Фестиваль закончился. Да здравствует фестиваль!

Распутин – Депардье, Михалков, шагающий по Москве, Георгий Данелия с ромашками и триумф турецкой драмы в разгар волнений в Стамбуле – самые яркие эпизоды закрытия 35 ММКФ.


Жерар, ты где?

Жерар Депардье на пресс-конференции фильма "Распутин"

Тридцатиградусная московская жара не стала помехой для столичных модников: светские львы и львицы как ни в чем не бывало «плыли» по ковровой дорожке в идеально отглаженных костюмах и роскошных платьях в пол. На лестнице, ведущей к кинотеатру «Россия», гостей традиционно встречал Никита Михалков, укрывшийся от палящего солнца под тентом. Звездные гости с нетерпением ждали премьеры закрытия – фильма «Распутин», а московская публика – актера, исполнившего в нем главную роль, новоиспеченного россиянина Жерара Депардье. Утром французско-русский актер выступил на официальной пресс-конференции фильма. Он спокойно реагировал на все попытки журналистов обсудить его жизнь с российским паспортом в кармане, по очереди признаваясь в любви к России, ее истории, культуре, людям, кинематографистам, президенту. И конечно, своему персонажу – Григорию Распутину.


Филипп Янковский: "Жерар, ты где?"

«Распутин – вечный персонаж, как Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери», – говорил Депардье. – О нем уже снято около трехсот фильмов. Даже Леонардо Ди Каприо, насколько мне известно, хочет его сыграть. Ведь что такое Распутин? Это энергия жизни, витальная сила, которая есть в каждом из нас».


Филипп Янковский, его партнер по фильму, сыгравший князя Юсупова, в свою очередь признался, что, когда мальчишкой ходил на Московский международный кинофестиваль на фильмы с Депардье, и представить не мог, что когда-нибудь будет работать с ним вместе.
Впрочем, до красной дорожки Жерар Депардье так и не доехал. Не помогли даже старания Филиппа Янковского, который отчаянно звал его со сцены: «Жерар, ты где?»

Ромашки для Данелии

Рената Литвинова

Впрочем, эмоции от отсутствия главной звезды закрытия перекрывало предвкушение предстоящей церемонии и будущего кинопоказа. Так, сопровождавшая Янковского супруга, актриса Оксана Фандера, на вопрос о самом ожидаемом фильме фестиваля ответила: «Тот, который мы увидим сегодня». А пока одни щедро раздавали комплименты еще не увиденному «Распутину», другие пытались оценить нынешний кинофестиваль. Самую лаконичную характеристику ему дала Рената Литвинова:


«Он очень русский. Еще у него есть украшение в виде Никиты Сергеевича».
Самым значимым на ММКФ актриса и режиссер назвала новый фильм Киры Муратовой «Вечное возвращение», в котором сама сыграла одну из ролей.
После того как все приятные слова были сказаны, гости с удовольствием заняли места в прохладном кинозале и началась долгожданная церемония.
Одним из главных впечатлений закрытия стала песня из фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» на стихи Геннадия Шпаликова, которая была исполнена в три приема. Первый куплет и припев пропели солистки украинского коллектива Freedom Jazz, в середине к ним присоединился ведущий церемонии Александр Олешко. Следом пустили оригинальный черно-белый фрагмент из фильма, в котором герой Никиты Михалкова поет на ступенях эскалатора, а в конце Никита Сергеевич продолжил ту же песню уже вживую.


"А я иду, шагаю по Москве"


«Не подумайте, что мы сошли с ума, просто в этом году исполняется 50 лет знаменитому фильму «Я шагаю по Москве», – пояснил президент фестиваля. – Сейчас в зале сидят Ира Мирошниченко, Галя Польских, в которую на съемках мы все были тайно влюблены, включая режиссера. Оператор Вадим Юсов, снявший шедевры мирового кино. И Георгий Данелия – великий режиссер, который не снял ни одного плохого фильма».


Георгий Данелия и Никита Михалков

Премьера фильма, кстати, состоялась именно на этой сцене, на которую Михалков пригласил Данелию, чтобы вручить ему огромный букет ромашек. Трогательная сцена предваряла самую важную часть церемонии – объявление победителей.

«Георгии» вручены!

