Открытие Коровина

12 августа 2011

В Государственном Русском музее открылась выставка Константина Коровина

© РИА Новости. Фото:Вадим ЖерновВыставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения выдающегося русского художника, занимает все левое крыло первого этажа корпуса Бенуа. На ней представлено около 250 работ художника из 15 музеев России. Несколько работ (самые большие его работы, почти восьмиметровые в высоту декоративные панно с видами Средней Азии) видны сразу, как только посетитель входит в корпус Бенуа: эти роскошные панно стоят в центральном помещении корпуса со стеклянным потолком, где располагается музейное кафе.

– Когда я увидел работы, отобранные для выставки, я понял, как мало я знал настоящего Коровина, – признался на открытии выставки Владимир Гусев, директор Русского музея. – Здесь впервые Константин Коровин предстает не только как пейзажист и портретист, но и как театральный художник, как выдающийся монументалист. Эти панно станут главным открытие выставки, за последние почти 110 лет их никто кроме хранителей не видел. Мы благодарны музеям Москвы, Петербурга, частным коллекционерам, предоставившим работы для этой выставки. Особенно мы благодарны спонсорам, без которых не смогли бы делать такие выставки. Это и ОАО «Банк ВТБ», и ООО «Лукойл». 

Для нас это большая честь – участие в таком грандиозном проекте, – считает Юрий Левченко, заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра ОАО «Банк ВТБ». – Мы ведем ответственный бизнес, и всегда готовы поддержать российскую культуру. И будем рады принять участие и в других проектах Русского музея
 
Для нас это большая честь – участие в таком грандиозном проекте, – считает Юрий Левченко, заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра ОАО «Банк ВТБ». – Мы ведем ответственный бизнес, и всегда готовы поддержать российскую культуру. И будем рады принять участие и в других проектах Русского музея 

Константин Коровин, один из самых ярких художников переломной эпохи рубежа XIX-XX веков, принадлежал плеяде выдающихся мастеров своего времени, в которую входили Серов, Врубель, Левитан, Нестеров. Его учителями были замечательные мастера – Саврасов, Перов, Поленов.

На открытие выставки собралось огромное количество посетителей: залы были заполнены буквально до отказа, публика подолгу задерживалась у работ, зрители фотографировались возле самых знаменитых полотен Коровина, с восторгом обсуждая увиденное.

Загадок, которые постарался раскрыть перед зрителями Русский музей, оказалось немало, фактически эта выставка – первая в России, представляющая творчество Константина Коровина комплексно, в полном объеме и в таких масштабах. В первую очередь, потому, что до 60-х годов прошлого века имя Коровина было в нашей стране под запретом: в 1923 году художник по совету Луначарского уехал в Париж, чтобы лечить заболевшего сына, и больше не вернулся в советскую Россию. Став «невозвращенцем», у себя на родине Коровин превратился в персону нон-грата – о нем перестали упоминать даже в учебниках по истории искусств, ни одна его работа не попадала на выставки.

© РИА Новости. Фото:Вадим ЖерновДругая причина, по которой организация такой выставки оказалась делом чрезвычайной сложности, состоит в том, что картины Коровина разбросаны по всему миру. Очень много из них находится в частных собраниях, есть немало работ Коровина, которые известны лишь из зарубежных каталогов 20-30-х годов прошлого века, и судьба которых сегодня практически неизвестна. Константин Коровин много и плодотворно работал, его наследие огромно, но даже примерное количество работ неизвестно. Зато известно огромное количество подделок «под Коровина»: его начали подделывать еще при жизни. В Риге в начале прошлого века была целая фабрика подделок Коровина. Кстати, часть работ, которые фигурировали на выставках советского времени, после того, как с имени мастера был снят ярлык «невозвращенца», тоже оказались подделками, потому что творчество Коровина находилось под запретом, и на первые советские выставки, как говорят специалисты, музеи брали все, что было похоже на художественный почерк мастера. Только в 80-90-е годы музейным экспертам удалось отделить копии от оригиналов.

