Садовое кольцо

7 июня 2014

15 картинок с выставки в Михайловском саду

Утром 6 июня, в день рождения Пушкина, в Михайловском саду Петербурга пахло свежескошенной травой. Ловко управляя газонокосилкой, садовник выстригал на большой лужайке перед Михайловским дворцом экологичный британский флаг. Участники садового смотра прихорашивали свои произведения – мини-сады, или, проще говоря, затейливые клумбы.

Ровно в полдень под звуки шотландских волынщиков торжественно открылся VII Международный фестиваль ландшафтного искусства «Императорские сады России», который поддерживает банк ВТБ.

Символы Британии – от королевы Елизаветы, «Битлз» и колеса обозрения «Глаз Лондона» до мистера Бина и нынешнего «агента 007» Дэниела Крейга – появились в саду не случайно. Фестиваль включен в официальную программу российско-британского перекрестного Года культуры и проходит под патронажем принцессы Кентской Марии-Кристины и губернатора Петербурга Георгия Полтавченко.

В принципе Михайловский сад и так английский по форме – то есть планировка его достаточно свободная и несимметричная. В отличие от находящегося рядом Летнего сада, который после реконструкции стал вполне французским – каким, кстати, и задумывался. Впрочем, понятия «английского», «французского», «итальянского» сада сегодня достаточно условны. Так считает один из участников конкурса, директор королевского замка Амбуаз во Франции Жан-Луи Сюро. По его мнению, когда мы говорим о садах как об одном из высших достижений европейской цивилизации, символе рая, здесь не может быть места национализму. Поэтому неправильно говорить о чисто «французском» или «русском» саде – все большие европейские культуры имеют друг на друга заметное влияние, это понятия взаимосвязанные, закольцованные.

«На выставке в Михайловском саду представлены садовые композиции для глухих и для слабовидящих.»

Взять, к примеру, собственную композицию Сюро, «Эфемерный сад», в которой он попытался перенести пейзажи долины Луары на берега Невы. Работа Сюро посвящена еще и символической встрече двух гениев – Леонардо да Винчи и Александра Сергеевича Пушкина. Ведь Леонардо, рассказывает Сюро, похоронен в ренессансном замке Амбуаз. Теперь здесь есть сады имени да Винчи. Какое отношение к замку имеет Александр Сергеевич? Оказывается, в коллекции Амбуаз хранятся дуэльные пистолеты русского поэта, плюс имя Пушкина неразрывно связано с садами Петербурга.

Связь художника и поэта, которую так тонко чувствовали да Винчи и Пушкин, подчеркивается и в других работах, выставленных в Михайловском саду. В цветочной композиции «Платье Элизабет Браунинг» петербургский художник Надежда Анфалова фантазирует на тему романтической любви знаменитой английской поэтессы.

Публика прогуливается по дорожкам, неспешно переговариваясь, фотографируется и попивает лимонад. Вот работы мэтров садово-паркового искусства – англичанина Эндрю Даффа, многократного победителя Выставки цветов в Челси Энди Стеджена, вот Show Garden Джо Томпсон, которая получила «золото» Челси в этом году.

Есть здесь и совсем особые сады. Например, сад в представлении глухих детей – чтобы понять, что имеется в виду, зрителям здесь выдают беруши. Есть сад для слабовидящих – там собраны цветы с сильным запахом. А вот «Желтая подводная лодка», плывущая в цветочном море, которое возникает из гитары. «Мне пока трудно разобраться, много интересных работ из разных стран и городов, – говорит член жюри фестиваля, глава Санкт-Петербургского союза дизайнеров Александр Тимофеев. – Прав был Петр, первый садовник Петербурга, который не зря выписал из Франции лучших специалистов. Он был гениальный менеджер, и нам следует поступать так же». 


Медиагалерея (15 фото)

  • vtbrussia.ru_001Sad.JPG

    Тема британского футбола в этой композиции объединяет Англию и Шотландию: справа стулья в стиле Макинтоша, слева – мяч в английских розах. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_002Sad.JPG

    Не пугайтесь: эти существа – предки куклы Барби, и стерегут они воображаемую могилу Малевича. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_003Sad.JPG

    Заботливые матери тут же занялись организацией фотосессии для своих чад. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_004Sad.JPG

    От взгляда профессионала не укроется ни одна деталь, ни один листик.  © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_005Sad.JPG

    Красный дракон, страж Уэльса, стал темой этой садовой скульптуры. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_006Sad.JPG

    Британия – владычица морей. Приплыли в сад! © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_007Sad.JPG

    Венценосные птицы посещают императорские сады. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_008Sad.JPG

    Этот сад, изображающий ушную раковину, создали дизайнеры школы-интерната № 1 для глухих детей. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_009Sad.JPG

    Целая семья с удовольствием осваивает окрестности английской «консерватории», то есть оранжереи. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_010Sad.JPG

    Сад – не музей, здесь все можно трогать. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_011Sad.JPG

    Остров в центре пруда дизайнеры стилизовали под старый английский замок. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_012Sad.JPG

    «Трава – это книга, которую нужно уметь читать», – утверждает скульптор Вера Виглина. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_013Sad.JPG

    Садовая скульптура – это не обязательно классицизм или гномики. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_014Sad.JPG

    Посетители «Сада ощущений», созданного дизайнерами школы-интерната имени Грота для детей с нарушениями зрения, пытаются ориентироваться по запаху и на ощупь. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_015Sad.JPG

    Михайловский сад всегда – место встречи времен. © Александр Петросян

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

4 декабря 2013

На фестивале искусств «Дягилев P.S.» наибольший ажиотаж вызвал новый спектакль знаменитого хореографа Анжелена Прельжокажа Петербург пережил французские «Ночи»
На фестивале искусств «Дягилев P.S.» наибольший ажиотаж вызвал новый спектакль знаменитого хореографа Анжелена Прельжокажа

22 мая 2014

История моды и мода в историях: 15 фотографий с выставки в Эрмитаже Имперский дресс-код
История моды и мода в историях: 15 фотографий с выставки в Эрмитаже

2 августа 2013

Фестиваль «Звезды белых ночей» завершился историческим событием – мировой премьерой оперы «Левша» Как блоху подковали
Фестиваль «Звезды белых ночей» завершился историческим событием – мировой премьерой оперы «Левша»
Все новости