Член жюри основного конкурса Сергей Гармаш вручал со сцены «Георгиев» за лучшую мужскую и женскую роли. Вопреки его установке, озвученной до церемонии: «Надеюсь увидеть фильм, который заставит меня смеяться так, чтобы пуговицы отлетели от рубашки», – оба приза достались за скорее драматические, чем комедийные работы. Российский актер Алексей Шевченков о своей победе узнал буквально на трапе самолета, отправляясь на очередную съемочную площадку, когда режиссер фильма «Иуда» Андрей Богатырев позвонил ему по телефону. С его помощью по громкой связи, усиленной через микрофон на весь зал, Алексей передал фестивалю свое «спасибо». Турецкая актриса Жале Арикан («Частица» Эрдема Тепегеза) присутствовала лично:


«Большое спасибо фестивалю! Моя героиня – сильная женщина в непростых обстоятельствах. Но она и не собирается сдаваться. Я хочу ее силу и надежду увезти с собой на родину – туда, где они сейчас так нужны», – говорила Жале, намекая на события, происходящие сейчас в Стамбуле.


Вместе с силой, надеждой и призом за лучшую женскую роль команда картины «Частица» увезла на родину и главный приз фестиваля – «Золотого Георгия» за лучший фильм.


Триумфаторы 35 ММКФ


Единственным русским режиссером, отмеченным ММКФ, стал Рустам Ильясов, получивший «Серебряного Георгия» за лучший короткометражный фильм «Замок эльфов». Остальные призы отправились в Польшу (лучший документальный фильм – «Отец и сын» Павла Лозиньского), Южную Корею (лучшая режиссура – Чон Ёнхён за «Ливанские эмоции») и Японию (специальный приз жюри – «Долина прощаний» Тацуси Оомори).

Верю!

Отдельным номером прошло награждение Ксении Раппопорт спецпризом Константина Станиславского «Верю» – за покорение вершин актерского мастерства. Получив награду из рук Вадима Юсова, актриса произнесла отличный монолог, который хочется привести полностью.


Ксения Раппопорт со специальным призом Константина Станиславского

«Почему-то хочется попросить прощения. Это большая честь. Я бы даже сказала – слишком большая. Ведь этот приз до этого получали актеры и актрисы, которые были для меня кумирами. Хочется сказать спасибо. Спасибо родителям за то, что научили меня верить в себя. Спасибо педагогам за то, что научили верить в предполагаемые обстоятельства – даже в такие невероятные, как сейчас. Моим партнерам, глядя на которых мне постоянно хочется крикнуть: «Верю!»

Наблюдая за тем, как Ксения держится на сцене и как уверенно обращается со словом и чувством, можно было сделать вывод: за русскую актерскую школу не надо переживать.


Подводя итоги фестиваля, Никита Михалков объявил со сцены рекордное количество зрителей, посетивших ММКФ в этом году: 72 тысячи. И закончил призывом-заклинанием: «Я надеюсь, меня услышат и в правительстве РФ, и в правительстве Москвы. Московский фестиваль уже заслужил свой адрес!» Все заинтересованные лица поняли прозрачный намек на строительство фестивального центра, который по планам должен появиться в столице в ближайшие три-четыре года.
Итог своей работы на фестивале – и ситуации в мире в принципе – подвел и выдающийся иранский режиссер Мохсен Махмальбаф. Но сперва сложил с себя полномочия председателя жюри основного конкурса и выслушал от Никиты Михалкова поток восторженных эпитетов в адрес своего кино:


До свидания, фестиваль!

«Ты сидел в тюрьме, когда я получал в Иране приз за «Рабу любви» (имеется в виду приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Тегеране в 1976 году. – Прим. авт.). С тех пор ты снял несколько потрясающих фильмов, и я рад, что мы снова встретились с тобой много лет спустя на одной сцене».


Махмальбаф, который в статусе политического беженца уже несколько лет живет вдали от дома, мудро ответил: «Политика нас разъединяет, а искусство объединяет». Эти слова, вкупе с решением жюри под руководством Махмальбафа наградить турецкую социальную драму в самый разгар народных волнений в Стамбуле, можно назвать главным итогом 35 ММКФ.


Церемонию официально завершил ее ведущий Александр Олешко: «35 Московский международный кинофестиваль объявляется закрытым!» И хотя Тридцать пятый кинофестиваль закончился, хорошее кино продолжается. Поэтому с нетерпением ждем тридцать шестого!


Никита Карцев