 С Константином Коровиным произошло то, что часто случается с выдающимися художниками, – считает Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по науке. – Кажется, что о них все известно, но когда начинаешь работать над выставкой или каталогом, выясняется, что они – настоящая загадка.

Первый зал выставки в Русском музее целиком отведен под работы Константина Коровина для театра: эскизы декораций и костюмов, сами костюмы, о которых все любители искусства слышали, но никогда не видели в общей экспозиции, потому что его театральное наследие разбросано по разным музеям, собраниям, архивам. На выставке представлены его эскизы к «Дон Кихоту», «Снегурочке», «Руслану и Людмиле», «Золотому петушку», «Хованщине» и многим другим театральным постановкам. Впервые как театральный художник Коровин начал работать вместе с Василием Васнецовым и Виктором Поленовым в частной опере Саввы Мамонтова – его декорации и костюмы произвели настоящий переворот в современном театре. А вот сотрудничество с императорским театром принесло Коровину неприятности: официальные критики встретили в штыки его декорации к опере «Демон», к «Дон-Кихоту», их называли «декадентство и невежество на образцовой сцене». Но теперь без оформленных Коровиным спектаклей уже трудно представить историю русского театра.

Живя в Париже, Константин Коровин продолжал оформлять театральные спектакли: он создал декорации и костюмы для постановки «Золотого петушка» в Турине в 1924 году, он оформлял «Севильского цирюльника» для гастролей Шаляпина в Америке, много сделал спектаклей для знаменитой балерины Анны Павловой. Он очень внимательно следил за современной ему европейской художественной жизнью, ценил и понимал авангард в живописи и театре. Сохранилось его письмо о посещении Дягилевской труппы, которая в 20-х годах модернизировалась – там спектакли оформляли и Пикассо, и Де Кирико, и Сера. Коровину это очень понравилось, и он написал восторженное письмо Дягилеву.

До сих пор есть такие работы Коровина, которых мы почти не знаем, они известны лишь из каталогов 20-30-х годов, – рассказывает Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник Русского музея, куратор выставки. – Этюды, картины, посвященные Пушкину, Лермонтову – это как-то не ложится в тот контекст, который нам известен, а с другой стороны – почему бы нет? Тема Пушкина была для него необычайно близкой: известно из семейных преданий, что его бабушка встречалась с поэтом

Впервые посетители Русского музея увидят его графику, плакат «Жертвуйте жертвам войны», иллюстрации к русской классической прозе, фотографии, документы, переписку художника. Но настоящим открытием выставки стали недавно отреставрированные уникальные панно: 23 из 31, сделанные Коровиным специально для русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Этими огромными, роскошными работами был оформлен в павильоне отдел «Окраины России» – несколько десятков метров холста, расписанного темперой, представили Европе картины Крайнего Севера, Сибири, Средней Азии, виды Архангельска и Мурмана, Бухары и Самарканда, Новой Земли, берегов Байкала, лежбища котиков и сцены добычи золота. Эти работы, выполненные в стиле модерн, буквально потрясли европейцев, Коровину были вручены за них две золотые медали.

В 1901 году часть этих выдающихся работ была представлена русской публике на выставке объединения «Мир искусства», а потом они были переданы в фонды Русского музея, где находились до сих пор. На выставке в Русском музее эти работы показаны впервые за 110 лет.

© РИА Новости. Фото:Вадим Жернов Русский музей обладает самой большой в мире коллекцией российского изобразительного искусства, – говорит Владимир Гусев, директор Русского музея. – Она самая большая не только по количеству, но и по масштабу, по полноте представления. Мы храним эти вещи, чтобы постоянно показывать их и напоминать новым и новым поколениям о великих именах в истории русской культуры, русского искусства. Поэтому такой музей, как Русский, просто не имеет права сокращать количество выставок – даже когда наступают тяжелые финансовые времена. Я очень рад, что нам удается делать выставки, благодаря столь значительной поддержке спонсоров.

Текст: Наталья Шкуренок
Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости