Светлая печаль, коды Пушкина, или Годы проходят, чтобы остаться в памяти навсегда

29 декабря 2012

В канун Нового года хочется вспомнить светлые мгновения, которыми нас одарили экран, сцена и выставочный зал

Уходящий год порадовал нас множеством запоминающихся событий в культурной жизни России. Банк ВТБ имеет самое непосредственное отношение ко многим из них. Без поддержки ВТБ они вряд ли бы осуществились и были бы столь яркими.

1. Мастер и Мастерская

Мастер ушел, но его театр остался. Сцена из спектакля «Театральный романно» – последней постановки Петра Фоменко. © Пресс-служба театра «Мастерская Петра Фоменко»Вспоминая все самое светлое, как ни странно, начать придется с печального. В год своего юбилея – 80 лет, и в год 20-летия созданного им театра – «Мастерская Петра Фоменко», ушел из жизни Петр Наумович Фоменко. Человек, известный миру последние 20 лет как Фома, создатель удивительного чуда – фоменок. 20 лет назад критик Наталья Крымова, отсмотрев спектакли фоменковского выпускного курса ГИТИСа, поражалась, как «Петр Фоменко, не пользовавшийся репутацией доброго художника и мягкого человека, не вдруг, не в одночасье, но за пять лет вырастил рядом с собой компанию молодых, которые объединены, в частности, отсутствием агрессии. Кому-то это покажется свойством несовременным, так сказать, не способствующим выживанию. Действительно, можно ли с таким характером, с таким мирным укладом выжить в обстановке, где вот-вот что-то взорвется, лопнет, грохнет и кончится?».

Как маг и чародей Возрождения, Петр Наумович почти все успел. Он создал театр, построил для него новое здание, воспитал множество актеров и режиссеров, подготовил преемника на посту руководителя театра, – режиссера Евгений Каменьковича.

«Некоторые идеи Фоменко, даже неразработанные им, мы сделаем обязательно, – обещает Евгений. – Мы дали себе слово. Он на каждом сборе труппы упоминал такое количество названий произведений, что никто не понимал, как это воспринимать. Потому что это не то что невозможно поставить за один сезон, за сто лет нельзя поставить. А он упорно называл. Я все гадал: какую цель при этом преследует Петр Наумович? Чтобы все прочитали и расширили свой кругозор? Или еще для чего-то? Но поскольку Петр Наумович, несмотря на близость к нему, неразгаданная загадка, невозможно ответить на этот вопрос».

Быть может, таким образом Мастер пытался передать ученикам свое творческое завещание? В общем, Фоменко нет, фоменки остаются!

2. Операция «Годунов»

Царь Борис в шапке Мономаха попирает ногой поверженный герб СССР – интерпретация пушкинской трагедии английским оперным режиссером Грэмом Виком. Партию Бориса Годунова исполняет Евгений Никитин. © РИА Новости, Алексей ДаничевСвои последние репетиции Петр Наумович Фоменко проводил, разбирая пушкинского «Бориса Годунова». Фоменко неоднократно возвращался к «Годунову», разбирал пушкинские коды с упорством археолога, который ищет библиотеку Ивана Грозного. Это вопрос культурной телепатии или просто вызов времени, но весной 2012 года в Мариинском театре знаменитый английский режиссер Грэм Вик по приглашению и под руководством Валерия Гергиева поставил оперу «Борис Годунов», перенеся действие из XVI века в современную Россию. Как объяснил исполнитель партии Бориса Годунова, бас-баритон Мариинского театра Евгений Никитин: «Грэм Вик не соврал ни на йоту, как мне показалось. Современные концепции – не редкость в сегодняшней действительности. А это не просто осовременивание, это попытка перекинуть мостик отсюда туда, осмыслить, что изменилось, что не изменилось, подумать о себе, о своей родине. Такие попытки уже были, но эта, как мне кажется, довольно успешная».

Впрочем, по мнению режиссера Владимира Мирзоева, снявшего фильм «Борис Годунов» с действием в современных реалиях, массовый интерес художников к пушкинскому «Годунову» очевиден: «Как только в России начинают происходить тектонические сдвиги, пьеса Пушкина просится в работу, хочет воплотиться. Видимо, у Пушкина закодировано нечто, способное прояснить туман, очертить место разлома. Что-то в «Годунове» позволяет заглянуть внутрь истории и увидеть, как в этой цивилизационной бездне устроены более ранние слои». Похоже, сегодня все-таки «Борис Годунов», а не «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни.

3. Танцуют все!

Вознесение царицы Анастасии. Сцена из балета «Иван Грозный». В роли Анастасии – Анна Никулина, в роли царя – Павел Дмитриченко. © РИА Новости, Владимир ФедоренкоБольшой театр восстановил балет Юрия Григоровича (отметившего в январе 2012 года свой 85-летний юбилей) «Иван Грозный». Балет, признанный в год премьеры событием общесоюзного масштаба, и в 2012 году вызвал резонансную реакцию. Впервые в балете танцевала историческая личность – царь Иван Грозный. Впервые в драмбалете либретто не опиралось на известную литературную основу, а самостоятельно по ходу развития спектакля создавало стройную многоплановую историю. Многоплановостью хореография балета была во многом обязана художнику Симону Вирсаладзе, оформлявшему все постановки хореографа в Большом. Балет имел такой успех, что его постановку немедленно затребовала Парижская опера. Кстати, именно благодаря французской постановке, созданной точь-в-точь как в Большом, удалось осуществить восстановление «Ивана Грозного» в этом сезоне. Мастерские Большого театра не успевали восстановить все костюмы, и тогда на выручку пришла Брижит Лефевр, легендарная директриса балета Парижской оперы, сделав исключительный жест ради Григоровича и Большого балета. По ее поручению в Москву привезли костюмы из хранилища Парижской оперы. Вот как рассказала об этом госпожа Лефевр: «Я сама пошла в ателье Бертье посмотреть, что осталось от костюмов. Почти все костюмы этого балета сохранились, к тому же у нас была возможность сделать точные копии, ведь некоторые были повреждены. Конечно, время идет вперед, и мы могли бы поменять ткани на более современные, лучше приспособленные для танца. Но мы решили сохранить максимальное правдоподобие, как можно более точно соответствовать авторскому решению».

4. Войны и миры Михаила Нестерова

Автопортрет Михаила Нестерова. Во всех жанрах, при всех режимах, на всех работах у Нестерова главное – вертикаль. © РИА Новости, А. СвердловВ честь 150-летнего юбилея живописца Михаила Нестерова в корпусе Бенуа в Русском музее прошла ретроспектива работ мастера, волей судеб обреченного жить на стыке веков, на стыке царской России и СССР, на стыке миров, православного и социалистического. О том, как художнику можно выжить, сохранив творческое и человеческое достоинство, рассуждали зрители и эксперты Русского музея. Так, заведующий отделом живописи II половины XIX – начала XXI века Государственного Русского музея Владимир Леняшин считает, что Нестеров – трагический художник. «Художник Нестеров прожил несколько жизней, был человеком земным, физиологически страстным. Он нес в себе некое многогорбие, был как будто внутренне раздвоен. Будто бы в нем встретились земля и небо. А у таких людей всегда больше проблем. Так было и до революции, и после. Не то чтобы пришли большевики... и началось. Да, Нестеров прятал картины, передатировал работы. Мол, раньше заблуждался: до 1917 года ведь можно было. На самом деле проблемы в себе. В советское время в нем произошел фантастический перелом. С портретами Нестеров – другой человек. Что там периоды Пикассо по сравнению с нестеровскими стилистическими сдвигами!»

5. Ода к радости Константина Коровина

200 тысяч человек посетили выставку Константина Коровина в Третьяковской галерее. ©РИА Новости, Дмитрий КоробейниковПока в Санкт-Петербурге чествовали академиста Нестерова, Третьяковская галерея в выставочном зале на Крымском Валу спела любовную оду русскому импрессионисту, поистине московскому художнику Константину Коровину. Выставка охватила три ипостаси творчества художника: станковую живопись, его театральные работы и монументальную живопись (среди работ художника фризы и панно, написанные по заказу Саввы Мамонтова для оформления Ярославского вокзала и русского павильона на Всемирной ярмарке в Париже и для павильона Севера ярмарки в Нижнем Новгороде).

Москвичи приняли коровинскую выставку с восторгом – за несколько месяцев весны и лета ее успели посетить 200 тысяч зрителей. По мнению куратора выставки Ольги Атрощенко, не любить Коровина невозможно: «Помните, у Михаила Нестерова: «Костенька умел всех в себя влюблять». У него такая же живопись – ее нельзя не любить. Сразу попадаешь под обаяние его особой пластики, цвета, света. От его картин исходит позитивная энергетика. В пространстве коровинских произведений человек попадает в совершенно обжитой, ласковый мир, где не может чувствовать себя некомфортно. Поэтому Серов и назвал его мазок «ласковым». Москвичи больше 50 лет ждали такую обширную экспозицию своего любимого, самого московского, эмоционального и жизнерадостного художника.

6. Лекарство от тоски

Телеконкурс «Большой балет» стал одним их самых ярких начинаний телеканала «Россия-Культура» в этом году © Телеканал «Россия-Культура»Телеканал «Культура», уникальный проект российского телевидения, отметил 15-летие. В своем юбилейном интервью главный редактор канала Сергей Шумаков объяснил феномен «Культуры»: «В «большом телевидении» существует понятие форматности. Это жесткая и саморегулируемая машина. Люди мыслят форматно. Они примерно одинаково думают, любят и воспринимают одни и те же вещи и таким образом форматируют сами себя. Формат «Культуры» как в зазеркалье – в обратную сторону. Это значит, что очень важно найти в каждом зрителе его индивидуальный культурный запрос. Так, если вы живете в эпоху бесконечной мистификации и мистики, падения рационального знания, то, естественно, у вас будет потребность увидеть ясную картину мира. Вне зависимости от того, какое у вас образование. Никто не верил и не понимал, что «Академия» – это формат. Но формат этот построен на том, что огромному количеству наших соотечественников хочется знать устройство ядерного реактора или как скручивается спираль ДНК. Это глубокая потребность, в которой нельзя отказать».

А еще своими проектами «Большая опера» и «Большой балет», «Культура» доказала, что и академические искусства могут подаваться на телевидении азартно и доступно, ничуть не роняя собственного достоинства.

7. Сталинград. Памяти предков

Федор Бондарчук и исполнитель роли немецкого офицера Томас Кричман. Через 70 лет немцы и русские снова встретились в Режиссер Федор Бондарчук вновь вернулся к своему любимому жанру – широкомасштабной военной эпопее. Эпопея, посвященная Сталинградской битве, выйдет на экраны в 2013 году. За основу сценария фильма взяты дневники бойцов и свидетельства очевидцев. Чтобы понять, что на самом деле происходило в те дни в городе, сражение за который решило исход Великой Отечественной войны, Федор Бондарчук ездил в Волгоград и общался с ветеранами. По словам Федора Бондарчука, он стремился сделать фильм эмоциональным, показать психологическое напряжение и восприятие войны через чувства своих героев.

8. 200 лет тому назад: Отечество в опасности!

Фильм Алексея Пивоварова о войне 1812 года объединил приемы документалистики и игрового кино. © Рустем Адагамов (Drugoi)Генетики утверждают: поколенческая память человека способна удерживать эмоции только на протяжении трех поколений. Наверное, поэтому Отечественная война 1812 года воспринимается современниками совершенно неэмоционально. Чтобы оживить картинку, добиться зрительского сопереживания, Алексей Пивоваров, журналист и режиссер, автор фильма о войне 1812 года, применил особый художественный метод, соединив жанры расследования и игрового кино: «От документального у нас жесткое следование фактам: ни одной реплики, ни одного события не выдумано. Взяли только то, что зафиксировано в документах и было на самом деле. От художественного фильма – подход. Группа главных героев, журналистка и реконструкторы, собираются на Бородинском поле, и девушка пытается выяснить, почему здесь оказался Наполеон, кто победил в сражении и что тут вообще было. Их рассказы, оживая, превращаются в фильм».

9. Говорит и показывает Москва

Рената Литвинова, дива российского кинематографа, и Никита Михалков, его патриарх, на открытии Московского кинофестиваля. © РИА Новости, Илья ПиталевИстория с кино была бы неполной, если бы мы не вспомнили главное кинособытие года – 34-й Московский Международный кинофестиваль. Как выразилась Рената Литвинова, представлявшая в конкурсе свой фильм «Последняя сказка Риты»: «Кино – это и есть шаманизм. Каждый режиссер стремится «зашаманить» своего зрителя. У каждого свой способ». 

Медиагалерея (9 фото)

  • 01_RIAN_01072599_687x450.jpg

    Мастер ушел, но его театр остался. Сцена из спектакля «Театральный роман» – последней постановки Петра Фоменко. © Пресс-служба театра «Мастерская Петра Фоменко»

  • 02_RIAN_01136074_687x450.jpg

    Царь Борис в шапке Мономаха попирает ногой поверженный герб СССР – интерпретация пушкинской трагедии английским оперным режиссером Грэмом Виком. Партию Бориса Годунова исполняет Евгений Никитин. © РИА Новости, Алексей Даничев

  • 03_RIAN_01279827_687x450.jpg

    Вознесение царицы Анастасии. Сцена из балета «Иван Грозный». В роли Анастасии – Анна Никулина, в роли царя – Павел Дмитриченко. © РИА Новости, Владимир Федоренко

  • 04_RIAN_00547904_687x450.jpg

    Автопортрет Михаила Нестерова. Во всех жанрах, при всех режимах, на всех работах у Нестерова главное – вертикаль. © РИА Новости, А. Свердлов

  • 05_vtbrussia_Korovin03_687x450.jpg

    200 тысяч человек посетили выставку Константина Коровина в Третьяковской галерее. ©РИА Новости, Дмитрий Коробейников

  • 06_957_687x450.jpg

    Телеконкурс «Большой балет» стал одним их самых ярких начинаний телеканала «Россия-Культура» в этом году © Телеканал «Россия-Культура»

  • 07_Ludi_v_adu_687x450.jpg

    Федор Бондарчук и исполнитель роли немецкого офицера Томас Кричман. Через 70 лет немцы и русские снова встретились в "Сталинграде". © Пресс-служба ВТБ

  • 08_original_687x450.jpg

    Фильм Алексея Пивоварова о войне 1812 года объединил приемы документалистики и игрового кино. © Рустем Адагамов (Drugoi)

  • 09_vtbrussia_03_687x450.jpg

    Рената Литвинова, дива российского кинематографа, и Никита Михалков, его патриарх, на открытии Московского кинофестиваля. © РИА Новости, Илья Питалев

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости