В круге Дягилевом

19 сентября 2011

Наталья Метелица, художественный руководитель фестиваля «Дягилев. P.S.»: «Дягилев – это не только символ нашего города, это символ нашей отечественной культуры»

Наталья Метелица
Наталья Метелица
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, который возглавляет Наталья Метелица, уже во второй раз принимает самое активное участие в организации Международного фестиваля «Дягилев. P.S.», спонсором которого является банк ВТБ.
В этот раз это неординарное событие пройдет в городе на Неве в конце октября. Впрочем, фактически фестиваль уже начался: в Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Движение, форма, танец». Наталья Метелица, худрук фестиваля рассказала корреспонденту сайта vtbrussia.ru о самых главных его событиях.

Почему именно вы и ваш музей стали одними из инициаторов дягилевского фестиваля и его активными участниками?
– Эта выставка является частью всего большого проекта «Дягилев. P.S.» ( выставка проходит при поддержке ВТБ), она связана с ним общей темой новаторства в танце, в современном искусстве. У меня с творчеством Сергея Дягилева связана фактически вся жизнь – меня со студенческих лет завораживал феномен Дягилева. В советское время его имя было под запретом, только в середине 80-х годов эта фигура начала выходить из тени. Подвижническая деятельность Дягилева – настоящее окно в Европу для России. До него мир практически не знал, что такое русская икона – именно он сделал первую выставку иконы в Европе. Он первым привез в Париж Рахманинова, Римского-Корсакова: сегодня это звучит невероятно, нам кажется, что так было всегда, но это – заслуга Дягилева. Он буквально «создал» Стравинского, Прокофьева. А в нашем музее собрана уникальная коллекция двух первых дягилевских сезонов. Поэтому мы востребованы на всех дягилевских мероприятиях по всему миру – Токио, Вашингтон, Лондон. Зато в этих городах есть оставшиеся части паззл-коллекции третьего и последующих сезонов. Нам очень интересно объединяться с ними для выставок.

Что интересного увидят и услышат в ходе фестиваля петербуржцы и гости города?
– Фестиваль является международным, и в нем участвуют артисты и организации из разных стран. В этом году знаменитый французский балетмейстер и постановщик Анжелен Прельжокаж покажет в Петербурге свой балет «Белоснежка» – это постановка 2008 года, но на фестивале состоится его российская премьера. Больше десяти лет в петербургских концертных залах не выступал известный дирижер Теодор Курентзис – ученик великого Мусина, он сейчас руководит оркестром в Перми и вместе с этим коллективом он даст уникальный концерт в Александринском театре. Курентзис известен как один из интереснейших аутентистов – он привозит огромную программу под названием «Шедевры Жана-Филиппа Рамо». Солисткой у него выступит очень известная в мире певица Барбара Ханниган – она будет петь музыку барокко в аутентичной манере. Это, конечно, концерт для гурманов, такого роскошного исполнения петербургские любители музыки, я уверена, давно не слышали.

Дягилева, безусловно, нужно представлять во всем многообразии его личности, его деятельности, не так ли?
– Конечно, и именно поэтому наш фестиваль не просто большой, он включает в себя и балетные спектакли, и симфонические концерты, в нем органично могли бы прозвучать и драматические спектакли – об этом стоит подумать в будущем. В рамках фестиваля пройдут выставки – это то, с чего, собственно, Дягилев и начинал. Состоится научная конференция из цикла «В круге Дягилевом. Импресарио в диалоге с композиторами». Пожалуй, по насыщенности, наш фестиваль не имеет себе равных – он очень полифоничный, мы рассматриваем со всех сторон явления современной культуры, и в контексте дягилевских идей, в контексте его новаций.

Несколько слов о географии фестиваля и о его творческих задачах?
– Фестиваль объединяет Петербург, Россию, Европу и Америку. Дягилев – это бренд нашего города, это символ нашей отечественной культуры. Но мы не делаем фестиваль о Дягилеве, о его наследии – мы делаем фестиваль, который несет суть дягилевского подхода – открытие новых имен, новых явлений. Более того – возможно, и созидание новых имен. Мы даже задумались, что в последующих фестивалях будем делать какой-то свой художественный продукт: либо спектакль, либо акцию, соединяющую различные виды искусств – у нас есть такие планы на будущее.

Традиционно, фестиваль проходит по нечетным годам, а в промежутке между фестивалями вы проводите крупные акции. Чего ждать зрителям и слушателям на этот раз?
– Фестиваль проходит во второй раз, и между первым и вторым мы провели Русскую масленицу в Риме. Правда, событие состоялось этой зимой, но готовили мы его в прошлом году. Оно включало выставку «Русская зима» из коллекций шести крупнейших федеральных музеев России и большой концерт фольклорных ансамблей, включая роговую музыку.

В следующем году вы тоже проведете подобную акцию?
– На следующий год мы планируем выставочный проект – совершенно грандиозный и необычный, такого в Петербурге еще не видели, но подробности не хочу озвучивать раньше времени.

Ваш фестиваль как-то пересекается с дягилевским фестивалем в Перми, с другими акциями, посвященными Дягилеву?
– Отчасти – конечно, вот сейчас к нам приезжает Курентзис, который работает в Перми. В России существует пока только Пермский фестиваль, наш и при университете действует центр Дягилева – там этим занимается Татьяна Юрьева, она на прошлом фестивале проводила вместе с нами конференцию.

Дягилев невозможен без открытий, без новых имен и уникальных событий. Вы готовите что-нибудь подобное на фестивале в октябре?
– Мы приготовили настоящее открытие, сенсацию для российских слушателей: фестиваль открывается концертом, на котором прозвучит «Орфическая трилогия» Владимира Дукельского – это мировая премьера, она нигде прежде не исполнялась. Дягилев называл Дукельского третьим музыкальным сыном – после Прокофьева и Стравинского. Этот российский композитор, родившийся в Киеве, в начале 20-х годов прошлого века эмигрировал в Америку. Там он познакомился с Гершвиным, который посоветовал ему взять псевдоним Вернон Дюк. Мы нашли рукопись его «Орфической трилогии» в Библиотеке конгресса США – одна часть этой трилогии исполнялась в Нидерландах, дирижировал Геннадий Рождественский. В трилогии использованы стихи Мандельштама, Ахматовой, Блока – мы услышим такое грандиозное, чего не слышали никогда. Участвуют солисты Мариинки, хор Капеллы, а дирижирует Скотт Данн, который работает с творческим наследием Дукельского в Америке.

Когда вы затевали этот фестиваль, вы понимали, что он потребует огромных финансовых затрат? Рассчитывали на чью-то помощь и поддержку?
– Наш фестиваль спонсирует банк ВТБ – и мы безмерно ему благодарны. У руководства банка есть понимание сегодняшних проблем российской культуры. На самом деле, у нас одна надежда на банк ВТБ, другие банки, к сожалению, не откликнулись на наши обращения и просьбы. Это так важно, чтобы наш бизнес, наше общество поняли, что культура – это единственный плот, на котором держится наша страна, весь мир.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости