © Пресс-служба Театра мюзикла– Тяжело, сильно выматывает. У нас с супругой Александрой двое детей – 4 и 8 лет. Особенно переживает старшая дочь Маша. Она первый раз надолго осталась без родителей с бабушкой и дедушкой. А мама с папой приезжают как будто в гости. Конечно, это тяжело. Но что поделать, если условия для работы есть в Москве, а условия для жизни – в Петербурге.

– Поездки, напряженный график жизни. Вы каким-то видом спорта занимаетесь?

– Спортом не увлекаюсь, ни за кого не болею. Занимаюсь тем, что называется «общая физическая подготовка». Конечно, Москва на три месяца выбила меня из спорта, и сейчас ограничиваюсь какими-то отжиманиями и подтягиваниями. Стараюсь хотя бы раз в неделю посещать йогу, растягивать свои уже не очень молодые мышцы и кости.

– Йога – это только физические упражнения или психологические практики?

– Сначала нужно разобраться с телом. Что касается души, знание придет само, если с телом разбираться правильно. Или не придет.  


Медиагалерея (5 фото)

  • 01_Rastratchiky_687x450.jpg

    Максим Леонидов в «Растратчиках» выступает в качестве исполнителя главной роли, автора музыки и помощника режиссера. © Пресс-служба Театра мюзикла

  • 02_Rastratchiky_687x450.jpg

    Максим Леонидов ставит одну из сцен мюзикла. Удивительно наблюдать, как из хаоса рождается действо. © Евгений Лавров (tesey.livejournal)

  • 03_Rastratchiky_687x450.jpg

    Максим Леонидов показывает, как играть девицу легкого поведения. © Евгений Лавров (tesey.livejournal)

  • 04_Rastratchiky_687x450.jpg

    Александр Шаврин – автор идеи, стихов и режиссер-постановщик «Растратчиков». На мысль об этом мюзикле его навела игра Максима Леонидова. © Евгений Лавров (tesey.livejournal)

  • 05_Rastratchiky_687x450.jpg

    Максим Леонидов показывает, как играть метрдотеля. Среди персонажей «Растратчиков» банкиры, бандиты, солдаты, цыгане, мужики и даже булочник, похожий на Николая Второго. © Пресс-служба Театра мюзикла

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости